Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, задачи и методы этнопсихологии. Актуальные проблемы современной этнопсихологии.




Этнопсихология - это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые также в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики (Андреева Г.М.). Это наука изучающая закономерности развития и проявления национально психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей. Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Этнос ( этническая общность) – исторически сложившаяся на опред-ной территории общность людей, обладающая единым языком, общими относит-но стабильными особ-ми культуры и психики, а также общим сознанием своего единства и отличия от всех др подобных образований. Формир-ние этноса обычно происходит на основе единства терр-рии и экон-кой жизни, однако, в рез-те миграций, многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам выражающим системные св-ва этноса и отделяющим его от др этноса отност-ся: язык, народное искусство, традиции, обычии, нормы поведения. Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологиикак самостоятельной науки. Создание новой дисциплины – психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М. Лацарусом и Х.Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов(этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание. Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д.Кавелина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. По мнению Вундт а, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов. Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г.Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется? Предмет. Это чувство принадлежности к этносу. (этническая принадлежность) Этничность- это социологическая категория, принадлежность к этносу по определённым признакам (место рождения, язык, культура). Задачи этнопсихологии как науки. 1. выявление психологических механизмов, формирование позитивной этнической и культурной идентичности (патриотизм напр.).2. исследование проблем межэтнического взаимодействия, механизмов межэтнической напряженности, особенностей восприятия, явления этноцентризма и этнической интолерантности. 3. изучение механизмов аккультурации (вхождения человека в иную культурную среду). 4. сравнительное (кросскультурное) изучение национально-психологических особенностей различных народов мира, источники формирования национально-психологических особенностей, специфика мотивационной сферы, своеобразие коммуникативной сферы, выявление отличительных национальных черт, выработка рекомендаций для руководителей предприятий, педагогических работников и др.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.