Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания населения






Вопрос 1. История создания и развития социальных служб и системы социального обслуживания в Республике Беларусь

Введение христианства на территории проживания этнических белорусов стало решающим шагом в зарождении системы социальной помощи обездоленным людям.

С течением времени церковный приход в силу своей сплоченности и доско-нального знания нужд прихожан оформился в первоначальную структурную единицу общественного призрения и стал прототипом действующих в современности социальных служб. В приходе проводились различные мероприятия по призрению и обучению грамоте сирот, помощи престарелым и инвалидам, защите жен от тирании мужей и многие другие.

Однако наибольшую активность приходская благотворительность приобрела в пореформенный период в 19 в. Среди реформ 60–70-х гг. в России, вызвавших резкий качественный рост благотворительного движения, особое место принадлежит земской реформе. Земства открывали приюты, сиротские дома, ясли и детские сады, ремесленные классы, устраивали земледельческие колонии, помогали исправительно-воспитательным приютам, осуществляли трудовую и другие виды помощи. Особенно велика роль белорусских земств в развитии народной школы.

Для организации благотворительной помощи нуждающимся детям первоначально в губернских городах, а затем и в большинстве уездов Беларуси создавались и плодотворно работали многочисленные учреждения общественного призрения. Также бурно развивалась частная благотворительность.

Первые после Октябрьской революции годы в Беларуси стали переломными в подходах к проблемам социальной помощи и поддержки. Государство становится единственным субъектом помощи.

С середины 30-х гг. в Беларуси стали открываться дома для инвалидов и престарелых, по состоянию здоровья нуждавшихся в постоянном уходе. Проживающие в них состояли на полном государственном обеспечении.

К 1921 г. в Беларуси существовало 43 детских дома с 3 тыс. 300 детей. Все детские учреждения делились по национальной принадлежности. В БССР утверждаются три основные категории детских домов: дошкольные, для учащихся, детдома с профессиональным обучением; трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых, перешедшие в ведение НКВД и ОГПУ; детдома лечебного и полулечебного типа, детдома для инвалидов (исключая слепых и глухонемых).

В мае 1946 г. организуется Министерство социального обеспечения БССР, функции которого в последующие годы значительно расширяются.


Вопрос 2. Нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания населения

В Республике Беларусь социальное законодательство к настоящему времени представляет собой широкий спектр юридических документов, развивающихся в духе международных правовых актов по правам человека обеспечивающих защиту граждан в различных ситуациях, относящихся к категории социального риска. Множественность данных нормативно-правовых актов обусловлена, во-первых, все более широким охватом правовой регламентацией ситуаций социального риска и, во-вторых, совершенствованием механизма регулирования социальной защиты в конкретных ситуациях.

Особое место среди нормативных актов по социальной защите граждан занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении».

Государственная политика Республики Беларусь в отношении инвалидов имеет целью осуществление эффективных мер по предупреждению инвалидности, их реабилитации, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества. Ключевое значение здесь имеют такие законы как: Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г., Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

В республике действует Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», предусматривающий пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. Подход к расчету размера пособий таков, что позволяет учитывать действующую экономическую обстановку и обеспечивает реальную материальную помощь семьям с детьми.

Законодательство в сфере социального обслуживания характеризуется относительной стабильностью. Принятый 22 мая 2000 года Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» корректировался лишь дважды. В течение более чем десяти лет, прошедших с даты его принятия, в системе социального обслуживания населения произошли существенные изменения: получили активное развитие нестационарные формы социального обслуживания; разработаны новые технологии оказания социальных услуг, появились их новые виды; увеличился спрос на социальные услуги, возросли требования к их качеству; начал формироваться рынок социальных услуг, представленный государственными и негосударственными организациями.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.