Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романика






Европа формирует единый художественный стиль. В архитектурных формах!!! Этот язык повлиял особенно на монументальной фресковую живопись и на обязательное наличие монументально-каменной скульптуры. Романский стиль сформировался к 11-12вв. Но процесс формирования растягивается от 6-10 (вкл) (период раннего средневековья)

Фундамент для романского стиля в западной Европы: На западе было переселение народа, Византия была стабильна, она не коснулась этого. Народы приходящие в европы начали создавать особый слой общества(6-10) особый вид государственности. период раздробленности. Средневековье- это время в которое христианская религия становится государственной. Война за территории. Христианские варварские государства(королевства) с 6-10в- но христианские. Пёстрый этнический состав. Живут, осваивают, завоёвывает.

Отношение между светской и духовной властью (в Византии- единство власти. Всё происходит с согласием двух сторон. Патриарх+император). //Запад: папы римские, (понтифики) в борьбе со светской властью. Светские боролись за единовластие над территориями. От 6-10 пытались создать империи: 1-я попытка – каролингское гос-во (2 пп.8, нач 9) 2-я попытка создать империю. Германских племён. –оттоновская империя. (весь 10-нач11)

Европа 10-11в-это: Европа имеет маленькую тер-ю. разрознена и малонаселенна. С натуральным хозяйством. Из-за феодализма – жили в замках. У феодалов- главное земля! Европа густо заселена лесами. Нет дорог, нет мостов. 5 рек, очень много притоков.

Были аббатства. Есть монастыри (моно-монах) монашеский орден(организация-нем) т.е. система организующая монастыри. «И Европа оделась в белые одежды церквей» Бенедикт Нурсийский (июль-время почитания.лилии, розы) Бенедиктинский орден (есть свидетельства что он святой и творил чудеса) и появилось почитание его мощей. (Верили, что в мощах пребывает святой Дух)

 

Общежительные маленькие монастыри – Приораты

ещё меньше, крошечные – эрэмитории

Его мощи переместили в монастырь на берега Луары в --- ЛёЛи, тперь наз. Сен Бенуа Сюр Луар (святой Бенедикта Луар)

Нижний ярус нартекса оформлен как башня. Это один из первых построек романики(11в) всё остальное, всё это огромное пространство. Другая часть 12в. окружена аркадой из песчаника.(римляне кирпич+бетон)= появл кривизна=купольные перекрытия.

Средний период романики.конец 11-первые 30годы 12. Расцвет пкрвые десятилетия 12в., а из романики уже растёт готика. Романика идет параллельно готике.

откуда огромный масштаб построек в маленькой франции? РОМАНИКА- (говорящие на романской языковой группы; происходит из самого языка романского стиля(архитектурного) РОМА – РИМ. РОмеями называли себя Византийцы. Т.е. – римский стиль.

Отличие романского и готического храма (территориально) в монастырях –только церкви, готические-соборы(в городах) Романская архитектура находилась не в городах – в с/х районах, в малочисленных городах. В романике всегда лежит римский элемент – «римская» арка полуциркульная. Полуцилиндрические каменные своды- купола (корбовый свод) Романика переосмысливает римскую ар-а. Романику наз. Ренессансом средневековья.

Место – Везеле (город был вокруг монстыря) провинция Бургундия. Сен Мадлен в Везеле. Место в котором устраивались ярмарки в этом месте истоки всех рек. Источник великих событий поломничество.

Сантьяго де Компастелло (Иаков Компастэльский; букв- стадо звёзд, созвездие млечного пути) (северо-запад совр Испании) ещё В начале 9в. их отделял – перинейский хребет.

3 места: Иерусалим, Рим и Сантьяго. Главное побуждение поломников- смена тысячелетий. Церковь обещала индульгенцию. Никому не дано знать времена и сроки(Священное Писание) Демонизм становится следствием истории. и в Европе появляются еретики («альбигольские ереси»)

с 711г весь пиренейский остров был завоёван арабами, и христиане не могли попасть в это место. Церковь объявила реконкиста(т.е. освобождение всей этой земли до Сантьяго де Компастелло. Раз там были Св. мощи. В результате реконкисты от средиземного до атлантики освобождается от мусульман и там образуются христианвкие гос-ва: Каталония, Арагон, Наварра, Кастилия, Андалузия, Леон. Монастырской церкви берут на себя обязательство принимать паломников, и образуются новые объединения монастырей ордена – конгрегации. В 11 в таких становится всё больше. Но самая большая к 12в– Клюнийская конгрегация и Цистерцианский орден. ((они обеспечивали приём на пути поломников к святым местам, ответственность, которую взяла на себя церковь) 1089 1й крестовый поход, но в 1094 осуществлен.-был против «альбигольской ереси» (против своих же христиан западного мира) 4й- 1204- Генуэсцы недовольные своими императорами открыли двери в Константинополь. //После второго освобождения реконкистов за освобождение земель от арабов,, -начинают строить дороги.

Монашеские артели по: строительству дорог; строительству мостов; живописи; были скриптории(с образованием. 11-12вв были школы. Переписывали и басни и философов и Евангелие) по долгу отсутствовали в монастырях. Все маленькие монастыри подчинялись Материнскому аббатству. (в материнском аббатстве возникала артель, а потом её распространяли в другие маленькие монастыри)

На территориях монастыря была: кузнеца, больничка, итд. Всё что нужно.это целый комплекс.//за использование мостов брали деньги, кроме поломников.

Дороги:

Перевалов через Перенею было всего 2.

4 дороги, 4 Библейские реки.

 

1.земли королевского Домена. Провинция Иль де Франс приходила в герцегство Тулузы

2. место Везеле. Территория герцегства Бургундии.---шла туда же и соединялась с первой.

3. Ле Кюи - Герцегство Овернское – она приходила туда же(т.к. в перинее было немного перевалов)(история крестовых походов начинается с этого места)

4. В Провансе в Арле. Путь шёл отдельно, по Перенее и через перевал и уже там соединялся с остальными.

И все дороге в одной точке соединяются.

 

Число паломников непредсказуемо. В монастыре их встречали. И на территории монастырей строили странноприимные дома. Расширялись и строились трапезные.Паломники приобщались к святыням. А эти мощи располагались под алтарной частью (место крипты).

Романская арх не только церковная арх, но и гражданская арх и важное место занимало мостостроение юг франции и сев Испании(11-12в) их арочный пролёт воспроизводит римскую полуциркульную арку. В Европе замков сохранилось оч мало 11-12в очень мало (их рушили, как напоминание об абсолют власти) сохранились только на территории Испании, т.к.множество городов они все соседствовали с арабами(кот приняли много из римской фартификац арх). После начала реконкиста и после крестовых походов испанцы ощутили эту непобедимость крепости.

Европейцы до 11в строили из дерева, стали строить каменные фартификационые сооружения стали строить при защите от арабов (при конкисте) из Римской фартификационной арх-ы они переработали и сделали новое == романские церкви похожи на фортификационные здания. Романика замкнутая. Она противостоит (крепость Господня на земле) церковь должна защитить от инфернальных сил, от зла (великая война, которую начал Архангел Михаил. огромный его культ!!!) Церковь воюющая с инфернальными силами.

Южная сторона Перенее (совр Кастилии-город Авела.Испания) то, что обрамляет город – полное кольцо оборонительных стен – это сохранившаяся фортификационная постройка.

Французская романская архитектура (во Франции разнообразие технических приёмов строительства)

Общий облик: сходство романских церквей с фортификационными сооружениями.

Крепости Гоподни на земле – это не связано только с художественным мышлением; но это связано ещё с характером самой архитектуры, которая выражаетя в конструкции, решении плана, в размещении объёма, в соотношении несущих и несомых объёмов!! Т.е. язык конструкции- архитектура.Храмы на путях поломничества: Тип храма

Сент Фуа в Конхе (Святая Вера первомученица) на третьем пути.

План: крестовообразная базилика с особенным образом встроенвосточная часть с деамбулаторием, венцы капеллы, есть апсидиолы и + на рукавах трансепта. Особая структура трансепта, кот должны были иметь такие же обходные нефы как и главный, по сторонам рукавов трансепта. под абсидой- реликварии. Важный – принцип перекрытия центрального нефа. Это обязательно каменные своды! (характерные для романики) (тип бенедикцинского храма-там ещё были дерев перекрытия) Своды: центральный полуцилиндрический свод на подпружных арок (подпружные арки - элементы каркаса! Всегда есть на плане подпружные арки центрального нефа. Если их нет- то это не храм на пути поломничества!!!!), в боковых нефах храмов на путях обязательно - крестовые своды романской конструкции (само словосоч. «крестовый свод» может быть романским (где работают части полуцил сводов.т.е фрагменты инертныхмасс), у готической конструкции – всегда каркас сводов на нервюрах стрельчатых очертаний)

Наружный план: гористая местность. они не видели изначально храм с запада. Всегда видна башня!!! (фортификационная особенность) На западном фасаде (могут быть ещё фасады на рукавах) имеются две башни фланкирующие ход. Главная башня всегда была и она была не с запада, а над средокрестием и она октогональная.

Интерьер: освещение: центральный неф- слепой (это значит - в боковых нефах есть второй этаж, на.эмпоры. и свет проходит через окна эмпор.) но средокрестие и алтарная часть всегда освещены (свет поступает из оконных проёмов.т.е. 8 окон (башни), наход-ся на большой высоте, выше центрального нефа)

Опосредованный свет идет через эмпоры, только впереди апсида освещена через окна алтарной апсиды.а деамбулаторий нах на другой высоте (пирамидальное) Т.е.есть оконные в стене алтарной апсиде, и в капеллах окна обязательно есть в венцах капеллы.= алтарная и заолтарная часть и средокрестие- освещены. Каркасные подпружные арки есть и в башенной части с 8ю сигментами(т.е. 8 радиальных арок) октогональной башни. Это напоминает византийскую Софию Константинопольскую (530-536 купол с 40-арками)

3 центра паломничества: Иерусалим, Рим, Сантьяго де Компостелло.

Малые паломничества: типа Сент Фуа в Конке. Он и был целью посещения реликвий.

Именно из за мало или нерасчленённых инертных масс романской архитектуры, было много места для росписей. Они были, но не сохранились.

Опоры с капителями отделяют алтарную апсиду от деамбулатория, между ними пустота. Там находится Св. Вера в реликварии (9-11) 90см. внутри полая и с мощами.

В скульптуре работали овернские мастера.наиболее ярко проявляется античные черты. В тимпане нет единого поля. Но текст поверх разделяет на зоны изображение. Полосы разделяют пов-ть на 3 гризонтальные части.т.е. пространство структурировано и это сближает тимпан Сент Хуа в Конке с готическими соборами.(готика-схоластика-разделенная на элементы. рациональность) Вся романская ску-ра имееет одно поле, а готические тимпаны всегда делятся! Т.е. уже параллельное появление готики. Пропорции указывают на антропоморфное восприятие – Христос нормального роста (влияние античной пластики). У всех ангелов сходная иконография. Над Х в верхней зоне нах-ся орудия страстей (в целом ряде страшных судов) – орудия его казни - ангелы держат в руках гвозди, молоток, крест, терновый венец. Ангелы толстолобые, с щечками.Праведники торжественно шествуют к Христу. Первая от него- Богородица, потом апостол Пётр с ключом, за ним – Бенедикт Нисильский (основательль б.ордена) «…к сыну Твоему приведи всех нас» Рай всегда изобр-я в виде притчи «о злом богаче и добром пастыре» Лоно Авраамова – праотцы – это Рай. И Рай похож на романский храм с нефами и с башенками. Там ждут ангелы. И тоненькая стеночка отделяет греховной части. «В доме Отца Небесного». Воскресение из мёртвых на крыше.Светая Вера поклоняется руке Господне.(ей выделили пространство со столиком и с чашей д.причастия) Врата ада: как пасть Левиафана.волосы у чертей как пламя.Иуда повешенный около дьявола. Есть весы.»всяк входящий оставь надежду» начертано над адом.Души.все романские рельефы были цветными (в готике тоже) даже опоры были раскрашены, капители (19в) Санта Мария до Радо(в перев.позолоченная.либо использован был позолоч образ, либо рельефы)

 

Сент Сернен в Тулузе (Св. Северин) С башней над средокрестием (уже 13в.ее высотность и завершение связана уже с готич арх) но наличие и место ее ориентации (сдвинута к апсиде средокрестия)= восточная часть, говорит о том, что она на путях.

Базилика. Деамбулаторий с апсидиолами.Тут явно высота и перекрытия другие –спереди нартекс церкви. И стали выделять первую часть церкви-по уровню она выше чем нефы. У нартекса другое пространство (соединяет землю с небой) Центральный неф слепой. И под двускатной крыше скрыты эмпоры. А занчит здесь 5 нефов (по типу св. Мартина). Подпружные арки, аркада центрального нефа, эмпоры и ниже опоры. Восточная часть: окна в деамбулатории, в апсидиолах и в промежутках. Но эта церковь имеет особенности: использование в ее кладке камней разного цвета (это декоративность – это ключевое слово романики) Используется неоднотонный песчаник.

+- терракота.

Сантьяго де Компастелло (в отличие от предыдущих, она снаружи вся одета барочную декорацию) = можно искать романику только в конструкции: это наличие двух башен на зап фасаде (но весь фасад скрыт) от романике осталалось

Трёхнефный трансепт, 3х нефная базилика, опоры круглого сечения отдел алтарную апсиду от, деамбулатория, венец капелл, на плане не видно перекрытий. Нартекс церкви, куда перенесено то, что было на фасаде СдК 12в. есть врата отделяющие центральную продольной части от нартекса. Центральный слепой, полуцилиндр. свод на подпружных арках, эмпоры, боковой неф и окна в наружных стенах, свет в средокрестии.трансепт, рукава, из апсиды тоже свет.

Юго-восток-сев-запад: Прованс, Оверн, Бургундия, Нормандия – школы со своей спецификой.(в Овернской вост части, но были дерев перекрытием, либо полуцилиндр гладкий свод). В Бургундской школе использовали целый ряд новшеств, кот никто в европе не использовал. Клюи Три (Сан Пьетро) -взорвана в буржуазную.(была малым центром поломничества из-за своей восточной части+наличие башни, в этой ц были 2 трансепта-клюнийский орден предполагал одновремен молитву (24ч) и нужны были доп.пространства. (башен было как мин 2) перед нартексом и на рукавах трансепта, базилика 5-я), бенадиктинского типа(т.е. деревянная) Это самае огромная церковь не только провинции бургундиии, но и всей Европе.

Есть романские церкви, кот могут своей восточной частью могут ввести в заблуждение.

Архитектурные школы Франции.

Юг Франции: Прованс. От того как перекрыт центральный неф определяются боковые несущие элементы конструкции-стены. Отличается тем, что в этих церквях типа базилики нет деамбулатория, ни апсидол, без обхода, без венца капел (близка к бенадектинского) 3 апсиды выстроенные в ряд, кот располагаются вдоль трансепта, с восточной стороны, это 3-х нефная базилика с дерев перекрытиями. Тут есть близость с апенинским по-вом, где были христианские базилик (т.е. сказывается близость с раннехристианской арх-ой) Аквитания на западе-назыв. Лагидок-там находится точка на кот сходятся 3 дороги.(имеют сильное влиянии поломничества) Там и находится Тулуз. В Аквитании: купольная базилика (уникальное явление)

В герцогстве Норманском: (рядом с Провансом –Оверн) в Оверне в перекрытие нет каркаса. когда научились перекрывать свод каменным-самым архаическими были - Гладкие нерасчленённый полуцилиндрический- коробовый свод. (на плане в центральном нефе ничего нет: т.к. нет элементов каркаса 1-либо там деревянные перекрытия, (как в ц Провансе) но то, что нах-я в бок-х нефах говорит о другом; если бы на плане был коробовый свод, кот опирался(распор) бы на боковые нефы - то он перекрывался бы крестовыми сводами романской конструкции. Крестовый свод стал основой каркасной готической арх-ры. Он мог быть каким угодно, они разные, крестовые своды романики использовались в боковых нефах.(в академии в коридорах-иммитация) чреда крестовых сводов состоит из- ячейка свода, либо травея. А между ними-пилоны (простые, круглые, квадратные сечения) а между пилонами находятся подпружные арки. Структура боковых нефов имеет двух ярусную структуру.две крыши двускатной кровли. Этот второй этаж называется эмпорами. (их ширина =ширеине бокового нефа) т.е. аркада эмпор выходит в центр неф.окна в наружных стенах. Слепой центральный неф почти равен высоте бокового нефа, а он имеет эмпоры. Это типично для Овернской школы. А восточная их часть имеет обход за олтарной апсидой- деамбулаторий, и венец капелл. Это сближает овернскую школу с храмами на путях паломничества (но не понятно кто на кого повлиял) Эти все характеристики относятся к храмам на путях поломничества. Но своды на пути поломничеств уже другого типа- полуцилиндрический свод на подпружных арках, опирающиеся на пилоны (это уже элементы каркаса). Отличие от храмов на путях - наличие кубообразного объёма внутри трансепта под башней, Вынос башни на большую высоту чем в храмах на путях и почти одинак высота между апсидиолами и деамбулаториями (на путях там четко пирамидальная). У Овернских- всегда коробовый свод. Тип на путях более продвинутый- с подпружными арками(т.е.с наличием каркаса)

Бургундская школа архитектуры оказалась самой вариативной в использовании каркасных элементов (Готическая ар-а выбрала что-то из романики и это сделала системой).На территории Бургундии находились материнские аббатства- Клюни и Цисто. А значит Бургундская школа архитектуры влияла на все тер-и европ пространства.

Приминили в романской постройках- арку с переломом во внутреннем пространстве церкви в виде подпружных арок. (отличительная черта цистерцианского ордена) отличие от полуциркульных арок - в них появилось дополнительная точка распора= и можно повышать и расширять центральный неф.

Герцогство Пуату. Центр Пуатье. Характерны храмы зального типа. никаких эмпор. Пространство едино.

Норманская школа: в 12в стали появл церкви уникальные с точки зрения романских сводов. В центральном нефе – крестовые своды. Наличие крестовых сводов как в центральном, так и в боковых нефах. Крестовые своды с выпущенной кладкой в швах. Одной траве центрального нефа соответствует 2 травеи боковых нефов 1: 2. В крестовых сводах боковых нефов появляется точка(в виде пилона) и от нее к противоположному пилону протянута тяга. с 6-и частные или 6-и распалубковые. Ранее готические фр соборы (типа Собора Парижской Богоматери) имеют связную систему и имеют шестичастные своды, только на каркасе. На плане норманнская арх-а неотичима от готической (Расцвет романики совпадает с формированием нового худож языка.30-40гг 12в)

А на территории Иль де Франс в 30-40гг формируется новый художественный язык. А в 13в за пределами франции будет называться – французским (только в 19в стал готическим)

Башенная структура.

В храмах на путях паломничества- всегда наличие башни над средокрестием (сердце креста)

Пирамидальный вид: Апсидиолы, деамбулаторий, алтарная апсида(и на этой же высоте нах-ся башня над средокрестием)

Скульптор. 1япп 12в. Микколо ему приписывают изобретение особого вида портала. Этот портал выглядет как арка приставленная к стене. Треугольный фронтон как завершение-напоминает готику. «Портал –навес» Скульптура поставленная на ордеры. А колонны опирались на фигуры львов.(в Италии огромн кол-во. Из мрамора)

Украшается плоскость стены и всё делается из мрамора (итальянская особенность) Этот мотив- львов приписывают Николло. Ветхозаветные сцены. тяготение к плоскости.Тяготеет к горельефу.что отражает античные особенности.

Бенедетто Антилане. Рельефы на дверях в Италии и двери Сан Дзедо в Вероне одна из них. Бронзовые грандиозные рельефы.(аналогия с Русью, София новгородская.корсуновские врата) в вероне двери из пластин, которые выполнены разными мастерами.перевивание орнаментики. С Христом уже тут горельеф.

В Фиденце с нависным портике. Две скулптуры по обеим сторонам портала Ветхозаветных пророка Исайя и Иериним. Бенедетто (12-13в) это уже проторенессанс в Италии. До конца 12в(исход романики, начало проторенессанса) тимпанные композиции в итал церквях не было. С этим мастером связано появление 3х мерной скульптуры на косяках портала, или по сторонам опорного столба. Статуарная скульптура в нишах на фасадах, что использовалось во флорентийской скульптуре 15в. итальянцы помнят более всего античности, поэтому активно используют ордера, и используют мрамор. В Италии появляется полихромный стиль.

Монументальная живопись.

Сен Совен сюр Гортал. Гладкий нерасчлененный – коробовый свод. Её называют Секстинсской капеллой средневековья (начиная от нартекса, заканчивая трансептом на всей поверхности – ветхозаветный цикл) Весь свод и нартекс, в алтарной апсиде, крипте и трансепте находятся росписи 11в. Тематика начинается от сотворения мира и завершается уходом из Египта. (тоже как в Дикампио –Рафаэль) Анология с ковром.

Композиционно разделена бардюром и ещё мал полосочками.2 по 2 полосы.такое композиц решение ял воздействие длинных ковров (аналогия развешивания ковров в церкви).Разными мастерами. Но свод принадлежит группе светлых фонов.это связано ещё с трактовкой одежд – в них всегда используется белый и охристый оттенок. (по терракоту идёт роспись белых штрихов. Белый, который вторгается в тёмный- это главная особенность).Характерно для «светлых фонов»- движение, экзальтация, фигуры масштабно превышают норм размер, который бы вписался в прост-во, это и есть внутренняя динамика.эти штришки всегда дают динамику – передача учение о Фаворском свете (в восточной ветве, через Балканы,, смальта-свет,, белые штрихи)впервые было проявлен такой приём в каролингской живописи).Сцены: рядом со сценой о Ное, есть сюжет, кот не относится к библейской истории- тут светский сюжет!! (и-за появившихся средневековых романов) тема эзоповых басен впервые в храме!!! (11-12вв) Эти росписи явл уник памятников созданных не раньше 1066г (тесно связано с герц Норманским, т.к. отсюда отходили корабли на походы за английский престол). Там стоят викинги, итд. В готических и романских храмах есть всё-таки светские темы.

Испанская романика. Через испанию шли поломники с в обоих напралениях.(предания, влияние, даже скандинавский эпос..)

Французская готика.

Сейчас это аббатство Сен Дени. Начало 30-40 12в –ранняя готика во Фр. Церковь Св. Петра аббатства сен Дени. С одной башней на западном фасаде. Готика разнообразна (Фр, Анг, Нем) в Италии и Испании, оч специфичны.Франция исторически(Сугерий на истоках). Более локально на тер-и Иль де Франс. Аббатство Сен Дени (от 30-40гг 12в ---внутри13в-зрелая готика и до…) однобашенная (он таким сохранился) но не был изначально.это монастырская церковь(30-40гг –ранняя; 90г- 12в- наступает зрелость.(стиль и конструктивные приёмы сформировались) в 30-гг 13в. готика входит в позднюю фазу.

Логика и рациональность - основа готики (схоластика). Ранняя, зрелая, поздняя – всё зависит от конструкции. Развитие каркасной архитектуры.где должна работать инженерная мысль. реликварий божественного света. = Увеличивается ширина и высота центрального нефа. Стены перестали быть несущим элементом конструкции. Всё зависит от времени постройки. Между частями м.б. различия. В поздней готики Фр.появляется декоративность, но контрукция не отличается от зрелой. Вместо огромных стали делать маленькие капеллы.процесс мог растягиваться, но конс-я определялась с самого начала.

Сен дени не ранняя готика. Артели отправлялись в разные места. Сын архитектора продолжил строительство.артель кот отправ в Сен Дени, отправ из город Санс; Гиём руководил работами. Сама конструкция в Сансе –ранней готикой; Идея содать конструкцию чтобы было как можно больше света.А Собор Парижской Богоматери – это следующий этап в развитии готики. Неоднородны, но одного времени.Санс 40-60 в Сансе; 6-70- -Париж; 70-80 потом Лан(Нуаньёне); Шардр-80гг.там 1192-собор сгорел.находился Покров Богоматери, Ш. связан с богословской школой. А в 1194г там уже была 1я служба, собор заложили за 1 год!!! И уже с конструкцией зрелой готике. Это явилось точкой отсчёта зрелой готике во Франции. г Нуаньёне, Санс, Нотер, в Лане- все они раннеготические соборы. Для них характерно: фасад: разные части разного времени (горожане, ремесленники и знать) строили городские соборы на свои деньги. Орден оказался самым богатым народом, войны(тамплиеры) и папа римский их решил всех сжечь, чтобы завладеть их богатствами(14в) Изначально во Франции – зап.фасад был 2башенный (но многие сгорели. Под крышей было дерево), Роза (в Итальянской романике были розы!),

В немецкой типологии была одна башеня.

Перспективный портал на наружней стены- утоплен в толше кладке.глубина зависит от тощи стены. Если есть такой портал- это ранняя готика (т.к.стена продолжает оставаться эл.несущей конструкции)

Конструкция: нервюрные арки – они являются несущим элементом каркаса. Между-рёбра(нервюры) т.е. внутри каждой тровеи- 3 нервюрные арки.каждая траверя- это 6-частный свод или распалубков.

Сравнение ранней от зрелой. Если 6-частный свод(из 3х нервюрных арок стрельчатых очертаний)- ранняя готика, т.к. свод связан с боковыми нефами, упираяс в опору, а там второй ярус, а значит эмпоры.1: 2 и между тяга. (с выпущенной кладкой в швах в Нормандии это не явл какркасом), с череованием разной мощности опор.

Собор Парижской Богоматери (в Париж отправляются мастера изСанса) перестройки 14, 15, после революции.на о. Сите.(это и есть те-я средневек Парижа) Её конструкция соответствует ранней готики. Западный фасад 60х 12в упорядочен, но их конфигурацию башен с горизонтальным сечением.(центральный портал новодел).Стремление готики-вертикализм не в башнях, а в высоте центрального нефа. (число 3 реализуется как Регулярность как по вертикали, та и по горизонтали. Вертик и гориз линии пересекаются в месте окна.Окно роза – цитадель композиции.оно сцепляющий элемент.эта горизонтальность структуры(удерживание) элемент готики. ((Реймс 39м (до свода) Амьенский – 42м Кёльнский- 46м.))

Нотер дам де Пари – базилика крестовообразная. Готика тяготеет к единообразию.Типология фасадов готич.собора: фланкирование 2я башнями. В ранней-башни не остроконечные, горизонт.срез. Именно наличие сев и южн фасада говорит о наличие трансепта = крестовообразная. (фасад южного рукава трансепта) Сдвижение трансепта к западу.скрытая крестовообразность трансепта. Это ведёт к расширению пространства – алтарное и заолтарное пространство.капеллы перестают быть венцом, они становятся обходными галереями. Снаружи – контрафорсы.

К 14в. между контрофорсами стали строить доп капеллы. И при достройки капелл рукава трансепта совсем скрылись. У неё 5 нефов, к которым добавились галереи (сквозные) и появляются частные локальные пространства. К 16в. каждая эта капелла стала частной! (с захоронениями, семейные) Травеи отделяются подпружными арками. 3 нервюрных арки= шестичастный свод. А значит структура бок нефор двухчастная, а там эмпоры. Каркасный Крествовый на нервюрных арках стрельчатых очертаний. Каркасом являются несущие элементы в виде нервюрных арок. Эти нервюрные Фр арки всегда соответствуют конструкции (в поздней Фр готики такого быть не может)

В Анг, Нем, Исп нервюры на своде часто имеют декоративный характер.

Распор.давление сосредотачивается в пятах арок. В одной точке нервюра подпружной арки – точка давления распора арки. От центрального нефа, боковые нефы- двухэтажные, второй находится на ярус ниже.

Арки, соединяющие точку где нах пяты арки, свода центрального нефа и мощный пилон. Эти арки перекинуты как ребра от точки распора свода центрального нефа на окончательную вертикаль. Часть распора идёт на внутренний пилон, а другая часть распора идёт на аркбутан. Происходит чередование погашения распора свода то на пилон, то на контрофорсы. Аркбутаны – это арки, находящиеся с наружной стороны, перекинутые через боковой неф и принимающие распор свода центрального нефа.

Система аркбутанов и контрофорсов выполн окончат функцию распора центрального нефа. Это относится именно к Франции. Не всегда их наличие связано с конструктивной необходимости. Постепенно эти элементы конструкции(особ аркбутаны и контрофорсы) превращают готический собор в божественный реликварий. Аркбутаны и к. над крышами эмпор. Высотное соотношение ярусов не сильно различимо.

Ранняя гоика не динообразная система.но всё идёт к систематизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.