Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 2. Внутренние и внешние угрозы финансовой безопасности страны и регионов






Проведенный анализ угроз и рисков финансовой безопасности позволил выявить внешние и внутренние угрозы финансовой безопасности. Внутренние угрозы финансовой безопасности возникают в связи с субъективной деятельностью людей. Национальная финансово-кредитная и экономическая политика, приводящая к нарушению финансового обеспечения, способствовала сжатию денежной массы, расточительному использованию валютных кредитов и оттоку валютных средств вследствие отсутствия барьеров для утечки валюты в оффшорные зоны, за рубеж. Этот процесс усугублялся бесхозяйственностью экономических субъектов, ведущей к экономическим преступлениям, криминализации экономики и теневым оборотам капитала.

Квнешним угрозам финансовой безопасности следует отнести возрастающую интенсивность экономических и хозяйственных связей и усиливающийся процесс интернационализации и глобализации мирового хозяйства. Они оказывают существенное влияние на мировую финансовую ситуацию и на изменение содержания финансовых потоков, которые иллюстрируют оторванность финансовых потоков от воспроизводственных процессов и перемещение их в спекулятивный капитал, что затрудняет эквивалентный обмен.

Анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности важен как с позиции их предотвращения и упреждения, так и с позиции разработки стратегии финансовой безопасности.

Обеспечение финансовой безопасности в России возможно во взаимосвязи финансовой и таможенной политики при взаимодействии таможенных, финансовых и налоговых структур, которое обеспечивается развитием и модернизацией таможенной, финансовой и фискальной инфраструктур.

Обеспечение финансовой безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, оформление конкретных показателей в деятельности таможенных структур, способствующих снижению рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности (таблица).

Показатели и пороговые значения финансовой безопасности

России и регионов

Пороговые значения финансовой безопасности России Показатели финансовой безопасности Пороговые значения
     
I группа Внешний долг, % к ВВП  
Внутренний долг, % к ВВП  
Объем ВВП, млрд руб.  
Инвестиции в основной капитал, % к ВВП  
Доля расходов на обслуживание государственного долга, % к общему объему расходов федерального бюджета  
Дефицит (профицит) федерального бюджета, % к ВВП  
Уровень инфляции, %  
Золотовалютные резервы, млрд руб.  
II группа Объем внутреннего долга, % к налоговым поступлениям бюджета  
Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, %  
Доля внешних заимствований в покрытии бюджетного дефицита, %  
Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте, %  
Объем наличной иностранной валюты к объему наличных рублей, %  
Денежная масса МZ, % к ВВП  
Доля импорта во внутреннем потреблении всего, %  
В том числе продовольствия  
Уровень нелегального оттока капитала из страны не должен превышать, % счета «Текущие операции платежного баланса»  
Доля иностранных портфельных инвестиций в ценные бумаги по отношению к иностранным инвестициям, не выше, %  
III группа Доля теневой экономики (скрытое производство), % к ВРП  
Дефицит консолидированного бюджета, %  
Доходы консолидированного бюджета, %  
Расходы консолидированного бюджета, %  
Безвозмездные поступления в доходную часть консолидированного бюджета, % 3–4
Отношение импорта к экспорту, %  
Доля импорта во внутреннем потреблении населения, %  

На федеральном уровне в качестве пороговых значений финансовой безопасности выступают две группы пороговых значений, разработанных на базе макроэкономических показателей, отражающих главные, принципиальные национальные интересы, утвержденные на уровне Правительства РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, отраслевыми министерствами.

На региональном уровне пороговые значения финансовой безопасности региона разработаны в диссертации на базе основных экономических показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионах и влияние внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое развитие региона.

Система индикаторов финансовой безопасности позволяет определить уровень будущих рисков и угроз, выявить очаги их распространения. В связи с этим появляется возможность выработать и реализовать комплекс упреждающих мер, направленных на снижение уровня угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности, что лежит в основе конкурентоспособности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.