Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политическая жизнь в Казахстане в 1991-2012 гг.






Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения основных прав и свобод человека.

1992 г. стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. 3 марта республика стала членом ООН, позже вошла в другие международные организации. Тогда же разрабатывается и государственная символика. 4 июня 1992 г. были утверждены Государственный Герб и Флаг Казахстана, 11 декабря - его Государственный Гимн.

Были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти. В январе 1993г. была принята Конституция Казахстана, объявившая его унитарным, светским и демократическим государством. Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции 30 августа 1995 г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному парламенту, состоящему из сената (по два депутата от каждой области) и мажилиса (67 депутатов). 29 апреля 1995 г. в республике состоялся референдум, продливший срок полномочий Президента Н. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. В 1997 г. произошло важное событие в жизни Казахстана - перенос столицы в Астану, что было продиктовано целым рядом экономических и политических причин, имеющих стратегическое значение.

Ухудшение макроэкономических показателей и угроза нового витка кризиса привели к тому, что Президент пошел на беспрецедентный шаг - объявил о срочном сложении с себя полномочий и новых выборах. Прошедшие 10 января 1999 г. выборы показали, что большая часть народа Казахстана поддерживает нынешнюю политику Разделы государства и курс на реформы. Впервые в истории Казахстана выборы Президента прошли на альтернативной основе. 1 Политические реформы не завершены и предполагают дальнейшее совершенствование структуры правительства, исполнительных властей, реформирование законодательства, административно-политического деления государства.

69. Образование, наука и культура Республики Казахстан в 1991-2013 гг.

После 1991 г. определенный кризис испытывает и система образования. На 1 января 1993 г. в Казахстане было закрыто 303 детских сада на 154 тысяч мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений - школ и высших учебных заведений.Принятие Закона о языках и соответствующие статьи Конституции позволили начать возрождение национального образования. Из 8 610 общеобразовательных школ 3 379 работают на казахском языке, 72 - на узбекском, 16 - на уйгурском, 3 - на таджикском, 1 - на турецком языке, увеличилось число смешанных школ - до 2299. Количество школ, работающих только на русском языке, уменьшилось до 2 840. Для изучающих казахский язык вышло в свет 78 книг общим тиражом 5 млн. экземпляров. Тем не менее еще рано говорить о необратимости процесса возрождения казахского языка, государственная политика в этом вопросе непоследовательна.Крупным событием в культурной жизни Казахстана стал Всемирный курултай казахов, собравшийся в сентябре 1992 г. и объединивший известных писателей, поэтов, ученых, общественных и религиозных деятелей со всего мира. В то же время в культурных процессах наблюдаются и негативные моменты, упало финансирование учреждений культуры, науки, образования, усилилась их коммерциализация, вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищенность врачей и учителей. В целом, процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками

5. Племенные союзы саков на территории Казахстана (7 – 4 вв. до н.э.): хозяйство, общественный строй и культура

В I тысячелетии до н.э. обширную территорию, от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма, заселили многочисленные племена, носившие общее название «Сак». Геродот (V век до н.э.) пишет о них как о скифах, персы их называют «сак». Под названием скифов ранние кочевники были известны в Европе.

Общество саков состояло из военной арестократии, жрецов и рядовых общинников. Саки были скотоводами, занимались разведением лошадей, крупного и мелкого домашнего скота, были великолепными наездниками и стрелками из лука. В персидских клинописях говорится о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-хаомаварга (саки, изготавливающие напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие остроконечные шапки). Саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи и в северном Причерноморье; саки-тиграхауда - в районе средней Сырьдарьп на Тянь-Шане и в Семиречье, саки-хаомаварга - в долине реки Мургаб.

Сакские племена объединялись в союзы. Во главе племенных союзов стояли верховные вожди, их называли царями. Цари избирались военным советом племен, входивших в состав союза. Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Вождь племенного союза - царь распределял между родами пастбища и угодия для перекочевки, устанавливал порядок использования этих земель.

В сакском обществе выделяются три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовал свой определенный цвет одежды: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. Он был воплощением всех слоев народа. Об этом свидетельствует захоронение в кургане Иссык сакского царя.

С 7 в. до н.э. у саков возникло своеобразное и яркое явление в искусстве, так называемый «звериный стиль». Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя. Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. Боги воплощались в различных животных и птиц, фантастических зверей, таких как крылатые кони, кони-грифоны.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу композиции. Изделия из золота, серебра, бирюзы украшали человека, его одежду, сбрую коня, предметы быта. Широко развивалась резьба по дереву, косторезное искусство и обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы, из камня - алтари, блюда.

Важнейшим источником по истории сакеких племен, их материальной и духовной культуре являются археологические памятники - могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. На территории Центрального Казахстана сложилась так называемая «тасмолинская культура» (могильник в урочище Тасмола). Крупные могильники обнаружены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты.

Письменные источники и археологические данные говорят, что уже в 8-7 вв. до н.э. племена саков были связаны с цивилизациями древнего мира - Ассирией и Мидией, а с середины 6 в до н.э. – с государством Ахеменидов (Персия-Иран). Саки принимали участия во многих исторических событиях того времени. Особенно тесные отношения имели сакские племена с Ираном, в качестве союзников, то в качестве противников (походы Кира в 40 г. до н.э.. Дарий - 519 г. до н.э.). В 30-х гг. IX в. до н.э. греки-македоне под предводительством Александра Македонского пришли в скифо-сакские степи. О семиреченских саках (народ «сэ») упоминает китайская хроника. Во II в. до н.э. юэчжи-усуни, вытесненные со своих пастбищ в Восточном Туркестане, обрушились на саков Семиречья. Саки ушли в нескольких направлениях к Сырдарье и сокрушили господство наследников Александра.

В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что в начале сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные примеси центрально-азиатского происхождения.

Во II тысячелетии до н.э. сакские племена Восточного Казахстана перешли Яксар (Сырдарью). В числе их были: тохары, ассионы, сазарадки.

Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурные связи и торговые отношения возникли раньше, в эпоху поздней бронзы и в Киммерийское время, но культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках. Походы кочевников с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство, способствовали развитию строя военной демократии, выделению и укреплению положения племенной аристократии.

6. Племенные союзы хуннов. «Великое переселение народов»

В истории широко известно имя гуннов. Гунны во главе с Аттилой производили опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало «Великому переселению народов», что привело к падению Римской империи. Менее известны - азиатские племена гуннов, обитавшие в Центральной Азии; в том числе и на территории Казахстана, в последние века до н.э. - первые вв.н.э. В исторической литературе они известны под именем хунну, или сюнну.

Возвышение хуннов было связано с именем Модэ шаньюя, который, придя к власти в 206 г. до н.э., осуществил ряд завоеваний и победоносных войн.

В 55 г. до н.э. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части - южную и северную. В северо-западной Монголии, вблизи озера Кыргыз-Нур. властитель северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершил походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях Чжичжи находился и с Китаем.

Усиление Чжичжи серьезно беспокоило Китайскую империю. Попытка нейтрализовать Чжичжи дипломатическим путем не увенчалась успехом и китайцы разгромили ставку Чжичжи, а его самого убили.

Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н.э. Хунну двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В IV в.н.э. хунны и другие кочевые племена достигли южнорусских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов.

По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. В первой половине I тысячелетия нашей эры меняется антропологический тип жителей Казахстана. У племен Семиречья и Южного Казахстана появляются монголоидные черты.

Главную роль в жизни хуннов играло скотоводство.

Система хозяйства хуннов может быть названа первобытным или экстенсивным скотоводством. Скот круглогодично содержался на подножном корме, без заготовок корма на зиму. У хуннов существовали также оседлость и земледелие.

Высокого развития достигло военное дело. Основу войска хунну составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были луки и стрелы.

В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколений» (старейшины).

Источники сообщают о существовании среди хуннов частно-семейной и личной собственности на скот. Помимо личной собственности на скот в источниках имеется указание на личную собственность на землю.

Письменные источники сообщают также о формах власти в хуннском обществе. Во главе страны стоял шаньюй, который был неограниченным владыкой. Вслед за шаньюем шли князья, носившие общее название темников.

Таким образом, появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, распространение письменности ознаменовало собой переход гуннов к новому этапу - классовому обществу и государству.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.