Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В управлении персоналом






 

Формирование науки об управлении персоналом началось вместе с формированием теории менеджмента, что произошло более ста лет назад в самом начале промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались.

В настоящее время научное управление «Управление персоналом» формируется на стыке наук: теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права и ряда других. В связи с тем, что теории управления персоналом (человеческими ресурсами) развивались с различными школами управления, последние наложили отпечаток на название первых.

В настоящее время различают три группы теорий:

1. Классические теории. К ним относятся: теория «научной организации труда» и «школа административного менеджмента». Видные представители классических теорий – Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А. К. Гастев, П. М. Керженцев.

Основные постулаты теорий. Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, чем то, что они при этом зарабатывают. Индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля, немного.

Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко усваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разрабатывать простые процедуры труда, проводить их в практику.

Теория «научной организации труда» или, точнее, теория научного управления, ос­новы которой были заложены в начале нынешнего века в работах Фредерика Тейлора (США), а впоследствии развиты другими учеными, совершила тихую революцию в управлении организацией в целом и человеческими ре­сурсами в частности. Теория “научного управления” утверждала, что суще­ствуют оптимальные и универсальные для всех предприятий методы управ­ления и организации труда, позволяющие значительно повысить его произ­водительность.

Ф. Тейлор утверждал, что хороший управляющий должен обладать следующими качествами:

· умом;

· образованием;

· опытом;

· тактом;

· энергией;

· сообразительностью;

· честностью;

· здравым смыслом;

· здоровьем.

В то же время Ф. Тейлор указывал, что очень трудно найти человека, обладающего всеми перечисленными качествами.

По мере распространения идей “научного управления” на многих предпри­ятиях появились представители новой профессии (инженеры, занимающиеся изучением и организацией рабочих мест).

На рубеже XIX–XX вв. часть функций по управлению персоналом (в первую очередь, наем персонала и учет использования рабочего времени) стала передаваться в отдельные подразделения. В 1900 г. американский бизнесмен Ф. Гудриг организовал на своей фирме первое бюро по найму работников. В 1910 г. фирма «Плимнтон-пресс» впервые создала отдел кадров.

В 20-х гг. XX в. отделы кадров занимались налаживанием отношений между работодателями и наемными работниками, выясняли настроения рабочих, представляли их требования руководству, награждали рабочих за многолетний добросовестный труд и преданность организации, устраивали совместные празднества. Они также ведали некоторыми жилищно-бытовыми вопросами работников, предотвращали создание профсоюзов или вели переговоры с ними, оформляли кадровую документацию.

Школа административного менеджмента. Огромный вклад в развитие ее основных направлений внес Анри Файоль (1841–1925). Им были сформулированы следующие принципы управления персоналом:

· разделение труда. Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа цепей, на которые направляются внимание и усилия работающего).

· полномочия и ответственность. Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

· Дисциплина. Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

· един­ство распорядительства или единоначалие. Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

· Единство действий. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

· подчине­ние частных личных интересов общим. Интересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов.

· вознаграждение. Получение работниками справедливого вознаграждения за труд.

· централизация. Естественный порядок в организации, имеющий управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при точной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности.

· ие­рархия (скалярная цепь). Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.

· порядок. Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

· справедливость в отношении персонала. Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

· стабильный состав персонала. Установка работников на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, т. к. высокая текучесть снижает эффективность деятельности организации.

· инициатива сотрудников. Поощрение работников к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

· корпоративный дух организации. Гармония интересов и организации обеспечивает единство усилий.

В 30-е г. XX в. работа отделов кадров была сориентирована на ведение переговоров о заключении трудовых договоров, общий контроль над деятельностью в области управления персоналом на предприятиях.

В 30–40 гг. XX в. принимались законы, корректирующие практику управления персоналом. Принятые в эти годы законодательные акты призывали предпринимателей заключать коллективные договоры, осуждали дискриминацию членов профсоюзов. В ходе становления служб управления персоналом возникли новые профессии: агент по найму персонала, секретарь по благосостоянию, управляющий по заработной плате и пенсиям, специалист по технике безопасности, специалист по обучению и трудовым отношениям.

2. Теории человеческих отношений. К представителям относятся: Э. Мейо, К. Арджирис, Р. Блейк и др. Основные постулаты теорий – индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивации к труду, чем уровень заработной платы.

Еще в конце 20-х г. XX в. американские ученые Э. Мейо (1980–1949) и Ф. Роэзлизбергер выдвинули концепцию “человеческих отношений”, утверждавшую, что производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства, сколько от того, как управляющие относятся к исполнителям, т.е. от человеческого, а не механического фактора.

Главная задача руководителя – сделать так, чтобы каждый работник чувствовал себя полезным и нужным; он должен информировать своих подчиненных, а также учитывать их предложения, направленные на улучшение деятельности организации. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным определенную самостоятельность, что предполагает личный самоконтроль над исполнением рутинных операций.

К концу 50-х г. XX в. теория “научной организации труда” Ф. Тейлора перестала приносить желаемую удачу.

В 1960 г. Дэвид МакГрегор опубликовал ставшую впоследствии знаменитой книгу “Человеческая сторона предприятия”, в которой подверг критике основные положения теории “научного управления”.

Д. МакГрегор утверждал, что проповедуемые в ней детальные процедуры и правила, всепроникающее разделение труда и концентрация функции принятия решений на верхних этажах организации убивают творчество, ограничивают самостоятельность работников и тормозят развитие, создают антагонизм между рабочими и их руководителями, что в конечном итоге отрицательно сказывается на производительности /6/.

Работы МакГрегора и других теоретиков управления, развивающих взгляды Э. Мейо и Ф. Роэзлизбергера, оказали значительное влияние как на практику управления, так и на подготовку будущих руководителей.

В 50-60 г. XX в. развитие новых и модернизация старых отраслей, глубокая технологическая реконструкция производства, распространение электронно-вычислительной техники привели к тому, что трудовые ресурсы приобрели новые качества: появилось большое количество грамотных работников с новым отношением к труду, его условиям и организации трудовых процессов. В этот период большое внимание уделялось правовому обеспечению системы управления персоналом, что привело к необходимости разработки внутрифирменных нормативных и регламентирующих документов: стандартов предприятия, нормативов, – в первую очередь, в области организации и оплаты труда. В эти годы:

· развернуто движение, направленное на повышение эффективности управления организацией в целом и управления персоналом;

· начинается применение коллективных форм организации труда;

· происходит изменение системы материального стимулирования труда;

· наблюдается отход от жесткого нормирования труда;

· начинается исчисление размеров вознаграждения в зависимости от конечных результатов работы сотрудников;

· работники предприятий допускаются к участию в распределении прибыли;

· формируется теория человеческого капитала, что явилось отражением резкого возрастания роли персонала в современном производстве.

В начале 70-х г. XX в. в большинстве развитых стран отмечалось падение чувства удовлетворения от труда, высокая текучесть кадров и абсентеизм. Это явилось следствием чрезмерной бюрократизации управления персоналом, которая вступила в противоречие с потребностями развития научно-технического процесса, усилилась отчужденность персонала в производстве. У части работников возник интерес к участию в управлении, начался процесс его демократизации.

Поэтому в 60–70 г. XX в. американские школы бизнеса расширили свои программы за счет включения в них дисциплин, связанных с человеческими ресурсами – индустриальной психологии, организационного поведения, управления персоналом. В результате в экономику начали приходить руководители, осознавшие необходимость и важность управления человеческими ресурсами, а также понимавшие специфику этого процесса. Управление персоналом превратилось в такую же важную организационную функцию, как управление финансами или техническим развитием.

В середине 70-х г. XX в. широкий круг мыслящих руководителей убедился, что управление персоналом является важнейшим фактором повышения эффективности предприятия, а его значение быстро возрастает.

В 80-е г. кадровые службы наряду с оперативным планированием начинают заниматься перспективным, долговременным планированием трудовых ресурсов, и их участие в формировании стратегического управления предприятием становится ключевым и необходимым.

В 80-е г. XX в. неблагоприятная экономическая конъюнктура вынудила многие компании сокращать масштабы своих операций и увольнять работников. Способность организации эффективно управлять массовыми увольнениями превратилась в одну из критических компетенций. Отделы человеческих ресурсов активно занялись трудоустройством и переобучением высвобождаемых работников и поддержанием материального уровня оставшихся в организации работников. Планирование человеческих ресурсов стало более прагматичным (получил распространение метод 3/4, когда организация нанимает только 75% от требуемых ей работников, чтобы обезопасить себя от сокращения штата).

3. Теории человеческих ресурсов. Авторами этих теорий являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакГрегор и др. Труд большинству индивидов доставляет удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов ответственно, способно к самостоятельности, к творчеству, к личному самоконтролю, даже большему, чем этого требует занимаемое индивидом место в иерархии.

Главной задачей руководителя является более рациональное использование человеческих ресурсов. Он должен создать в коллективе такую обстановку, в которой каждый человек мог бы максимально проявить свои способности. Руководитель способствует участию каждого работника в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль своих подчиненных.

В 90-е г. XX в. также произошли существенные изменения в приоритетах управления человеческими ресурсами, связанные с ускорением технологического прогресса, глобализацией экономики и усилением конкуренции во всех областях жизни. Значительной корректировке подверглась традиционная модель трудовых отношений – сегодня ни работодатели, ни работники не рассматривают свой союз как супружество от “венца до гроба”, т. е. с момента окончания учебного заведения до пенсии: они относятся к нему, как к временному взаимовыгодному партнерству.

Несмотря на разнообразие национальных законодательств выделяют три основные модели государственного регулирования трудовых отношений /2, 3/.

1. Англо-саксонская. Представителями этой модели являются США, Великобритания, Тайвань, Сингапур. При этой модели государство рассматривает работодателей и наемных работников как “равных” участников рынка и видит свою роль в создании и обеспечении бесперебойного функционирования необходимых для рынка элементов конкуренции, ограничении монополий, юридической системы. Кадровая политика в американских фирмах обычно строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям:

· подбор кадров. Общими критериями при этом являются: образование, практический опыт, психологическая совместимость, умение работать в коллективе;

· условия труда. Внедрение автоматизации в производство внесло существенные изменения в условия труда персонала: замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, приемлемыми и удобными для работников, переход на более гибкие формы оплаты труда.

2. Европейская (рейнская). Представитель этой модели – Германия. Европейская модель построена на предположении, что наемные работники находятся заведомо в худшем положении по сравнению с работодателями и нуждаются в государственной защите в виде устанавливаемой на достаточном уровне минимальной заработной платы, универсального социального и медицинского страхования, специальных государственных органов, защищающих интересы работников.

3. Японская модель управления персоналом. Утверждают, что именно на ней и зиждется так называемое “японское чудо” – стремительное восхождение Японии в состав самых высокоразвитых стран мира. Комплексная система трудовых отношений (или, как ее называют японцы, “пять великих систем”) представлена на рис. 1.

 

 
 

 

 


 

Рис. 1. Комплексная система трудовых отношений:

Ч – человек; СПН – система пожизненного найма;

СКР – система кадровой ротации; СОТ – система оплаты труда;

СР – система репутаций; СПРМ – система подготовки на рабочем месте

 

В современных условиях приоритетными для специалистов по управлению персоналом стали следующие задачи:

· обеспечение соответствия уровня квалификации сотрудников жестким требованиям современной экономики, где базовые навыки устаревают каждые пять лет;

· строгий контроль над постоянно растущими в развитых странах издержками на рабочую силу, сохраняя при этом конкурентоспособность индивидуальных пакетов компенсации;

· поиск способов поддержки и укрепления чувства принадлежности к организации у сотрудников, которым больше не требуется приходить в офис, поскольку они могут работать дома, общаясь с внешним миром с помощью электронных средств связи.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит сущность классических теорий управления?

2. Раскройте сущность теории человеческих отношений.

3. Раскройте содержание теории человеческих ресурсов.

4. В чем состоит различие основных моделей государственного регулирования трудовых отношений?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.