Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация бухгалтерского учета






1.1. Установить организацию, форму и способы ведения бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов:  

- Федерального Закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 04.11.204);

- Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (в редакции от 24.12.2010);

- Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, в редакции изменений от 18.12.2011);

- Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (в редакции от 08.11.2010).

1.2. Установить, что бухгалтерский учет осуществляется и бухгалтерская отчетность формируется бухгалтерской службой, возглавляемой Главным бухгалтером.   

1.3. Установить компьютерную технологию учетной информации, организовав ведение бухгалтерского учета в 2015 году с использованием программного обеспечения «1С Бухгалтерия».   

1.4. При отражении финансово-хозяйственных операций организации использовать рабочий план счетов в соответствии с Приложением к учетной политике (Приложение 1).

1.5. Правила документооборота (Приложение 2) и технология обработки учетной информации разрабатываются и в случае необходимости пересматриваются и дополняются Главным бухгалтером или работниками бухгалтерии под контролем Главного бухгалтера; указанные правила подлежат обязательному утверждению руководителем организации и оформляются дополнительными приложениями к учетной политике в течение отчетного года.   

1.6. Утвердить график проведения инвентаризации, в соответствии с Приложением к настоящему положению (Приложение 3).   

1.7. Контроль за хозяйственными операциями возложить на Главного бухгалтера организации.

 

Методика ведения бухгалтерского учета в организации

Раздел 2. Учет основных средств

Организовать учет наличия и движения основных средств организации в разрезе их видов согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 359 (в редакции изменений 1/98 ОКОФ).

При организации учета руководствоваться ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденному Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н (в редакции Приказа от 24.12.2010); Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н (в редакции от 24.12.2010).

Для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств присваивать соответствующий инвентарный номер.

Амортизация основных средств

2.1. Стоимость основных средств погашать путем ежемесячного начисления амортизации по ним. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливать, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.   

Основание: п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н (в редакции Приказа от 24.12.2010).

2.2. Начисление амортизации объектов основных средств производить независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде линейным способом. 

Основание: п.24 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н (в редакции Приказа от24.12.2010).

2.3. Активы, в отношении которых выполняются условия, предъявляемые к объектам основных средств, но состоимостью не более 40 000 руб. учитывать в составе материально-производственных запасов.   

В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или в процессе эксплуатации организовать надлежащий контроль за их движением в аналитических регистрах бухгалтерского учета.

Основание: п.5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденному Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н (в редакции Приказа от 24.12.2010).

Изменение стоимости и срока эксплуатации основных средств

2.4. Пересматривать срок полезного использования объекта в случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей в результате произведенной реконструкции или модернизации. В остальных случаях определять срок полезного использования исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с предполагаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Основание: п.20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н (в редакции Приказа от 24.12.2010).

2.5. Учитывать затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объектов на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По завершению такие затраты увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств.   

В случае принятия решения об увеличении первоначальной стоимости объекта по факту модернизации, корректировать данные в инвентарной карточке этого объекта. Если отражение корректировок в указанной инвентарной карточке затруднено, открывать новую инвентарную карточку (с сохранением ранее присвоенного инвентарного номера) с отражением новых показателей, характеризующих достроенный, дооборудованный, реконструированный или модернизированный объект.

Основание: п.42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н (в редакции от 24.12.2010).

2.6. Переоценку объектов основных средств на конец отчетного года.   

Основание: п.15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н (в редакции от 24.12.2010).

Ремонт основных средств

2.7. Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражать на основании соответствующих первичных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.   

В бухгалтерском учете делать записи по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Основание: п.67, 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н (в редакции от 24.12.2010).

Порядок оформления выбытия основных средств

2.8. Списывать с бухгалтерского учета (счет 01 «Основные средства) стоимость объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в хозяйственной деятельности.   

Основание: п.75 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н (в редакции от 24.12.2010).

2.9. Для определения целесообразности дальнейшего использования объектов основных средств, возможности и эффективности их восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов создавать специальную комиссию. Состав и компетенцию комиссии определяет руководитель соответствующим приказом по организации. В случае признания объекта не подлежащим восстановлению комиссия составляет акт на списание, который должен быть заверен руководителем организации.   

Основание: п.77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н (в редакции от 24.12.2010).

2.10. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранить в течение 5 лет.   

Основание: п.80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н (в редакции от 24.12.2010).

2.11. Инвентарные номера выбывших инвентарных объектов основных средств не присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течении 5 лет по окончании года выбытия.   

Основание: п.11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н (в редакции от 24.12.2010).

2.12. Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы» и отражать в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся   

Основание: п.86 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом МФ РФ от 13.10.2003 № 91н (в редакции от 24.12.2010).

Раздел 3. Учет нематериальных активов

3.1. Обеспечить синтетический и аналитический учет нематериальных активов. Учет отдельных видов нематериальных активов вести на специальных субсчетах в соответствии с Рабочим планом счетов.

К нематериальным активам относить объекты при выполнении следующих условий:

- объект способен приносить экономические выгоды в будущем;

- организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем;

- возможность выделения или отделения объекта от других активов;

- срок использования объекта превышает 12 месяцев;

- первоначальная стоимость объекта может быть достоверно определена;

- отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

Основание: п.3 ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом МФ РФ от 27.12.2007 № 153н (в редакции от от 24.12.2010).

3.2. Нематериальные активы принимать к учету на основании надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права организации на результаты интеллектуальной деятельности.

При организации учета руководствоваться ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденного Приказом МФ РФ от 27.12.2007 № 153н (в редакции от 24.12.2010).

3.3. При принятии нематериального актива к учету определять срок его полезного использования. Сроком полезного использования считать выраженный в месяцах период, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды.

Основание: п.25 ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом МФ РФ от 27.12.2007 № 153н (в редакции от от 24.12.2010).

3.4. Проверить срок полезного использования, имеющихся на балансе организации нематериальных активов, на необходимость его уточнения. В случае, если срок полезного использования будет уточнен, расхождения отобразить в Приложении к настоящему Положению.

Основание: п.27 ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом МФ РФ от 27.12.2007 № 153н (в редакции от от 24.12.2010).

3.5. Не начислять амортизацию по нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования.

Основание: п.23 ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом МФ РФ от 27.12.2007 № 153н (в редакции от 24.12.2010).

3.6. По имеющимся нематериальным активам проверить способ определения амортизации на необходимость его уточнения. В случае пересмотра способа начисления амортизации измененияотобразить в Приложении к настоящему положению.

Основание: п.30 ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом МФ РФ от 27.12.2007 № 153н (в редакции от 24.12.2010).

3.7. Обеспечить раздельный учет нематериальных активов, амортизация по которым начисляется и не начисляется – учитывать такие активы на различных субсчетах.

Основание: п.п. 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.98г. № 34н в редакции Приказа МФ РФ от 24.03.2000 № 31н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (в редакции от 24.12.2010).

 

 

Раздел 4. Учет материально-производственных запасов

Организовать надлежащий учет и оценку материально-производственных запасов. При организации учета руководствоваться ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным приказом МФ РФ от 09.06.2001 № 44н (в редакции от 25.10.2010), а также «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденными Приказом МФ РФ от 28.12.2001 № 119н (в редакции от 25.10.2010)

Учет материалов

4.1. Приобретенные материалы принимать к учету по фактической себестоимости.

Основание: п.80 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных Приказом МФ РФ от 28.12.2001 № 119н (в редакции от 25.10.2010)

4.2. Установить способ списания материалов по средней себестоимости.

Основание: п.16 ПБУ 5/01»Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 № 44н (в редакции от 25.10.2010)

Учет товаров

4.3. Товары, приобретенные для перепродажи, оценивать покупным ценам (по фактической себестоимости).

Основание: п.13 ПБУ 5/01»Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 № 44н (в редакции от 25.10.2010).

4.4. Установить способ списания товаров, приобретенных для перепродажи, покупным ценам (по фактической себестоимости).

Основание: п.16 ПБУ 5/01»Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 № 44н (в редакции от 25.10.2010).

4.5. Затраты по заготовке и доставке товаров, производимые до момента их передачи в продажу включать в фактическую себестоимость.

Основание: п.16 ПБУ 5/01»Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 № 44н (в редакции от 25.10.2010)..; п.60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.1998 № 34н (в редакции от 25.10.2010).

Учет готовой продукции

4.6. Учитывать готовую продукцию по фактической производственной себестоимости.

Основание: пп.206-208»Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н.

Раздел 5. Кассовая дисциплина

5.1. При работе с наличными денежными средствами руководствоваться Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

5.2. Оформлять движение денежных средств по кассе унифицированными формами первичной документации по учету кассовых операций, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в редакции от 03.05.2000):

- КО-1 «Приходный кассовый ордер»

- КО-2 «Расходный кассовый ордер»

- КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»

- КО-4 «Кассовая книга»

- КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»

5.3. Обеспечить контроль за расчетами наличными денежными средствами с юридическими лицами. Учитывать, что лимит расчетов наличными денежными средствами в 2015 г. между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальными предпринимателями в рамках одного договора составляет 100 000 руб.

Основание: Указание ЦБРФ от 07.10.2013 № 3073-У.

5.4. При этом данное положение распространяется на один договор, независимо от периода его действия, в том числе на договора, при выполнении которых подписываются дополнительные соглашения о выполнении и оплате их отдельных этапов.

Основание: указание Банка России от 02.07.2002 № 85-Т и МНС России от 01.07.2002 № 24-2-02/252.

Ограничения в расчетах наличными деньгами по одному платежу не распространяются:

- на платежи, производимые во исполнение публичных договоров, отношения по которым регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей»;

- на операции по возврату подотчетных сумм (письмо МНС России от 16.09.2004 № 33-0-11/ 585).

Раздел 6. Порядок учета расходов и формирование себестоимости продукции (работ, услуг)

6.1. В целях управления затратами и формирования себестоимости продукции организовать синтетический и аналитический учет расходов по обычным видам деятельности. При организации руководствоваться ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 33н (в редакции Приказа МФ РФ от 08.11.2010).

Все расходы не связанные с осуществлением обычных видов деятельности учитывать как прочие расходы.

6.2. Выпущенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) учитывать по полной производственной себестоимости.

Основание: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н.

6.3. Утвердить в качестве базы распределения косвенных расходов заработную плату.

 

Раздел 7. Учет финансовых вложений. Формирование первоначальной стоимости

7.1. Финансовые вложения принимать к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признавать сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

Фактические затраты на приобретение активов в качестве финансовых вложений принимать к учету согласно перечню приведенному в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н (в редакции Приказа Минфина РФ от 27.04.2012).

7.2. Первоначальной стоимостью ценных бумаг, полученных организацией безвозмездно, признается:

- их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанная в установленном порядке организатором торговли на рынке ценных бумаг;

- сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи полученных ценных бумаг на дату их принятия к бухгалтерскому учету – для ценных бумаг, по которым организатором торговли на рынке ценных бумаг не рассчитывается рыночная цена.

 

Раздел 8. Учет отдельных видов доходов и расходов

8.1. Признавать выручку в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

- право на получение этой выручки, вытекает из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом;

- сумма выручки может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

- право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, выручку не признавать. Вместо выручки формировать кредиторскую задолженность.

Основание: п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32 н в редакции Приказа от 08.11.2010.

8.2. Признавать расходы в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

Основание: п.18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н в редакции Приказа Минфина РФ от 08.11.2010

8.3. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, учитывать в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и списывать в порядке, предусмотренном для списания стоимости активов данного вида.   

Основание: п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного МФ РФ от 29.07.1998 № 34н (в редакции приказа Минфина России от 24.12.2010).

При оформлении актива, в качестве расхода будущих периодов, руководствоваться:

- п.9, 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

- п.39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»;

- п.16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;

- п.94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

8.4. Утвердить перечень расходов, учитываемых на счете 97 «Расходы будущих периодов». Отнести к их числу:    

- права пользования компьютерными программами (на сумму фиксированного разового платежа);

- расходы, связанные с выполнением договоров строительного подряда, понесенные в связи с предстоящими работами;

- пусковые и подготовительные работы.

 

Главный бухгалтер Шурманова Ю.В

1.Роль и значение системы внутреннего контроля

Внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организации таких действий, как:

а) определение фактического состояния организации (объекта контроля);

б) сравнение фактических данных с планируемыми;

в) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

г) выявление причин зафиксированных отклонений.

Цель внутреннего контроля — информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений.

Особенность внутреннего контроля — в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому теоретически рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления, можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии. Для оптимального хода любой из стадий процесса управления над каждой из них необходим контроль.

На стадии планирования реализуются следующие контрольные функции:

оценка рациональности возможных вариантов плановых решений;

соответствие плановых решений принятым установкам и намеченным ориентирам, а также общей стратегии.

Для обеспечения рациональности и адекватности окружающим условиям самого курса действий и общей стратегии, для обеспечения соответствия управленческих решений самой возможности их успешной реализации (с точки зрения потенциалов организации) также необходим контроль. Если в стадию планирования не «включить» элемент контроля, ошибочность планирования в лучшем случае проявится на стадии организации и регулирования.

На стадиях организации и регулирования реализации управленческих решений необходим контроль правильности хода реализации принятых плановых решений для достижения необходимых результатов. Необходимо контролировать и рациональность осуществления организации и регулирования принятых решений.

На стадии учета должен быть обеспечен контроль за:

1) наличием и движением имущества;

2) рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3) состоянием выданных и полученных обязательств;

4) целесообразностью и законностью хозяйственных операций организации, и т.д.

Данные учета служат информационной базой для контроля. C другой стороны, необходим контроль качества самого учета.

На стадии анализа осуществляется оценка информации о результатах выполнения управленческих решений на основе ее разложения на различные составляющие и их соотнесения между собой. Контроль и анализ глубоко интегрированны. Данные контроля часто являются основой для проведения анализа. На стадии анализа реализуются и контрольные функции, например контроль уровня обеспеченности запасов и затрат источниками формирования. Методы анализа, используемые на стадиях осуществления контрольной деятельности, оценивают степень приближения фактических результатов к конечному пункту какой-либо управленческой программы независимо от того, изложена она в общих или конкретных выражениях. Контроль качества проведения анализа — необходимый этап при оценке информации относительно результатов выполнения управленческих решений.

вышестоящего звена (системы) управления.

Полная классификация внутреннего контроля организации представлена в Таблице 1

Таблица1

Классификация внутреннего контроля

Признак классификации Элементы класса внутреннего контроля
Форма контроля 1. Внутренний аудит 2. Структурно-функциональная форма внутреннего контроля
Уровень автоматизации контроля (признак типологии внутреннего контроля) 1. Неавтоматизированный внутренний контроль 2. Неполностью автоматизированный внутренний контроль 3. Полностью автоматизированный внутренний контроль
Методические приемы контроля 1. Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.) 2. Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.) 3. Специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики)
Значимость субъектов внутреннего контроля (с точки зрения контрольной деятельности) 1. Контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней
Иерархичность объектов контроля 1. Контроль системы объектов в целом (всей коммерческой организации) 2. Контроль подсистем системы объектов 3. Контроль отдельных объектов
Стадии проведения контроля 1. Предварительный контроль 2. Промежуточный контроль 3. Конечный контроль
Функциональная направленность контроля 1. Администраторский контроль 2. Финансово-экономический контроль 3. Бухгалтерский контроль 4. Правовой контроль 5. Технический контроль 6. Технологический контроль 7. Кадровый контроль 8. Контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации
Характер взаимоотношений контролирующего контролируемого работников 1. Контроль, обусловленный отношениями подчиненности 2. Контроль, не обусловленный отношениями подчиненности
Временная направленность контроля 1. Стратегический контроль 2. Тактический контроль 3. Оперативный контроль
Пространственный аспект 1. Входной контроль 2. Процессный контроль 3. Выходной контроль
Величина (сложность) объекта контроля 1. Тематический контроль 2. Комплексный контроль
Источники данных контроля 1. Документальный контроль 2. Фактический контроль 3. Автоматизированный контроль
Способ взаимоотношений работников 1. Односторонний (функционально-принудительный) контроль 2. Взаимный (двусторонний или многосторонний) контроль
Этапы получения информации 1. Первичный контроль 2. Сводный контроль
Характер отношения к объекту 1. Направляющий контроль 2. Фильтрующий (этапный) контроль
Характер контрольных мероприятий 1. Плановый контроль 2. Внезапный контроль
Периодичность проведения контрольных мероприятий 1. Систематический контроль 2. Периодический контроль 3. Эпизодический контроль
Полнота охвата объекта контроля 1. Сплошной контроль 2. Несплошной контроль
Время осуществления контрольных действий 1. Предварительный контроль 2. Текущий контроль 3. Последующий контроль
Интенсивность проведения контроля 1. Контроль, осуществляемый в облегченном режиме 2. Контроль, осуществляемый в нормальном режиме 3. Контроль, осуществляемый в усиленном режиме
Фазы воспроизводственного цикла 1. Контроль снабженческо-заготовительной деятельности 2. Контроль производственной деятельности 3. Контроль финансово-сбытовой деятельности

Основные этапы организации системы внутреннего контроля

Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием следующих факторов:

1.отношение руководства к внутреннему контролю (т.е. насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией);

2.внешние условия функционирования организации, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;

3.количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;

4.стратегические установки, цели и задачи;

5.степень механизации и компьютеризации деятельности;

6.ресурсное обеспечение;

7.уровень компетентности кадрового состава.

В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля — это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:

1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике.

Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа (с проведением необходимых расчетов) каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования, отраженных в соответствующих пунктах (элементах) политики.

3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же самое относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев внутреннего контроля организации.

4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

5. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).

6. Определение путей совершенствования системы внутреннего контроля с учетом перманентного развития организации и непрерывно меняющихся внутренних и внешних условий ее функционирования.

При организации системы внутреннего контроля должны приниматься во внимание все ее принципы. Значение показателя ее результативности (совокупной результативности отдельных элементов системы внутреннего контроля), полученного на основе экспертных оценок и несложных расчетов, должно быть больше ее стоимости с учетом неполученного альтернативного дохода.

Подводя итоги, следует сказать, что организация эффективной системы внутреннего контроля позволит:

- обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях конкуренции;

- сохранить и эффективно использовать ресурсы и возможности организации;

-своевременно выявлять и минимизировать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управлении организацией;

-сформировать адекватную современным перманентно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

В связи с этим особую актуальность приобретают задачи разработки типовых программ организации, развития и совершенствования системы внутреннего контроля (для различных организаций в плане организационно -правовых форм, видов и масштаба деятельности, размеров, организационных структур управления). Данные программы должны быть разнообразны. Их следует разрабатывать с учетом: различных начальных условий и возможностей организаций; тенденций развития экономики страны в целом и действующих механизмов ее функционирования; сложившихся национальных и местных традиций; менталитета персонала. Со временем в России должны быть созданы «библиотеки» таких программ для различных типовых условий.

 

 

2.Налоговый учет расходов

 

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведённых расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).В соответствии со ст. 252 и 253 НК РФ в налоговом учёте расходы в зависимости от их характера и условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на два вида:

-расходы, связанные с производством и реализацией;

-внереализационные расходы.

Ст. 252 НК РФ установлено, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесёт такие расходы. Таким образом, порядок отнесения указанных затрат к расходам является элементом учётной политики организации для целей налогообложения. Также как и доходы, расходы признаются либо:

1) методом начисления;

2) кассовым методом.

При методе начисления расходы признаются в том отчётном периоде, к которому они относятся независимо от фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты (п. 1 с. 272 НК РФ).При кассовом методе расходами признаются затраты после их фактической оплаты (п. 3 с. 273 НК РФ). Исходя из принципа соотнесения расходов с полученными доходами, расходы признаются кассовым методом в том случае, если этот метод используется для признания доходов. В ст. 253 НК РФ приведена группировка расходов, связанных с производством и реализацией, по двум признакам:

1) по целевому назначению расходов;

2) по экономическим элементам или по экономическому содержанию.

Расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ), подразделяются по следующим признакам:

- по составу:

-расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой и реализацией товаров (работ, услуг и имущественных прав);

-расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

-расходы на освоение природных ресурсов;

-расходы на НИОКР;

-расходы на обязательное и добровольное страхование;

-прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

- по экономическому содержанию:

-материальные расходы;

-расходы на оплату труда;

-сумма начисленной амортизации;

-прочие расходы.

Кроме того, расходы, связанные с производством и реализацией, согласно ст. 318 НК РФ подразделяются на:

-прямые;

-косвенные.

К прямым расходам относят:

- материальные расходы (затраты на приобретение сырья и материалов, а также комплектующих);

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг);

- сумма ЕСН, начисленного на оплату труда производственного персонала;

- амортизация основных средств, которые используются при производстве товаров (работ, услуг).

Все остальные расходы (кроме внереализационных) для целей налогообложения относят к косвенным. На прямые и косвенные расходы подразделяются в том случае, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления.

В состав материальных расходов, принимаемых для целей налогообложения и установленных в ст. 254 НК РФ, входят затраты налогоплательщика на приобретение материально-производственных запасов (сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, топлива, воды, энергии), а также затраты на приобретение работ и услуг. Условием признания указанных затрат в качестве материальных расходов является их обоснованность. Материально-производственные запасы должны быть использованы только для тех целей, которые установлены в ст. 254 НК РФ, услуги и работы должны иметь производственный характер.

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, в соответствии с принятой организацией учётной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки сырья и материалов:

- метод оценки по стоимости единицы запасов;

-метод оценки по средней стоимости;

- метод ФИФО;

Состав расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения, установлен ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются:

- заработная плата;

- начисления стимулирующего и компенсирующего характера;

-надбавки и доплаты, предусмотренные законодательством РФ;

-премии и единовременные вознаграждения;

- суммы платежей работодателей по договорам обязательного и некоторым договорам добровольного страхования, заключённым в пользу своих работников.

Названные начисления, надбавки и расходы включаются в состав расходов на оплату труда, если они предусмотрены нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и коллективными договорами.В соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ в составе расходов на оплату труда не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставленных руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.В расход на оплату труда для целей налогообложения прибыли включают отчисления в резерв на предстоящую оплату отпусков или в резерв на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет (ст. 255 НК РФ).Налогоплательщик, принявший решение о создании резерва на предстоящую оплату отпусков, обязан отразить в учётной политике для целей налогообложения на следующий налоговый период:

-принятый им способ резервирования;

-определить предельную сумму отчислений;

-ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (ст. 324.1 НК РФ).

Для этого налогоплательщик составляет специальный расчёт, где приводит:

- расчёт размера ежемесячного отчисления в резерв исходя из предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая сумму ЕСН. Процент отчисления в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда;

- предполагаемую годовую сумму расходов на оплату труда, включая сумму ЕСН;

- рассчитывает ежемесячный процент отчислений в резерв путём деления предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков (с учётом ЕСН) на предполагаемую годовую сумму расходов, на оплату труда (с учётом ЕСН).

Расчёт процента отчислений на оплату отпусков следует производить по категориям работников (п.2 ст. 324.1 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 324 НК РФ налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва на конец налогового периода. Недоиспользованная на последний день текущего налогового периода сумма резерва подлежит обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 324.1 НК РФ при корректировке резерва предстоящих расходов на оплату отпусков во внимание принимают:

1) количество дней не использованного отпуска;

2) среднегодовую сумму расходов на оплату труда работников с учётом установленной методики расчёта среднего заработка;

3) размер обязательных отчислений ЕСН.

Если при уточнении учётной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает не целесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка резерва должна быть включена в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.К производственным расходам, учитываемым для целей налогообложения, относят расходы на амортизацию. Амортизируемым имуществом в целях применения гл. 25 НК РФ признаются: имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путём начисления амортизации.

Амортизируемое имущество – это основные средства и нематериальные активы организации. Условиями, включающие имущество в состав амортизируемого, являются срок полезного использования имущества, превышающий 12 месяцев и первоначальная стоимость более 40 000 руб. В соответствии со ст. 257 НК РФ, под основными средствами понимается часть имущества, используемая в качестве средств труда для производства и реализации товаров или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Состав основных средств, относимых к амортизируемому имуществу, установлен постановлением Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационную группу». Согласно классификации основных фондов, основные средства группируется следующим образом:

-здания;

-сооружения;

-жилище;

-машины и оборудования;

-транспортные средства;

-инвентарь производственный и хозяйственный;

-скот рабочий, продуктивный и племенной;

-многолетние насаждения.

Порядок отражения и ведения НУ по операциям реализации основного средства, установленный в ст. 263 и 323 НК РФ. Выручка от реализации основного средства является доходом от реализации. Доход от реализации при исчислении налоговой базы учитывается без сумм налога, предъявленных покупателю. Величина дохода от реализации основного средства определяется в соответствии с условиями договора. Расходами, уменьшающими доход от реализации основного средства, являются:

-остаточная стоимость амортизируемого имущества;

-иные расходы, непосредственно связанные с реализацией основного средства, в частности расходы по хранению, разгрузке (погрузке) и транспортировке реализуемого имущества.

Если остаточная стоимость амортизируемого имущества и расходы, связанные с его реализацией превышают выручку от реализации данного имущества, то полученная разница признаётся убытком, которая учитывается в целях налогообложения в составе прочих расходов равными долями в течении срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ). Налогоплательщик обязан вести учёт доходов и расходов от реализации основных средств отдельно по каждому объекту. Соответственно, прибыль (убыток) определяется по каждому реализованному объекту основного средства отдельно, т.е. прибыль от реализации одного из основного средства не перекрывает убыток от реализации другого. Состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установлен ст. 264 НК РФ. Указанные расходы могут быть разделены на следующие группы:

1) расходы, применяемые для целей налогообложения в пределах норм и нормативов;

2) расходы, применяемые для целей налогообложения исходя из фактически произведённых затрат;

3) расходы, признание которых для целей налогообложения ограничено определёнными условиями;

4) расходы, при признании которых учитывают требования соответствия их с законодательством и нормативных актов.

Главой 25 НК РФ установлены нормативы для 7 видов расходов:

1) добровольное страхование работников;

2) компенсация за использование личных легковых автомобилей в служебных целях;

3) суточные и полевое довольствие;

4) ремонт основных средств;

5) проценты по кредитам и займам;

6) некоторые затраты на рекламу;

7) представительские расходы.

Для каждого вида расходов НК РФ установлен свой порядок расчётов нормативов. Для одних просто введена предельная сумма; нормативная величина других равна определенному проценту от расходов на оплату труда; для третьих – процент от объема выручки.

Перечень внереализационных расходов приведён в ст. 265 НК РФ. В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

Порядок признания внереализационных расходов при методе начисления и кассовом методе установлен в ст. 272 и 273 НК РФ. При кассовом методе внереализационными расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При методе начисления дата признания внереализационных расходов определяется в зависимости от вида расхода.

К внереализационным расходам относятся и другие обоснованные расходы, к ним приравнивают также, полученные налогоплательщиком в отчётном налоговом периоде убытки:

-суммы безнадёжных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадёжных долгов, не покрытые за счёт средств резерва;

-потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;

-расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах;

-потери от стихийных бедствий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций;

-убытки по сделке уступки права требования.

При списании нематериальных активов сумму недоначисленной амортизации учитывают во внереализационных расходах (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Кроме того, организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам, резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

В расчёт налоговой базы по налогу на прибыль не включаются расходы, не соответствующие требованиям ст. 252 НК РФ, если они:

-документально не подтверждены;

-не оправданы экономически;

-не связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы, приведённые в ст. 270 НК РФ. Расходы, не учитываемые при налогообложении, можно объединить в следующие группы.

1 группа: выбытие активов, не признаваемых расходами в бухгалтерском учёте (например, в виде расходов по приобретению и созданию амортизируемого имущества; в виде взноса в уставный капитал, вклада в простое товарищество; в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога).

2 группа: сборы и иные аналогичные платежи (например, в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, внебюджетный фонд; в виде суммы налога, начисленных в бюджеты различных уровней; в виде сумм налога, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю товаров, работ, имущественных прав).

3 группа: выплаты в пользу работников организации (например, выплаты в пользу работников организации; премии, выплачиваемые работникам за счёт средств специального назначения или целевых поступлений; доходы по акциям или вкладам трудового коллектива организации).

4 группа: сверхнормативные расходы (например, расходы на добровольное страхование работников; расходы по обязательным видам страхования имущества; плата за нотариальное оформление).

5 группа: прочие расходы, не признаваемые для целей налогообложения (например, убытки по объектам обслуживающих производств и хозяйств; расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества; отрицательная разница от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.