Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Голова — предмет темный






и исследованию не подлежит [1]

Главный вопрос, который на протяжении столетий терзал всех, при­частных к созданию и продаже товаров и услуг, в свое время был ге­ниально выражен героем Владимира Басова в фильме «Приключения Электроника»: где же у него кнопка? Знание «кнопки», которая застав­ляла бы покупателя положить в свою покупательскую корзину нужный производителю товар или услугу, открывает перед этим производителем безграничные возможности развития. Вот почему, начиная с начала 60-х годов прошлого века, на свет появились сотни теорий, так или иначе объясняющих поведение покупателя.

Особой разницы между ними не было — все они описывали различные состояния человека в процессе покупки. По наиболее распространенной классификации их всего пять: Инициатор («было бы здорово это ку­пить!»), Покупатель («ох, вечно мне говорят куда идти и что покупать»), Влиятель («ребята, давайте все-таки возьмем не светлое, а темное!»), Пользователь («ну-ка, ну-ка, что у нас тут?!») и Оценщик («больше эту гадость чтобы не брали!»). Конечно, если речь идет о приобретении жева­тельной резинки, то все эти роли один человек «проигрывает» в течение одной-двух секунд, которые отделяют его от мгновенно возникшего желания ее купить до первых вкусовых ощущений от продукта. Другой полюс этого процесса можно представить себе в виде государственной закупки военного оборудования: тут все этапы процесса могут быть расписаны законодательно и закреплены за разными юридическими лицами, а ситуация может развиваться месяцами или даже годами.

Несмотря на то, что мы так логично разделили процесс на этапы (табл. 3.1), в реальной жизни все может выглядеть более сложно. Ини­циатор может оказаться недостаточно активным, и процесс покупки просто не начнется. Влиятель не сможет убедить покупателя в непра­вильности выбора, а Оценщик не найдет убедительных доводов против приобретенного товара, и очевидная для него ошибка будет повторяться при других «походах в магазин».

На страницах этой книги мы будем говорить в основном о двух состоя­ниях — Покупатель и Пользователь, так как именно эти «воплощения» чаще всего отчетливо выделены во взаимодействии людей с товарами массового потребления. В благоприятном для нас случае Покупатель является и Инициатором покупки, и Влиятелем, и Пользователем, и Оценщиком. В более сложном — Покупатель может не быть Пользова­телем, но иметь решающее влияние при выборе товара (закупка одним членом семьи товаров в супермаркете для всей семьи, покупка мамой еды или игрушек для ребенка, приобретение мужем автомобиля для семьи и пр.).

Таблица 3.1. Описание состояний при взаимодействии с товаром/услугой

 

Состояние Описание
Инициатор Начинает процесс покупки товара через высказывание намерения (спонтанное осознание необходимости, запланированная заранее покупка, установленные правила и пр.)
Покупатель Физически совершает процесс приобретения товара или услуги, которая рекомендована к приобретению Инициа­тором. Но может сделать и свой выбор, основываясь на внутреннем представлении о том, что необходимо. При этом он (она/они) может пользоваться как своими, так и чужими деньгами
Влиятель Имеет решающее или рекомендательное влияние на Покупателя, которое может полностью или частично изменить его мнение о том, что нужно купить
Пользователь Тот (те), кто будет пользоваться товаром или услугой
Оценщик Выносит окончательный вердикт о купленном товаре или услуге. При этом сам может не пользоваться им (ей). Его мнение учитывается в будущем (при продолжении поль­зования товаром или при следующей покупке)

В итоге попытки объяснить с рациональной точки зрения процесс выбора и покупки товара, в который включено множество совершен­но нерациональных и до конца не понятых факторов, закончились, оставив нам на память несколько более-менее логичных схем. Самая известная из них, наверное, в силу своей простоты и приближенности к жизни, — AIDA.По преданиям старины глубокой, AIDA сначала в виде модели «внима­ние — включение — понимание» была предложена в 1913 году Уолтером Дилл Скоттом (filter Dill Scott), психологом Northwestern University. В дошедшем до нас четырехбуквенном варианте формула появилась с легкой руки некоего Стронга (Е. К. Strong) в 1925 году. Отдавая дань ува­жения этой самой короткой и популярной в рекламе формуле, приведем «расшифровку» четырех шагов.

Attention (англ. — внимание). Потребитель должен получить инфор­мацию о товаре: о том, что он существует, где находится, как работает, зачем нужен и как его получить.

Interest (англ. — интерес). Потребитель должен быть стимулирован для того, чтобы проявить интерес к товару. Какими специальными ха­рактеристиками, нужными потребителю, обладает товар? Как он может удовлетворить его потребности? В ходе этой стадии потребитель выра­батывает отношение к продукту, решая, нужен ли он ему.

Desire (англ. — желание). Если реакция потребителя положительная, и интерес проснулся, то на этом этапе следует создать у него желание совершить покупку. Это происходит путем соединения в воображении покупателя тех нужд, который он имеет, и преимуществ продукта. Фак­тически мы должны убедить потребителя, что продукт способен удовле­творить его желания и нужды. Это убеждение приводит к...

Action (англ. — действие). На этом этапе покупатель встает, идет в магазин и покупает товар, т. е. совершает действие.

В принципе здесь нельзя ни убавить, ни прибавить; все вроде бы так и происходит. Но люди были бы слишком просты, если бы остановились на представлении покупки как процесса из четырех шагов, поэтому поз­же появились более сложные модели. В 1967 году Робинсон, Фаррис и Винд[2] (Robinson, Farris and Wind) предложили рассмотреть покупку как проблему, в ходе решения которой человек предпринимает следующие шаги: осознание проблемы, поиск информации, оценка альтернатив, решение о покупке, последующее поведение. Эта модель изображена на рис. 3.1.

 

Осознание проблемы
 
Поиск информации
 
Оценка альтернатив
 
Решение о покупке
 
Последующее поведение

Рис. 3.1. Модель представления покупки как проблемы по Robinson, Farris и Wind

 

 

Уповая на интеллект читателя, не будем объяснять каждый этап: названия говорят сами за себя. Заметим только, что на каждой из них покупателя должна сопровождать постоянная информационная под­держка. Ему можно помочь осознать проблему, дать нужную информацию, склонить на свою сторону при оценке альтернатив, убедить принять решение о покупке в пользу нашего товара и подтвердить его выбор на этапе «постпокупочного» поведения.

Модель Робинсона, Фарриса и Винда может быть применена к любой покупке, тогда как новый товар резко отличается от уже существующего по схеме поведения покупателя. К старым товарам уже не нужны осо­бенные объяснения, они должны лишь вовремя «попасться на глаза» покупателю. В отношении новых нужно еще доказать, что они достойны внимания будущего владельца. Вот почему на свет появились различные модели поведения покупателя относительно новых товаров. Одна из них была предложена Эверетгом Роджерсом[3] (Everett Rogers) в 1962 году для инноваций вообще и предполагала следующие этапы: известность, убеждение, решение, внедрение, подтверждение (рис. 3.2).

Покупка нового товара начинается с того, что производитель должен создать ему известность, так как потребитель не сможет рассматривать новинку как один из вариантов решения своей проблемы, не зная о ее существовании. Формирование потребителем мнения о новинке (поло­жительное или отрицательное) наступает на следующем этапе, который называется убеждение.

Затем принимается решение — принять новый товар или нет. Внедре­ние — покупатель начинает пользоваться новинкой. Постадаптационное подтверждение требуется покупателю, чтобы окончательно убедиться в том, что он принял мудрое решение, купив новый продукт (на этом этапе таким подтверждением часто выступает дальнейшая реклама то­вара, одобрение со стороны знакомых, быстрый рост базы покупателей, звонок или письмо с благодарностью от производителя и т. д.), или в том, что он ошибся.

Поведение покупателей (consumer behavior) оказалось благодатной почвой для создания всевозможных моделей. К настоящему моменту их насчитывается несколько десятков, и все они используются специа­листами, чтобы объяснить, почему, приобретая товар или услугу, тот или иной индивидуум поступил так или иначе.

Задача, стоявшая перед специалистами по рекламе, оказалась слож­ной: требовались разработки таких сообщений, которые являлись бы универсальными для всех этапов покупки товара. Конечно, гипотетиче­ски существует возможность на каждом этапе цикла покупки «доставать» будущего счастливого владельца товара точно выверенным именно для этого шага рекламным обращением, но на практике это оказалось невоз­можным. Поэтому рекламисты начали искать другой путь — создавать универсальное сообщение, которое могло бы передать все преимущества товара и охватить все этапы целиком.

Обобщение всегда приводит к потере точности. Однако были найдены пути передачи дополнительных, уточняющих сообщений через другие каналы (например, при единой рекламной кампании торговой марки (ТМ) одежды в журналах для молодежи появляется фотография и рассказ о предназначенной только для подростков серии джинсов, а в ежене­дельниках для женщин — интервью с известной предпринимательницей, главой компании, предпочитающей костюмы именно этой марки). Но основная проблема — как создать уникальное и универсальное обобще­ние, — по-прежнему терзала сотрудников рекламных агентств.

Первым, кто предложил вполне универсальную формулу создания такого сообщения, был Россер Ривз (Rosser Reeves), который, будучи директором агентства Ted Bates (Нью-Йорк, США), своей книге «Reality in Advertising» описал теорию Уникального Торгового Предложения (УТП) — Unique Selling Proposition (USP). Согласно теории USP, сооб­щение о товаре должно быть таким, как показано ниже.

 

Известность
 
Убеждение
 
Решение
 
Внедрение
 
Подтверждение

Рис. 3.2. Модель представления покупки нового товара по Everett Rogers

 

 

• Уникальным. Наше USP присуще только нашему товару; это за­
явление, которое не может быть повторено никем другим в этой
области. То, что отличает наш продукт от других, и в чем он пре­
восходит иные товары.

• Торговым. USP должно продавать. Наше предложение должно быть
прямо связано с желаниями и потребностями покупателей и побуждать к действию. Оно должно быть настолько привлекательным и мотивирующим, чтобы новые потребители заинтересовывались товаром или отказывались от покупки конкурентной продукции.

• Сформулированным как четкое предложение. Предложение долж­но быть ясное, чрезвычайно привлекательное для потребителя. Оно должно четко говорить покупателю, какие именно преимущества предлагает данный продукт[4].

Таким образом, по Ривзу, с одной стороны, товар должен обладать такими свойствами, которые позволят говорить о его уникальности, а с другой — рекламисту достаточно создать такое сообщение, которое будет понятно покупателю и заставит его раскошелиться. Надо сказать, что сам Россер доказал миру, что его формула имеет право на существование. «Тает во рту, а не в руках» (конфеты M& M's), «Колгейт очищает ваше дыхание, пока вы чистите зубы», «Как вы произносите слово " облегче­ние"? R-O-L-A-I-D-S» — все это «формулы» УТП, за успешность которых, миллионы американских покупателей проголосовали кошельком. Однако идея УТП б ыстро подверглась критике. Многим специалистам было невдомек, как в мире массового производства можно найти уникальные характеристики у почти одинаковых товаров. Поэтому одновременно с концепцией УТП появились другие, например, теория у Emotional Selling Proposition («товар должен вызывать у потребителя уникальные эмоции»), или вполне оригинальные — например, позиционирование (positioning).

Согласно теории позиционирования, впервые внятно и доходчиво из­ложенной Элом Райзом и Джеком Траутом в книге «Позиционирование: битва за ваше сознание» (Ries А. & Trout J., Positioning: The Battle for your Mind) в 1981 году, товар только тогда может претендовать на успех, если способен объяснить, зачем он нужен и чем отличается от подобных ему конкурентных. Причем второму компоненту позиционирования — от­личию — авторы идеи придавали особое значение.

Книга Траута и Райза неоднократно издавалась на русском язы­ке, и любой желающий может ознакомиться с теорией этих авторов. И к счастью, и к сожалению одновременно, слово «позиционирование» стало словом-паразитом, которое используется маркетологами к мес­ту и не к месту. Двадцать пять лет, прошедшие со дня опубликования Positioning: The Battle for your Mind, как-то почти прошли мимо мирового маркетингового сообщества. Об этом очень убедительно написал в своей книге Джеральд Залтман «Как мыслят потребители» (Санкт-Петербург, Издательство «Прайм-Еврознак», 2005). Поэтому маркетологи до сих пор оперируют термином «позиционирование», не особенно разбираясь ни в этом, ни в других, более сложных понятиях. Вот почему мы решили уделить немного внимания термину «бренд».

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.