Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции конфликтов.






Функции конфликта не только деструктивны, но и конструктивны. Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов. Другая всеобщая функция конфликта — интегративная. Ещё одна из общих функции конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Дисфункции. Конструктивные функции конфликта неотделимы от разрушительных последствий, от дисфункций. Любая позитивная функция конфликта имеет негативную сторону. Американские психологи Р.Блейк и Дж. Моутон описали модель поведения в условиях конфликта. Согласно этой модели существует два независимых параметра поведения людей в конфликте:

А) ориентация на достижение собственных интересов и целей и

Б) ориентация на интересы другого, на учет его потребностей и желаний.

Комбинация и сила выраженности этих двух показателей дает 5 стратегий поведения в конфликте

1. Избегание (уход от решения ситуации)

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта.

2. Уступка

Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

3. Соперничество (принуждение)

Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо выигрыш, либо сохранение отношений.

4. Компромисс

При компромиссе ни одна из конфликтующих сторон не получает удовлетворения сполна - каждый вынужден в чем-то поступиться своими интересами. Зато отношения вроде бы сохранены!

5. Cотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем ориентации как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Этот подход базируется на удовлетворении интересов обеих сторон и сохранении межличностных отношений.

26 Механизмы, стадии и институты социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст).

Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: социальные институты, посредники, культура.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию, называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1.В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2.В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. 3.Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности.

Социализация бывает первичная (родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности.

Вторичная охватывает вторую половину жизни.

Десоциализация – отучение от старых ролей, норм, ценностей.

Ресоциализация – обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.

Социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений, что существует только белое и черное.

Социализация также способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

27 Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности и психологическая теория коллектива.

Группа выступает как субъект деятельности. Все процессы в группе являются опосредованными деятельностью. Особое качество группы, связанной общей деятельностью - продукт развития группы. Высший уровень развития - коллектив. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, это не любая совместная деятельность, а сознательно-позитивная, отвечающая потребностям общества. Важная черта - направленность (целеустремленность). Природа отношений в коллективе - признание важнейшей роли совместной деятельности, опосредующей отношения в коллективе. Ряд стадий развития коллектива. По Макаренко, для развития коллектива необходимы " перспективные линии развития коллектива, диалектика требований, завтрашние радости". Коллектив включен в систему общественных отношений и необходима потому согласованность целей коллектива и общества в целом

Рассматривается этапность развития малой группы. При этом выделяются следующие модели коллективообразования:

- стратометрическая концепция А. В. Петровского, выдвигает в качестве критериев построения типологии групп во-первых, степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественную значимость деятельности.

- параметрический подход, предложенный Л. И. Уманским, основан на представлении о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями - различительными признаками развития группы как коллектива.

- двуфакторная, либо двумерная модель Б. Такмена обрисовывает динамику группового процесса исходя из учета условий, в которых формируется группа.

Наличие двух сфер групповой активности - деловой (решение групповой задачки) и межличностной (развитие групповой структуры), положение группы в гипотетической последовательности развития, то есть, в соответствующей стадии. В каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих дуг друга этапов.

В сфере межличностной активности:

- стадия проверки и зависимости,

- стадия внутреннего конфликта,

- стадия развития групповой сплоченности,

- стадия функционально-ролвой соотнесенности.

В сфере деловой активности:

- стадия ориентировки в задачке,

- стадия эмоционального ответа на требования задачки,

- стадия открытого обмена релевантными интерпретациями,

- стадия принятия решений.

Особо рассматривается развитие группы в экстремальных условиях и частные модели группообразования, где внимание обращается на какой-то один аспект развития малой группы.

28 Невербальные средства коммуникации: методологические проблемы.

Большинство зарубежных и отечественных исследователей (Р. Бердвистл, А. Пиз, Дж. Фаст, А. Кендон, А.А. Акишина, Х. Тано, М. А. Ро-дионов и др.) подходят к изучению невербального общения с позиции лингвоцентризма, семиотики жеста, с позиции феноменологического подхода. В работах А. Пиза, М. Вудкока, Д. Фрэнсиса, В. Биркенбиль и др. даются практические рекомендации по использованию невербальных средств общения, но эти рекомендации основываются не на результатах экспериментальных исследований, а на интуитивных обобщениях эмпи-рического характера. С другой стороны, существующие «словари жес-тов» созданы не психологами, а лингвистами (А.А. Акишина, Х. Тано, М.А. Родионов, С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин и др.). Практически преобладает лингвоцентрический подход над подходом к изучению невербального общения как выражения смысловой сферы личности, феноменологический подход при изучении невербального обще-ния над экспериментальным подходом.

В связи с этим перед психологией возникают проблемы связанные с методологией исследования невербальной коммуникации. Проблема не-вербальной коммуникации относится к фундаментальным проблемам 560

психологии. Исторически невербальное выражение являлось основой общепсихологических концепций и учений (В. Вундт, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов, К. Бюлер и др.). Такие выдающиеся ученые как Ч. Дар-вин, В. Вундт, В.М. Бехтерев стремились обнаружить сходство или свое-образие выразительных движений у человека и у животных. В работах Ч. Шеррингтон, А.А. Ухтомский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.В. Дмитриев отмечалось зависимость двигательных установок от внут-ренних установок личности, смысловых факторов. Связь моторной орга-низации организации человека с вышестоящими уровнями психической деятельности отмечали И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, Г.В. Коренев, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.В. Дмитриев, А.А. Крылов, А. Kendon.

О.К. Тихомировым (1984) было показано, что невербализованный смысл элемента всегда больше по объему, чем его вербализованный эквивалент. Вербализованный смысл определяет лишь общее направление поиска, а невербализованный смысл этого же вида выделяет конкретную зону установления взаимодействий. Невербальное общение – это непосредственное выражение в поведении человека смысловой сферы личности, поэтому невербальная коммуникация является преимущественно проявлением смысловой сферы личности.

29 Классификация малых групп и основные направления их исследования.

Наиболее распространенными являются три классификации:

- первичные» и «вторичные»;

- формальные» и «неформальные»;

- группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, имея в виду такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей, а также привел их существенную характеристику — непосредственность контактов.

Другое деление малых групп — деление их на формальные и неформальные — впервые было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Формальная группа отличается тем, что в ней все позиции ее членов предписаны групповыми нормами. В формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т. д. Внутри формальных групп Мэйо обнаружил еще и неформальные группы, которые возникают стихийно. Неформальная группа может возникнуть, если в группе появятся группировки, состоящие из приятелей, близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Следовательно, внутри формальной группы будут существовать две структуры отношений. Неформальная группа может возникать вне формальной. Группа туристов

Третья классификация, разводящая так называемые группы членства и референтные группы, была введена Г. Хайменом. Он установил, что часть членов некоторых малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.