Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее представление о внимании. Теории внимания. Виды и свойства внимания. Методы исследования внимания. Развитие и расстройства внимания.






Внимание – это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Функции:

1. Функция отбора - сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

2. Функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

3. Функция внимания является регуляцией и контролем протекания деятельности.

Виды:

1. Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание)

2. Произвольное - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. (Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность).

3. Послепроизвольное – вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение.

Свойства: 1. Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте:

- высокая; - низкая2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно: 3. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой:

- трудное; - легкое4. Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте: - устойчивое- неустойчивое

Психология ощущений. Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений. Основные свойства и закономерности ощущений. Чувствительность и адаптация. Пороги ощущений. Синестезия, сенсибилизация.

Ощущение – это процесс первичной переработки информации, которая представляет собой непосредственное, чувственное отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. (Напр. мы в походе, рано утром просыпаемся, слышим щебетание птиц, шум леса, всплески воды, видим солнышко, чувствует бодрящую свежесть – это вызывает у нас разные ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, температурные).

Свойства и закономерности ощущений:

1. Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. (напр. зрительная адаптация наблюдается при переходе человека из ярко освещенного помещения в темноту, вначале ничего не видно, а затем он постепенно начинает различать очертания предметов; температурная – при входе в реку в первый момент вода кажется очень холодной, но вскоре мы уже не ощущаем холода).

2. Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителями, а сильные уменьшают эту чувствительность. (напр. – после горького вкусового ощущения обычная вода кажется сладковатой; серый квадрат на белом фоне будет казаться темнее).

3. Пороги ощущений – характеризует интервал от минимальной величины раздражителя, начинающего вызывать ощущение (нижний порог) до максимальной величины, до которой раздражение еще ощущается (верхний порог). (напр. – мы не ощущаем тиканья ручных часов, находящихся в другом конце комнаты, а начинаем слышать это тиканье при приближении к часам на известное расстояние, когда сила слухового раздражения достигает определенной величины. Момент возникновения первого ощущения – еле заметного тиканья часов – и будет абсолютным порогом слухового ощущения)

4. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышение возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. (напр. – обонятельные ощущения часто определяют вкусовые: ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит, музыка также влияет на вкусовые ощущения).

5. Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Классификация ощущенийПо Шеррингтону

1. Интерорецептивные (органические) – сигнализируют о состоянии внутренних органов:

- ощущение боли- ощущение равновесия (находятся во внутреннем ухе и дают сигналы о движении и положении головы)- ощущения ускорения

- голода- жажды- насыщения- тошноты

2. Проприоцептивные - передают сигналы о положении тела в пространстве:

- ощущение равновесия, или статическое ощущение,

- двигательное, или кинестетическое ощущение (играют очень важную роль в координации наших движений)

3. Экстерорецептивные – доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой:

- зрительные (возникают в результате воздействия световых лучей, ощущения цвета)

- обонятельные, вкусовые (сладкое, кислое, горькое, соленое)

- слуховые (ощущения музыкальных звуков – пение, звуки музыкальных инструментов, ощущения шумов – скрипы, шорохи, стуки)

- температурные (холод, тепло)

- тактильные или ощущения прикосновения

- осязательные (осязанию, т. е. сочетанию кожных и двигательных ощущений, мы обязаны способностью оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.