Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Отечественные и зарубежные теории психического развития.






Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании.

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

- Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.

- Периодизация психического развития в онтогенезе.

- Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

- Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

- Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

- Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

- Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.

- Возрастная и клиническая диагностика.

- Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

- Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:

Метод наблюдения

- Эксперимент: - лабораторный; - естественный; - констатирующий; - формирующий;

Вспомогательные методы исследований: - беседа; - интервью; - анкетирование; - тестирование;

- анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества); - проективные.

Сравнительные методы исследования: - близнецовый; - сравнение нормы и патологии; - кросс-культурный; - биографический.

Социометрические методики

Схема построения эмпирического исследования:

Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).

Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Ключевое понятие возрастной психологии - понятие «развитие». Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание - важнейший фактор развития. Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

16. Понятие возраста. Структура возраста: социальная ситуация развития, возрастные кризисы, ведущая деятельность и новообразования в психическом развитии человека.

Возраст - это целостное динамическое образование, который определяет роль и удельный вес каждой линии развития человека в онтогенезе Принято разделять на: психологический и физический. Физический возраст ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст (по Выготскому) - это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития.

С точки зрения Л.С. Выготского, психическое развитие - это процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Основной критерий - критический возраст - поворотный пункт развития психики ребенка. Кризисы - необходимые этапы развития, а чем ярче, острее, энергичнее его протекание, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С. Выготского: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3-х лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет, кризис 17 лет.

Психологическая структура возраста:

-Социальная ситуация развития(ССР) - одно из основополагающих понятий в структуре психологического возраста, характеризующееся определенным соотношением внешних условий среды и внутренних условий индивида как личности. ССР - конкретная форма значимых для индивида отношений с его окружающей социальной действительностью. ССР - характерные специфические исключительные и неповторимые отношения человека и окружающего его мира. Понятие «ССР» связано с двумя основными характеристиками: -объективная характеристика - характер социальной среды и ее компонентов, с которыми у ребенка возникают какие-либо отношения (семья, детсад, школа, вуз); -субъективная характеристика - отношение самого ребенка к этой среде и в разном возрасте - разное отношение. ССР полностью определяет формы и путь развития ребенка, виды деятельности, новые приобретаемые психические свойства и качества. Весь образ жизни ребенка обусловлен характером ССР - системой взаимоотношений ребенка и окружающими людьми.

-Ведущий тип деятельности (ВТД) - это ведущие отношения ребенка с действительностью на каждой стадии развития психики (Д. Эльконин, В. Давыдов и др.). Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого индивид выступает как субъект, который целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности. С точки зрения теории деятельности, процесс развития, включая формирование функциональных систем, производит сам субъект, а не воздействие взрослого. Т.е., это воздействие невозможно без реальной деятельностной активности самого ребенка.

3 признака ВТД:

1) Возникновение и дифференцировка других видов деятельности (в дошкольном детстве в игре ребенок учится, начинает формироваться учебная деятельность).

2) Формирование и перестройка психических процессов (в игре формируется воображение, начинает формироваться символическое (абстрактное мышление) на основе действий с предметами-заменителями).

3) От хода ВТД зависят наблюдаемые в данный период основные психологические изменения личности (игра - основной момент социально-ролевой и гендерной социализации).

Основные виды деятельности в онтогенезе человека

0-1 год Эмоциональное общение ребенка и взрослого

1-3года Предметно-манипулятивная

3-6 лет Игровая

6-10/11 лет Учебная

10/11-15/16 лет Общение

Далее (от 17 до 21/22 лет) - учебная деятельность с акцентом профориентационных ценностей, затем - профессиональная.

-В ВТД возникают психоновообразования (ПН) - новые психические структуры, качества и свойства личности. Центральные психоновообразования являются ведущими для всего процесса развития в данном возрасте и содержат:

1) Социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, которые определяют психическое и психологическое созревание, ход развития и отношение к среде.

2) Обобщенный результат всего возрастного психического развития и исходный пункт для формирования психообразований индивида в следующих возрастах.

3) Вокруг центральных ПН формируются частные новообразования. Так, прямохождение в 1 год стимулирует развитие зрительно-двигательной координации и психомоторного интеллекта; развитие самостоятельности (воли) в 3-х-летнем возрасте стимулирует развитие произвольного внимания, восприятия и памяти, а также самооценки, уверенности в себе и т.д.

Центральные ПН (ЦПН) - обобщенный результат развития индивида за весь предыдущий период и исходный пункт формирования личности на следующем этапе. Ходьба на 2-х ногах, основанная на потребности к свободе передвижения, стимулирует стремление познать мир шире; автономная речь ребенка, обращенная к себе, - это стремление подражать взрослым, т.е. попытка дистанциироваться от себя, преодолеть детский эгоцентризм и т.д.

ЦПН - основной критерий деления психического развития на периоды, так как возникают в ответ на социальную ситуацию, когда на стыке двух возрастов возникают новые потребности. Поскольку эти потребности не удовлетворяются, а иногда даже подавляются, то в ответ возникает типичный кризис возрастного развития психики.

Возрастные кризисы - революционная стадия возрастного развития психики. Л.С. Выготский выделил три типа возраста: стабильный, сензитивный, критический.

Сензитивный период – возрастной период, наиболее физиологически благоприятный для развития какого-либо психического процесса, свойства или качества (например, 1-й год жизни – сензитивный для восприятия; 1, 5-3 года – для развития речи).

Стабильный возраст – развитие основано на небольших изменениях и характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней. Изменения накапливаются до определенного предела, затем формируются возрастные психоновообразования (например, созревание НС для ходьбы) и гармония между ребенком и средой разрушается, возникают противоречия между возрастными психическими и физическими возможностями и сложившимися ранее формами взаимоотношений ребенка с окружающим миром взрослых.

Критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам) и включает три этапа:

1) предкритический (отказ от прежних форм отношений и поведения;

2) критический (поиск новых форм поведения);

3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения.

Критический период – переход на более высокий уровень при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Это норма развития.

Л.С. Выготский выделил типичные возрастные кризисы от рождения до юношеского возраста и характерные общие черты поведения: капризы, непослушание, раздражительность, частые конфликты со взрослыми, отрицание сложившихся ранее отношений, отказ от ранее выполняемых требований.

Особенности возрастных кризисов по Л.С. Выготскому: неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса; наличие кульминации в середине; наличие резких изменений в поведении. Л.И. Божович добавила депривацию (неудовлетворение) тех потребностей ребенка, которые возникают в конце каждого возрастного периода. Ребенок к концу каждого возраста совершенно иной, чем в начале, так как у него возникают новые потребности, а ССР остается прежней и ее надо изменить. Разрешение кризиса - переход на новую ССР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.