Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники экстренной психологической помощи 3 страница






Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых видимо наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса (рис. 1), вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида. Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения.

Другая известная модель профессионального стресса предложена J. E. Me. Drath [347]. Согласно этой модели (рис. 2) источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов.


 

На рис. 3 представлена общая модель профессионального стресса, отражающая содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов. Подобная модель представлена в работе М. J. Smith [408] и более детально изложена ранее М. J. Smith и Р. Саrауоn [411]. В целом факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы.

В русле когнитивного подхода наиболее характерную модель профессионального стресса предложил G. R. Hockey [289]. Рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта инициирует активность одного из управляющих контуров, обеспечивающих уменьшение рассогласования. Первый контур включает такие стратегии, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или приобретение новых навыков (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации, так как они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены на снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур). Последнее возможно только для тех видов трудовой деятельности, где высок уровень субъективного контроля. Все эти три варианта регуляции стресса характеризуются различными уровнями затрат ресурсов. В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) — стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например, более целесообразного планирования или лучшей организации труда.

В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность связана с активной поведенческой адаптацией и включает высокие субъективные усилия, активацию и компенсаторную регуляцию деятельности. При этом напряженность и усилия не тождественны [Теории и модели профстресса.pdf].

 

1. Психологическое консультирование: цели, задачи, методы, виды.

Психолологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделявшийся их психотерапии. Психологиеское консультирование возникло в ответ на потребности, не имеющих клинических нарушений, однако которые в поиске психологической помощи.

• В американской практике эта профессиональная специалтизация утверждена с 40г.

• 3 главных события 1940г. Окончательно сформировали практическое консультирование.

1942г. Консультирование и психотерапия.

К. Роджер клиентцентрированный подход.

• Теория К. Роджерса

• Вторая Мировая Война (потребность новой силы, консультативные возраст)

• Участие правительства в программах после окончания войны

• В отечественной психологической литературе, термин «консультативная психология» появился в 1940 году (начало)

• После войны введено «консультативный психолог».

Определение психологического консультирования

Консультирование:

• это совокупность процедур направленных на помощь человеку в разрешении проблеми принятии решений относительно професиональной карьеры, брака, семьи, совершенствование личности и межличностном отношении. (Лицензионная Коммиссия Ассоциации служащих и менеджеров США)

• Это непосредственная работа с людьми (Алешина)

Все определения включают несколько основных положений:

• Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению

• Консультирование помогает обучаться новому поведению

• Способствует развитию личности

• Акцентрируется ответственность решений

• «Консультативное взаимодействие» является сердцевиной.

[1ая лекция]

Психологическое консультирование - самый общий термин, описывающий все формы профессиональной консультативной практики: под психологическим консультированием подразумевают и разовую консультацию психолога, и длительную психотерапевтическую работу, и коучинг. Какие основные разновидности психологического консультирования?

 

Психологическое консультирование бывает как краткосрочным, так и длительным. Краткосрочным может включать одну консультацию или (при необходимости) больше, но редко превышает 5-6 встреч с клиентом, длительное консультирование может идти годами (ранее было до десяти лет, в настоящее время чаще ограничивается двумя годами).

Две основные формы краткосрочного консультирования: психологическая консультация или оперативная психотерапия, две основные формы длительного консультирования - это коучинг и психотерапевтическое консультирование.

• Оперативная психотерапия

Быстрая психотерапевтическая помощь, снимающая остроту ситуации, для клиентов, находящихся в позиции Жертвы.

• Психологическая консультация

Психологическая консультация - как правило разовая, ситуативно ориентирующая беседа психолога по запросу разумного клиента.

• Психотерапевтическое консультирование

Психотерапевтическое консультирование производит системное восстановление душевного здоровья клиента. Клиент в разобранных чувствах, работа трудная и длительная.

• Коучинг

Коучинг - психологическое сопровождение и индивидуальное консультирование людей, находящихся в позиции Автора

 

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми или группами. Соответственно различают индивидуальное и групповое консультирование.

Если индивидуальное консультирование – это беседа консультанта с клиентом наедине, то групповое консультирование происходит в рамках группы↑. Если это психологическое консультирование в бизнесе, это может быть помощью в решении какой-либо производственной проблемы, в сфере личной жизни - чаще всего это семейное консультирование, где для решения возникающих вопросов и проблем удобнее, чтобы присутствовали все, о ком идет речь.

Интересной разновидностью группового консультирования является посредническая консультация, помогающая в решении межличностных конфликтов. Использование психологического посредничества основано на хорошо известном факте: участие в переговорном процессе третьих лиц, которые занимают нейтральную позицию, повышает его эффективность.

https://www.psychologos.ru/Виды_психологического_консультирования

 

1. Интерактивные формы преподавания в ВУЗе, их специфика.

Интерактивный («Intеr» - это взаимный, «act» - действовать)-означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность нанимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

https://unomich.68edu.ru/doks/umiic/nachsh/gpou-nachsh-14sh.pdf

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины.

К методам интерактивного обучения могут быть отнесены:

1) эвристическая беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака», 4) метод «круглого стола», 5) метод «деловой игры», 6) конкурсы практических работ с их обсуждением и др.

https://abc.vvsu.ru/Books/metod_prep_psih/page0006.asp

Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу.

https://fHYPERLINK " https://fb.ru/article/44274/interaktivnyie-metodyi-obucheniya-v-vuze" b.ru/article/44274/interaktivnyie-metodyi-obucheniya-v-vuze

Дискуссия является одним из основных методов интерактивного обучения не только потому, что позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность студентов, но и по той причине, что она применима при любой форме занятий — на семинаре, практическом или лабораторном занятии. И даже на лекции, которой присуща форма монолога, возможно использование элементов дискуссии. Так, один вопрос, обращенный лектором к аудитории, вызывает общее раздумье и желание найти на него ответ. Один-два ответа, выслушанные лектором, позволят ему обсудить мнения студентов, а затем продолжить свое рассуждение, тем самым еще более обострив интерес слушателей и мобилизовав их внимание.

Если для лектора это не более чем риторический прием, используемый изредка в целях активизации внимания своих слушателей, то для групповых занятий вопрос преподавателя, вызывающий раздумья, неоднозначные суждения, разные варианты ответов, ведет к заинтересованному диалогу, а часто к острое дискуссии. Поэтому в отличие от лекционного монолога группе вым занятиям удается наилучшим образом достичь цели именно благодаря дискуссии, так как она активизирует мышление студентов, направляемое преподавателем в русло обсуждения теоретических проблем для получения в коллективном размышлении теоретических выводов, усвоение которых и составляет цель занятия.

Рассмотрим особенности организации и проведения групповых занятий с применением метода интерактивного обучения — учебной дискуссии.

Сразу надо отметить, что дискуссия (спор) как форма выражения отношений между людьми имеет глубокие исторические корни и возникла из практических потребностей. «Спор имеет огромное значение в жизни, науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. Наше время и в России особенно богато горячими спорами общественного и политического характера». Можно подумать, что слова эти взяты из какой-то сегодняшней, конца XX в., публикации, но они принадлежат известному русскому логику С.И. Поварнину и сказаны в 1918 г. (второе издание — в 1923 г.) в предисловии к книге «Спор о теории и практике спора» (переиздана в 1996 г. в изд. «Лань», СПб). Такое буквальное совпадение мыслей о споре, высказанных ученым 80 лет назад, с теми мыслями, которые высказываются сегодня, говорит о внутренней сути споров (дискуссий, полемики, диспута) как диалога людей, озабоченных практическими проблемами.

https://www.pedlib.ru/Books/3/042HYPERLINK " https://www.pedlib.ru/Books/3/0425/3_0425-127.shtml" 5/3_0425-127.shtml

Интерактивное обучение - это обучение, которое:

· Является взаимодействующим;

· Основано на опытах реальной жизни;

· Включает обмен мнениями среди студентов и между студентами и преподавателями

· Критически анализирует организационные и системные причины возникновения проблем.

Цель интерактивного обучения состоит не только в том, чтобы дать знания и навыки, но и в том, чтобы создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Принципы этого подхода к обучению соответствуют основным принципам теории обучения взрослых в части обеспечения активного процесса обучения и участия в нем учащихся.

Взрослые люди запоминают информацию лучше всего тогда, когда они активно вовлечены в решение практических задач и упражнений в процессе обучения. Они помнят 20 % того, что слышат, 40 % того, что видят и слышат, и 80 % того, что слышат, видят и выполняют. Поэтому, обучение менее эффективно, если люди пассивно получают информацию, просто слушая лекции или просматривая дидактические слайды. Под выполнением здесь понимается такие действия, как обобщение сведений, критическая оценка полученной информации или практическое применение знаний.

Обучение наиболее эффективно, если оно учитывает реальную ситуацию. Это должно включить и анализ обстоятельств, препятствующих применению изученного материала. Например, решение многих задач по выявлению влияния загрязнения окружающей среды на здоровье основывается на сборе и анализе данных по состоянию окружающей среды. Во многих странах, однако, эти данные не имеются в достаточном объеме и их трудно получить. Хорошая программа обучения рассмотрела бы недостатки данных и исследовала причины их существования, указала бы стратегии для улучшения ситуации в будущем и предложила бы методы решения задачи при наличии указанных ограничений в настоящее время.

Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые помогают студентам выработать критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективные работы над аналогичными проблемами. Конечно, педагоги, применяющие этот подход, как и все признают, что одно только правильное обучение не обязательно приводит к активизации деятельности обучающихся или улучшению состояния окружающей среды и здоровья после обучения. Интерактивное обучение правильней всего рассматривать как один из ключевых компонентов всесторонней превентивной стратегии, сочетающей эффективное обучение с законодательской деятельностью, улучшенной инфраструктурой и планированием, прозрачной политикой и процедурами.

Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - с. 92

Критика интерактивных методов обучения в академической среде включает в себя утверждения, что они требуют слишком много времени, что преподавателям легче читать лекции, чем вести интерактивную деятельность, и что сами студенты могут не захотеть обучаться таким образом. И все же, интерактивные упражнения могут быть вставлены в занятия длительностью даже в один час и, при наличии опыта, стать удобными для преподавателей. Так как взрослые учатся по-разному, то использование различных подходов, вероятно, будет более эффективным, чем использование одного подхода, который может оказаться хорошим для части учащихся, но не для всех. Обучение будет наиболее успешным, если студенты имеют возможность участвовать в различных формах освоения учебного материала: слушать, получать визуальное представление, задавать вопросы, моделировать ситуации, принимать участие в деловых играх, читать, писать, работать с оборудованием и обсуждать насущные проблемы.

Наряду с тем, что преподаватель должен освоить различные методы обучения, он должен еще постараться создать обстановку, благоприятствующую интерактивному обучению. Это предполагает размещение студентов за круглыми столами или другими способами для максимального взаимодействия. Это также предполагает использование подвижных кресел для того, чтобы большая группа студентов могла при необходимости разделиться на маленькие группы. В больших лекционных залах, это может оказаться трудным делом; тем не менее, студентов можно попросить разбиться на пары или подгруппы по 3-5 человек.

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009. - с. 313

https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2bc78b5c43b88421316d27_0.html

 

1. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП

Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. В этом вопросе мы рассмотрим первый этап развития психологии.

Первый этап характеризуется как этап науки о душе.

В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

 

Проблемы душевного развития можно видеть в различных религиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Но этический аспект души впервые был раскрыт учеником Сократа Платоном (427–347 гг. до н. э.). Именно в его работах был изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.

Таким образом, на первом этапе психология понималась как наука о душе.

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ

Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении, четвертый – науки о психике.

В этом вопросе мы рассмотрим второй, третий и четвертый этапы развития психологии.

На втором этапе развития психологии необходимо упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569–1650). Именно он считается основоположником рационалистической философии. Его позиция известна в науке как «картезианская философия», или «картезианская интуиция».

Декарт считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание.

Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс.

Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии. Появляется понятие «создание», под которым подразумевают способность жить, думать, чувствовать и т. д. Следовательно, психика встала наравне с сознанием. Но тем не менее еще долго сознание рассматривали как отдельный процесс. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.

Не случайно подход к рассмотрению психических явлений вызывал противоречия. С одной стороны, это связывали с тем, что сознание является замкнутым в самом себе, его невозможно изучить. С другой стороны, рассмотрение с такой стороны психических явлений не давало никаких практических результатов. Следствием этого стало то, что психология стала рассматриваться как некая умозрительная наука. Поэтому в противовес этому направлению возник бихевиористический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии. В этом заключался третий этап развития науки.

А вот четвертый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.

https://www.e-reading-lib.org/bookreader.php/97499/Voiitina__Shpargalka_po_obshcheii_psihologii.html

 

 

1. Основные методы исследования психики.

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Организационные методы: сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный.

Сравнительный метод – сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними.

Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Комплексный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук, такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (физическими, физиологическими, психическими, социальными и т. п.).

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрический метод, интервью и беседа); анализ процесса и продуктов деятельности; биографические методы.

Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, описание исключений и т. п.).

Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.