Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркетинговая модель государства. Государство рассматривается как некая административная структура, действующая не согласно методам властно-директивного управления или принципам социального






Государство рассматривается как некая административная структура, действующая не согласно методам властно-директивного управления или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике рыночных отношений, где гражданское общество выступает в роли клиента, получающего услуги, а государство – в роли «сервисного центра».

 

6.

Функции государства

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государственного управления общественными делами.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

экономическая выработка и координация государством экономической политики, т.е. стратегии и тактики экономического развития страны в оптимальном режиме; регулирование отношений между гражданами и их организациями в экономической жизни общества;

политическая – регулирование отношений между гражданами, социальными группами, классами нациями в связи с реализацией их политических интересов, гармонизацией интересов различных групп общества;

социальная выработка социальной политики государства, обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

правовая осуществление правотворчества (деятельность по подготовке, принятию и изданию правовых актов, содержащих нормы права), правоприменения (деятельность по реализации правовых норм путем принятия правоприменительных актов, повседневной работы по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера), правоохранения (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности правонарушителей и т.п.);

экологическая в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства на международной арене:

оборонная – защита государства от внешних угроз и военной агрессии;

дипломатическая – поддержание приемлемых отношений с другими государствами, субъектами международного права, представительство страны на международной арене;

внешнеэкономическая – развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами и группами государств на международной арене, участие в международном разделении труда, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-денежных связей и т.п.;

внешнеполитическая – это поддержание мирового правопорядка, функция, связанная с поддержанием общих норм международного права с целью исключения глобальных конфликтов;

культурно-информационная – взаимный информационный обмен и культурное сотрудничество между государствами;

глобального сотрудничества сотрудничество в решении глобальных проблем современности (экологических, энергетических, демографических и т.п.).

Многие функции государства независимы от его правовой формы, например защита от внешних угроз. Для других функций государства основой выступают его социальная сущность и целевые ориентиры.

 

7.

Формы государства

Фо́ рма госуда́ рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики [1]. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.

Элементы форм государства:

Форма правления — система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (старейший элемент: учёными он стал выделяться ещё в Древней Греции);

Форма государственного устройства — система территориальной организации государства (активно изучается начиная с XVII—XVIII вв.);

Государственный (политический) режим — методы осуществления государственной власти (наукой стал выделяться только в начале XX в.).

 

8.

Конституция как законодательная основа государственного управления в РФ

 

9.

Система разделения властей в РФ

В России сторонниками разделения властей были М. М. Сперанский, А. П. Куницин (проф. СПб университета в 1817-1819 гг.), декабрист П.И. Пестель. Однако идеи Монтескье о власти и формах правления рассматривались и воспринимались ими с учетом тогдашней действительности в Российской империи.
Так, в плане М.М. Сперанского все три власти рассматривались как проявление единой " державной власти". Он говорил, целесообразен тот образ правления, в котором сочетаются " правильное разделение дел" с единством управления и надлежащим подбором администраторов. При этом, М.М. Сперанский сторонник сохранения сильной царской власти: император, по его мнению, есть " верховный законодатель, без коего никакой закон совершиться не может", " верховный отправитель правосудия", " верховное начало силы исполнительной".
В свою очередь, А.П. Куницин различает власти " законодательную, исполнительную и блюстительную", но ничего не говорит об их независимости друг от друга.

Конституция Российской Федерации 1993 года фактически признала, что в современных условиях развития государственности более оправданным является такое решение вопроса, когда в основу организации управления делами государства положен принцип разделения властей.
В статье 10 Конституции Российской Федерации сказано: " Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". А в части 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
В чем же конкретно проявляется содержание принципа разделения властей в Российской Федерации, какие " сдержки и противовесы" закреплены в Конституции Российской Федерации?
Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации:
во-первых, Конституцией Российской Федерации предусмотрено четкое распределение функций и компетенции между государственными, органами в соответствии с требованиями разделения труда по управлению делами государства;
во-вторых, Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;
в-третьих, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации. При этом никакой другой государственный орган Федерации не вправе осуществлять первичное нормативное правовое регулирования по вопросам, отнесенным к ведению Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции, и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции) в той части, которые отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации;
в-четвертых, исполнительная власть в Российской Федерации должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности, быть подотчетной либо главе государства, либо федеральному законодательному (представительному) органу государственной власти;
в-пятых, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них;
в-шестых, судебные органы в Российской Федерации независимы и пределах своих полномочий действуют самостоятельно;
в-седьмых, ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
в-восьмых, споры о компетенции в Российской Федерации решаются только в порядке конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным Судом Российской Федерации;
в-девятых, конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями, т. е. содержит взаимные " противовесы" для других властей. К таким " противовесам" следует отнести:
срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;
несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
право конструктивного вето на законопроекты (ч. 3 ст.107 и ч. 2 статьи 108 Конституции РФ);
право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы (ч. ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции РФ);
контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;
конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы (ч.ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации);
независимость судейского корпуса (статья 120 Конституции Российской Федерации).
Названные " сдержки и противовесы" характерны только для системы разделения властей в Российской Федерации. При этом, при изучении соответствующих разделов курса государственного (конституционного) права Российской Федерации студенты смогут самостоятельно назвать и некоторые другие рычаги воздействия одной власти на другую.

(система «Сдержек и противовесов»)

10.

Государственная власть: понятие, признаки, принципы организации

государственная власть - это:

1) право, возможность и способность государства (через государственные органы и должностных лиц) оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;

2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

3) лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

В системе публичной власти государственная власть отличаются следующими признаками:

- официальный характер, регламентируемый Конституцией (как правило) и законами;

- структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;

- общеобязательный характер ее решений;

- наличие права на легитимное принуждение и использование силы;

- обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Принципы организации:

I. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей (Ст. 10 Конституции РФ).

II. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти – ее подчиненность праву, регулируемость законами, правоотношением.

III. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип – ее безличность.

IV. Среди основополагающих начал правового демократического о государства существует и такой принцип организации государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание масштабов государственных задач и функций, количества государственно-властных структур и госаппарата.

V. Целостность России, ее частей, единство внутренней и внешней стратегии невозможны без концептуальной и структурной целостности самой государственной власти – это еще одно принципиальное начало организации и функционирования всей конструкции государственной власти.

VI. Принципом, характеризующим государственную власть в демократическом правовом государстве, является ее опора в практической деятельности на универсальные, выработанные человечеством современные социальные технологии.

VII. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который неправомерно отождествлять лишь с законностью (legos) происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе Права.

Легитимность в ее современном понимании означает, следовательно, совокупность трех составляющих:

1) народ формирует из своих рядов государственную власть;

2) народ признает власть и добровольно следует ее установлениям;

3) народ проявляет готовность при необходимости защитить свою власть.

 

11.

Органы государственной власти в РФ: понятие, признаки, виды, принципы организации и функционирования

орган государственной власти – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных государственных функций и наделенное в этой связи властными полномочиями.

признаки:

• создается и действует от имени государства: Российской Федерации или субъекта Федерации;

• действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

• выполняет свойственные только ему задачи и функции;

• обладает собственной компетенцией;

• характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

• наделен властными полномочиями, то есть его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства;

Виды:

1.По принципу федерализма органы делятся на федеральные органы и органы субъектов федерации.

На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно.

2. По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные.

3. По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

• законодательные органы, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;

• исполнительно-распорядительные органы, основной формой деятельности которых является исполнительно-распорядительная в целях исполнения законов;

судебные органы, уполномоченные применять государственное принуждение за нарушение закона;

• контрольные и надзорные органы, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности.

4. По срокам полномочий органы государства делятся на следующие:

• постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

• временные, которые создаются на определенный срок.

5. В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на основе:

• Конституции РФ;

федеральных конституционных законов, федеральных законов;

• указов Президента РФ;

постановлений Правительства РФ;

• законодательных актов субъектов Российской Федерации.

6. По территории (уровню) деятельности: центральные, региональные, местные (территориальные).

7. По характеру компетенции: общей компетенции, отраслевой и функциональной компетенции, особой компетенции.

8. По виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные.

9. По форме принятия решений: коллегиальные, единоначальные.

Принципами организации и функционирования выступают:

• приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

• народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

• федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

• разделение властей (ст. 10, 1 1 Конституции РФ);

• законность (ст. 15 Конституции РФ),

• деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ);

• светскость (ст. 14 Конституции РФ).

 

12.

Президент РФ в системе разделения властей

В системе органов государства Президент РФ занимает особое место. Объясняется это тем, что российский Президент не входит ни в одну из других ветвей власти. Президент РФ является главой государства России как демократического правового государства с республиканской формой правления. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Как глава государства Президент РФ призван консолидировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационального народа, суверенную государственность России.

Срок полномочий предыдущего Президента РФ – четыре года. Этот срок соответствовал сроку полномочий нижней палаты российского парламента – Государственной Думы. Однако в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ " Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г., срок полномочий действующего Президента составляет 6 лет.

Избрание Президента РФ осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не участвуют в выборах Президента граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее десяти лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ). Данная норма свидетельствует о том, что лицо без гражданства, или иностранец, не может стать Президентом России.

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). Анализ данного положения показывает, что конкретный гражданин может стать Президентом РФ и более двух сроков подряд при наличии интервала между периодами президентства (перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд).

Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (в ред. от 02.05.2012 г.)в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Конституционный статус главы государства, прежде всего, предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст.85). Наделение российского Президента такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

 

 

13.

Судебная власть в системе разделения властей в РФ

Судебная деятельность – одна из форм государственной деятельности, но правосудие отличается от законодательной и исполнительной власти тем, что обеспечивает законность своими, присущими только ему методами и действует в особом порядке.

Судебная власть, согласно доктрине разделения властей, есть сфера публичной и разновидность государственной власти, одна из трех ее ветвей, призванная самостоятельно и независимо осуществлять правосудие.

Все судебные органы имеют общие признаки, отличающие их от других органов государства:

• правосудие осуществляется только судом. Это означает, что в государстве ни один другой орган или общественная организация не осуществляет разбирательства судебных дел;

• правосудие осуществляется только при помощи способов, указанных в законе;

• правосудие основано на точном соблюдении закона;

• правосудие осуществляется только в процессуальной форме;

• суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Центральное место в системе полномочий судебной власти занимает правосудие. Это обусловлено прежде всего тем, что отправление правосудия тесно связано с реализацией прав граждан, защитой интересов государства и его органов.

Правосудие – это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.

К конституционным основам судебной власти в Российской Федерации относятся следующие: Законность (ст. 15 Конституции РФ), Независимость судей и заседателей (ст. 120 Конституции РФ), Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ), Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ), Открытость судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ), Состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123 Конституции РФ), Участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ).

 

14.

Законодательная власть в системе разделения властей в РФ

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Поскольку в состав России входят 83 субъекта, всего членов Совета Федерации должно быть 166. Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое представительство политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Ее численность – 450 депутатов.

Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, закрепленные конституционно:

1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания;

2) связанные с организацией деятельности палат;

3) по принятию федеральных законов.

Основной функцией Федерального Собрания РФ является законодательная функция. Федеральное Собрание РФ обладает исключительным правом принимать федеральные законы, которые вслед за Конституцией РФ имеют высшую силу и прямое действие на всей территории РФ, им должны следовать все без исключения государственные органы, общественные организации, должностные лица, граждане.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума играет основополагающую роль в законодательном процессе. Законодательный процесс – установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимодействие всех участников законотворчества.

Совет Федерации на основании статьи 102 Конституции РФ имеет следующие полномочия.

Утверждение изменения границ между субъектами Федерации. Такие изменения (ст. 67, ч. 3) могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов РФ. Роль Совета Федерации в данном случае состоит в санкционировании договоренностей соответствующих субъектов Федерации.

Утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения, Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 88 Президент РФ имеет право вводить на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 – и военное положение в случае агрессии против РФили непосредственной угрозы агрессии. В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию.

Решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории Федерации.

Назначение выборов Президента РФ (как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения).

Отрешение Президента РФ от должности. Окончательное решение об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания.

Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. Указанные кадровые назначения. как уже отмечалось, осуществляются по представлению Президента РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума на основании ст. 103 имеет следующие полномочия:

Дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

Решает вопрос о доверии Правительству РФ.

Назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека. Этот институт (омбудсмена) рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры. Функционирует в соответствии с федеральным конституционным законом.

Объявляет амнистии – акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления.

Выдвигает обвинение в адрес Президента для отрешения егоот должности. Нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса (инициировать импичмент), вовлечения в процедуру Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, а окончательное решение по данному обвинению принимает верхняя палата.

 

15.

Исполнительная власть в системе разделения властей в РФ

Органы исполнительной власти – это организационно и функционально обособленные элементы системы государственных органов, формируемые для непосредственного и повседневного осуществления функций государственного управления и наделенные в этих целях государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера.

В конституционно установленных пределах федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

На конституционном уровне не установлен полный перечень федеральных органов исполнительной власти. В ст. 110 регламентируются только некоторые вопросы организации и деятельности Правительства РФ.

ОИВ – это многоуровневые системы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Исполнительная деятельность проявляется в непосредственном исполнении ими требований, содержащихся в актах органов законодательной власти, вышестоящих органов исполнительной власти и органов судебной власти. Распорядительная деятельность выражается в принятии ими мер путем издания собственных актов и в обеспечении их выполнения подчиненными им органами и организациями. Деятельность органов исполнительной власти является подзаконной.

Основные принципы построения системы ОИВ:

федерализма,

сочетания централизации и децентрализации,

законности.

Согласно Конституции РФ, в систему ФОИВ входят Правительство РФ, министерства и иные ФОИВ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.