Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура речевого коммуникативного акта






Единый речевой акт представляется в ТРА как трехуровневое образование. Речевой акт в отношении к используемым в его ходе языковым средствам выступает как локутивный акт. Речевой акт в его отношении к манифестируемой говорящим цели и условиям его осуществления выступает как иллокутивный акт. Наконец, в отношении к тому воздействию, которое речевой акт оказал на слушающего (аудиторию), он выступает как перлокутивный акт. Поясним это на конкретном примере. Когда мы видим на первой странице оппозиционной газеты набранное крупным шрифтом во всю ширину листа высказывание НАРАЩИВАТЬ ПРОТЕСТНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА ВЛАСТЬ, мы, во-первых, анализируем его как локутивный акт, который в свою очередь включает в себя:

a) (в случае письменной речи) использование определенных графических символов (букв и т.п.) определенного размера и жирности;

b) использование слов наращивать, давление, на и власть с присущими им в данном контексте языковыми значениями и соединение их в предложение по правилам грамматики данного языка;

c) осуществление при помощи этих слов отсылки к определенным объектам и явлениям действительности – к социальной группе потенциальных читателей данного органа, к правящим в данное время в данной стране органам и возможным действиям первых, выражающим несогласие с политикой, проводимой вторыми, и направленных на то, чтобы вынудить их к корректировке этой политики.

Во-вторых, мы анализируем данное высказывание как иллокутивный акт призыва, имеющий целью выдвинуть определенную программу действий и побудить аудиторию к осуществлению этой программы.

В-третьих, мы можем проанализировать данное высказывание как перлокутивный акт, и тогда мы должны исследовать, какое воздействие оно оказало на аудиторию: какая часть читателей решила активнее участвовать в акциях протеста, а какая, возможно, вообще не поняла, о чем идет речь.

Троичная структура речевого действия находит свое соответствие в представлении о трех сторонах высказывания. Используя языковые средства в ходе локутивного акта, говорящий наделяет свое высказывание локутивным значением. Манифестируя цель говорения в определенных условиях в ходе иллокутивного акта, говорящий сообщает высказыванию определенную иллокутивную силу. Вызывая те или иные изменения в сознании (мыслях и чувствах) адресата в ходе перлокутивного акта, автор с помощью высказывания достигает определенного перлокутивного эффекта. Таким образом, имеется три пары взаимосвязанных категорий анализа речевого акта и высказывания: локутивный акт – локутивное значение, иллокутивный акт – иллокутивная сила (или функция), перлокутивный акт – перлокутивный эффект.

 

28 вопрос.

29 вопрос.

Каждый день мы становимся участниками процесса коммуникации. Неважно будет ли это короткая фраза типа «Здравствуйте!», «Привет. Как дела?», или конструктивная речь с вашим начальством.

Участники коммуникации не всегда придерживаются общепринятых норм общения, поэтому часто оказываются в курьезных ситуациях, выход из которых найти порой очень сложно.

Следует отметить, что при любом контакте с другим человеком важно держаться при этом соответствующим образом, то есть разговаривать с ним так, как этого требует уровень. Например, вы разговариваете со своим начальником, следовательно, вам необходим низкий тон и своеобразное послушание. Конечно, это и так понятно.

Но как Вы обычно общаетесь со своими друзьями или родными? Уверен, что ответ будет немного медлительным и, скорее всего, неправильным, так как многие боятся признаться в том, что с самыми близкими людьми они разговаривают свысока.

Однако не стоит беспокоиться, но и радоваться здесь нечему. Согласно многочисленным психологическим тестам, более восьмидесяти процентов участников коммуникации, которых связывают родственные связи, общаются подобным образом.

Проблема здесь скорее не в воспитании человека, а в его самовоспитании, которое, как говорят некоторые психологи, играет большую роль в жизни каждой личности.

В процессе коммуникации следует учитывать, что не всегда люди понимают друг друга – «разговаривают на разных языках». В современном обществе – это вполне естественно.

Следовательно, эффективному процессу коммуникации могут мешать разные препятствия, связанные с непониманием.

Препятствием для понимания может быть характер восприятия партнеров общения, предопределенный их личностными установками. Существенным препятствием являются и смысловые барьеры, которые напрямую связанны с отличиями значений, вложенных разными людьми в одни и те же слова.

Не менее важными в общении являются вербальные и невербальные символы. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что абсолютно любой участник коммуникации имеет какие-нибудь проблемы в общении. Однако каждый может их решить. Для этого нужно трудолюбие и упорная работа над собой.

29 вопрос.

30 вопрос.

31 вопрос.

Динамизм в каждой точке коммуникативного пространства фактически определяется состоянием базового коммуникативного фактора, конституирующего элементарную К-ситуацию (коммуникативное зерно), которая и может служить индикатором выявления «отношения» как собственно коммуникативного. В ней, как мы увидим, содержится в свернутом виде многообразие всех просмотренных выше аспектов коммуникативного мира.
Этот К-фактор проявляется в особенностях элементарной коммуникативной ситуации, которая универсальна для любой точки К-пространства.

К-ситуация имеет смыслообразующую природу и может быть сведена к
взаимодействию 4 функционально различимых элементов:
1) коммуникатор или передающий (порождающий) информацию (А);
2) перципиент или принимающий (осваивающий) информацию (В);
3) знак, код, язык, т.е. материал, в котором кодируется информация (Y);
4) значение, информационная структура или “образ” того, что зафиксировано в информационной модели (Х).

Коммуникативная ситуация порождает любой психосемантический процесс, как в межличностном, так и интраличностном плане, т.е. является динамической клеточкой сознания как индивидуального, так и коллективного [42, 43]. Важно подчеркнуть ее виртуальность, которая заключается в том, что все позиции имеют не физический, а смысловой характер.

Например, конкретный человек может быть или одновременно, или последовательно:
• А - субъектом общения (генератором К-ситуации как смыслового пространства);
• В - партнером (как человек, вовлекающийся в смысловое пространство другого субъекта);
• Х - предметом или темой общения;
• Y - средством общения (комплексом знаков, жестов с помощью которых до партнера доносится какое-то смысловое содержание).

Яндекс.ДиректВсе объявленияМатрасы ортопедические недорого Уфа купить матрас ортопедический от 1560 руб. Доставка, подъем.komfort02.ru

В силу того, что здесь речь идет о действительно предельной, элементарной ситуации общения, все элементы и все связи чрезвычайно существенны, особенно центральные.

Связь Y-X образует “план репрезентации” или контекст предъявления информации.
Связь А-В образует “план отношения” или “контакт”, “связь”.
Связь А-Y конкретизирует способ проявления информации в знаках.
Связь А-Х говорит о способе “идентификации” или “выражения” собой того, что предается.
Связь В-Y говорит о возможностях восприятия и расшифровки информации.
Связь В-Х показывает возможности понимания и воссоздания (вторичного синтеза) передаваемой информации.

Важно подчеркнуть, что общий смысл, порожденный данной коммуникативной
ситуацией, усваиваемый в определенной степени каждым из партнеров и зависящий от очень многих его характеристик, находится на пересечении всех рассмотренных связей.

Универсальность К-ситуации можно показать на примере биологической
коммуникации, т.е. “воспроизведения себе подобных”, деления, размножения, которое происходит уже на уровне ДНК, воспроизводящей и передающей генетическую информацию. Причем возрождение этой информации осуществляется на основе сбалансированного энергообмена белков и нуклеиновых кислот, осуществляющих синтез нового материала – носителя информации в стабильной, закрытой, коммуникативной ситуации двойной спирали ДНК, где фиксировано комплементарное отношение нуклеидов,
как связь А-В в приведенной выше схеме (рис. 4). Т. Николов, известный палеобиолог, анализирующий развитие жизни, прямо отмечает недостаток понятийного аппарата в описании репликации ДНК как основы жизненного процесса. Он пишет: “В понимании вопроса о происхождении жизни понятие “нуклеиновая кислота” и “белок” можно заменить понятиями “информация, содержащая инструкцию” и “функция”. Тогда вопрос “что первично? ” становится абсурдным. Так как не может осуществиться определенная функция, если нет информации. А информация обретает смысл только через функцию, которую она кодирует [44, с. 50-54]. Т. Николов в несколько иных терминах вводит фактически информационную и энергетическую оси коммуникативной ситуации, показывает их взаимообусловленность и невозможность понимания информационного процесса вне коммуникативного контекста. При этом “информационная” координата тяготеет к структурному и генетическому аспекту К-пространства (уровни организации), а
“энергетическая координата” – соответственно к динамическому и функциональному его аспектам.

В центральных составляющих (А-В и Х-Y) коммуникативной ситуации содержатся фундаментальные противоречия. Можно сказать, что коммуникация осуществляется в меру уподобления партнеров друг другу или воспроизведению себя (А=В) при неизбежном условии их различия (А≠ В); уподобления знаков и значений (Х=Y) при их неизбежном различии (Х≠ Y). Элементарный, жизненный смысл, наполняющий существование живого
существа, является равнодействующей силой или информационно-энергетическим синтезом этого двойного противоречия живой коммуникации [45].

Проблема А=В при А≠ В – это проблема контакта или тенденция к единению и
невозможность его достижения, имеет энергетический акцент, а в содержательном, качественном плане может быть понята как проблема взаимности, наиболее интенсивный и драматический характер она обретает в человеческой любви.

Проблема Y=Х при Y≠ Х – это проблема информационной репрезентации, в основе которой лежит выбор или система выборов (уподоблений), снимающих неопределенность. Не случайно количественная мера информации определяется на основе количества альтернатив. Однако, эффективность живой коммуникации, жизненной качественной семантической стороны информации, определяется, видимо, качеством выбора, избранностью отношений и, таким образом, избирательностью живого существа. В
человеческой коммуникации проблема избирательности и избранности семантических контекстов выступает как проблема взаимопонимания, совместимости, дружбы.

Таким образом, все сказанное в данной главе позволяет предполагать, что любой жизненный смысл (вплоть до “смысла жизни”) образуется определенным единством или соотношением ценности взаимности (энергетический аспект) и значимости избирательности (информационный аспект). В жизни, в поведении, в человеческих отношениях можно
видеть, что неизбирательная (неразборчивая, безразличная) взаимность (контакт) имеет или малую ценность, или большую опасность. Аналогично сомнительной становится значимость высокой избирательности (принципиальности, привередливости, брезгливости), если на ее основе не достигается желательная (ценная) взаимность в контактах, связях, отношениях с людьми, с миром.

Это двойное противоречие (избирательности и взаимности) делает коммуникацию саморазвивающимся процессом. Постоянное смыслобразование, смыслотворчество как процесс разрешения двойного противоречия жизни непрерывно “выталкивает” коммуникативный процесс из его прежнего русла на непредсказуемый часто поиск нового русла, нового модуса общения со средой. Эту наиболее глубинную тенденцию, точнее трансценденцию живой коммуникации назовем транс-фактором. Транс-фактор как внутренняя пружина самоизменения коммуникации, заряженная рассмотренным выше
двойным противоречием – это фактически прообраз или зародыш собственно
транскоммуникации, которая получает свое оформление как наиболее сложный, динамичный, многомерный способ жизни и развития лишь на стадии, видимо, собственно человеческого духовного существования. Поразительно очевидна транскоммуникативная природа собственно человеческих душевных состояний – смех и слезы, любовь и совесть,
красота и творчество… Все это – эффекты синтеза разноуровневых, разнопорядковых коммуникативных ситуаций как результаты развертывания транскоммуникативного процесса, в котором человек, обретая духовность, не теряет своей первородности, жизненности, органичности, естественности.

Баланс избирательности и взаимности определяет, следовательно, жизнеспособность и смысл общения живого существа в среде. Причем это справедливо как для сложных коммуникативных ситуаций, так и для элементарных ситуаций жизни клеток, связанных с жизненно значимым энергообменом.

Факт существования универсальных, инвариантных аспектов элементарных
коммуникативных ситуаций, смыслообразующих для разнокачественных и
разномасштабных, жизненных пространств важен тем, что позволяет видеть их потенциальную и реальную сообщаемость.

Приведенных рассуждений и примеров достаточно, чтобы увидеть, что если жизнь – это то, что постоянно движется, изменяется и преодолевает границы самой себя не ради разрушения, а ради развития и совершенствования, то коммуникация, как двойное жизненное противоречие, отражает эту суть жизни самым непосредственным образом. А рассмотренный коммуникативный мир охватывает все уровни жизни человека - от геномного до духовного.

32 вопрос.

Коммуникативный акт (коммуникативная ситуация) – это отдельное речевое действие, фрагмент коммуникации, например, реплика одного из собеседников в диалоге. Простейшую схему отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации можно представить следующим образом:

 

отправитель сообщение получатель
говорящий коммуникат получатель
адресант   адресат
коммуникант 1   коммуникант 2
 →  → 
информация   информация
кодирование   декодирование

Отправитель информации (говорящий), имея определенный мотив высказывания, «выстраивает» коммуникат во внутренней речи, затем при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель (слушающий), воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются ролями, но схема коммуникативного акта остается прежней. Рассмотрим подробнее.

Речевая деятельность представляет собой Подготовку и осуществление процесса говорения, реализуемого в трех формах – монологе, диалоге и полилоге (речи нескольких человек).Речевая деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с ними осуществляется каждое отдельное речевое действие. Исходным моментом любого речевого действия и является коммуникативная ситуация, т. е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию. Коммуникативная ситуация рождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершении речевого действия.

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы: 1) подготовка высказывания – осознание мотивов, потребностей, целей, вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и на основе учета обстановки, создание внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности или конкретности; 2) структурирование высказывания – выбор слов, включение механизма их «оценки», расположение их в нужной последовательности, грамматическое оформление; 3) переход к внешней речи – осуществление звукового или графического оформления высказывания. Если переход от (2) к (3) по каким-то причинам нарушен, то окружающим такая речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой. О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии: 1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи; 2) расшифровку синтаксических структур, грамматических форм; 3) понимание общего плана высказывания; 4) понимание замыслов и мотивов высказывания; 5) оценку полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т. п.); 6) понимание выбора формы и языковых средств.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению (мотивы, цели, установки коммуникантов, их личные характеристики – уровень образования, социальная принадлежность, характер и т. п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Обратная связь – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге. Поскольку главная цель речевого общения – обмен информацией, необходимо учитывать и правильно использовать факторы, влияющие на процесс общения. На основе таких факторов выделяются различные формы и типы речевой коммуникации: устная и письменная речь, формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду таких признаков, как: 1) условия общения (прямое общение с активной обратной связью (например, диалог) и прямое общение с пассивной связью (например, письменное распоряжение; опосредованное общение (например, выступления по радио, телевидению, в СМИ)); 2) количество участников (монолог, диалог, полилог); 3) цель общения (информирование; убеждение; развлечение); 4) характер ситуации (деловое общение; бытовое общение и т. п.). С точки зрения механизмов кодирования-декодирования, р. д. может реализоваться в четырех основных видах: говорении, слушании, письме и чтении.

33 вопрос.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.