Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы повышения эффективности системы ценообразования в АПК






 

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, на сколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Современные авторы утверждают, что одинаково опасна практика ценообразования, закладывающая в основу только полезность или только затраты. То есть необходимо учитывать не только собственные затраты, но еще и обязательно ориентироваться на потребителя и конкурентов [23, с. 49].

В условиях рыночной экономики любая организация стремиться достичь максимального уровня устойчивой рентабельности. Поэтому ценообразование для нее должно стать неотъемлемой частью стратегии. Ведь именно от выбранной стратегии зависит успех организации в будущем.

Основные этапы ценообразования включают процесс ценообразования, который следует начинать с постановки целей и задач. Которые организация считает наиболее важными. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Так как каждая организация имеет индивидуальные особенности, то и цели у них будут разными. Есть и другие факторы, безусловно влияющие на процесс ценообразования в рыночной экономике, например, оценка соотношения между ценой и ценностью продукта, осуществляемая потребителем; конкуренция; экономическая ситуация в стране, уровень инфляции и другие [40, с. 19].

Государственная ценовая политика в агропромышленном комплексе сформулирована в Программе аграрной реформы вРоссийской Федерации. Она предусматривает применение свободных рыночных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения в сочетании с государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Опыт реформирования свидетельствует о том, что экономические проблемы аграрного сектора не могут быть решены с помощью нерегулируемого рынка и свободных цен.

Кроме того, в отечественное сознание внедрялось представление о российском сельском хозяйстве как о «чёрной дыре», где исчезают огромные суммы средств федерального бюджета. Насамом деле финансовая поддержка отечественного агропромышленного комплекса мизерна в сопоставлении с аналогичной поддержкой развитых стран, нагрузка на федеральный бюджет со стороны сельского хозяйства минимальна.

Между тем, при проведении анализа объёма финансовых затрат на сельское хозяйство и денежных средств, выплачиваемых в виде налогов сельскохозяйственнымипроизводителями, было установлено, что отечественное сельское хозяйство и агропромышленный комплекс в целом представляют собой «самоокупаемые» системы. Кроме того, мировой опыт свидетельствует о том, что в силу многих причин сельское хозяйство как специфическая отрасль экономики рыночного типа объективно нуждается вособой финансовой и организационной господдержке. И хотя впоследние годы ее уровень в странах Западной Европы и США имеет тенденцию к некоторому снижению, он остается в целом весьма высоким, а наиболее значительным являлся на этапе становления интенсивного сельскохозяйственного производства и в кризисные периоды [21, с.23].

По мнению, Закруцкого В., основным фактором, определяющим, будет ли куплен товар по тем или иным ценам, является то, насколько данный товар необходим покупателю. Бесполезный, по мнению покупателя, товар не будет куплен ни за какие деньги. Важность собственных потребностей также влияет на цену, которую человек может заплатить за их удовлетворение.

Вместе с тем снижение цены негативно сказывается на оценке покупателями качества товара. Так, после достижения определенного низкого уровня цены товара большинство покупателей начинают сомневаться в его качестве и переключаются на товары среднего ценового уровня. С другой стороны, более высокие цены могут говорить покупателю о высоком качестве товаров.

Сэкономить при покупке хотят все. Несмотря на то, что покупатель понимает, что экономия в одну копейку реально составляет несущественную величину, он психологически более склонен совершить покупку товара именно с неокругленной ценой. Установив цену в 99 копеек, мы создаем у покупателя прочную иллюзию экономии. Использование данной закономерности при установлении розничных цен в первую очередь стимулирует совершение спонтанных, не запланированных заранее покупок [16, с.69].

При изменении во времени уровня затрат, обусловленного, во-первых, совершенствованием технологий, ведущим к снижению издержек, и, во-вторых, инфляцией издержек, приводящей к их росту, существенное влияние на величину оказывает фактор времени. Динамику издержек, связанных не только с производством, но и с последующим использованием товара. приходится принимать во внимание при рассмотрении и использовании затратного механизма ценообразования применительно к длительно существующим товарам, так называемым активам. В этом случае оперируют такой категорией, как современная стоимость, представляющей собой сумму, которую необходимо было бы вложить, затратить сегодня, чтобы получить указанную выплату к определенному моменту в будущем.

Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов и методов: разработка концепции ценообразования, определение и обоснование цен, формирование системы цен, управление ценообразованием.

Методология едина для всех уровней установления цен, т. е. основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике страны.

Рассматривается возможность практического применения, как каждого отдельного метода, так и их комплекса. При кооперации сельскохозяйственных предприятий оптимальным представляется механизм регулирования процессов, когда наиболее общие меры административного обеспечения производителя в каждом конкретном случае дополняются механизмами, специально разработанными участниками кооперации с учетом уставных задач, коньюктуры рынка и других специфических факторов [6, с. 15].

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Сложившаяся система государственного регулирования цен на ряду с другими формами отраслевой государственной политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны.

Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства. Шуляк П. Н. пишет, что регулирование цен становится распространенной практикой государства.

Некоторые экономисты утверждают, что регулирование цен со стороны государства в условиях рынка недопустимо. Однако опыт стран с рыночной экономикой убедительно показывает, что государство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму.

Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно – финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е. через цены контролировать циклические колебания процессов воспроизводства.

Известно, что система цен – одна из важнейших элементов рыночной экономики, и она, естественно, связанна с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми – путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными – через такие экономические механизмы. Как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.

Практически такие меры регулирования вписываются в общую систему управления рыночной экономикой [38, с. 47].

Минимальные цены утверждаются ежеквартально правительством. Однако в большинстве случаев эти цены утверждаются на уровне, который ниже рыночных.

Механизм минимальных гарантированных цен неоднозначен и для равновесных экономик развитых стран. Но в условиях переходной экономики этот механизм действует принципиально иначе.

Необходимо также отметить высокую ценовую эластичность спроса на животноводческую продукцию в условиях переходных экономик. Такой уровень объясняется высокими доходами населения и соответственно высокой долей расходов.

Очевидно, что механизм гарантированных цен начинает как традиционная советская система государственных закупок, когда одна часть продукции поставляется государству по гарантированной цене, а другая продаётся по свободным ценам на нерегулируемом рынке. Врезультате возникает двухсегментный рынок с двумя системами цен и своими закономерностями, с чем страна уже поэкспериментировала, получив весьма негативные результаты [30, с. 325].

Система ценообразования, создаваемая в России в ходе реформ, должна быть, как и в современной рыночной экономике, с одной стороны, единой и реализовывать принципы конкуренции и свободы рыночных колебаний цен – иметь регулируемый разно-режимный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.