Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Через Евразию в Австралию 6 страница






7 января отмечали сразу два праздника – Рождество и конец рамадана. Теперь мусульманам можно было есть в любое время суток. В этот же день я был приглашён в посольство России, где рассказал о своих путешествиях и демонстрировал свои видеозаписи. Взрослые и дети с интересом смотрели и слушали. Потом ребята пошли колядовать. А меня свозили посмотреть усыпальницу первого правителя Пакистана, представляющую собой красивое строение с высоким куполом, под которым покоится прах основателя Пакистана, его родственников и приближённых. Оказывается, государству Пакистан всего 52 года, и сейчас он меньше, чем был тогда, в 1947-м году, до того, как от него отделился Бангладеш. Казалось бы, что делить на этой выжженной солнцем территории, но нет, снова и снова возникают распри. Вот и опять что-то не поделили с Индией, забывая о том, что во время войн есть победители и побеждённые, но нет выигравших. Война всегда зло, потому что в ней погибают люди и ценности, созданные трудом простого народа. Лишь горстка людей обогащается, но не выигрывает, потому что на их совести смерть безвинных жертв. Надеюсь, читатель простит меня за то, что я отклонился от темы повествования.

Итак, я, не дождавшись попутного судна, но зато встретив Рождество среди русских, вынужден был отправиться обратно в Лахор, неподалёку от которого есть переходный пункт в Индию.

В Карачи мне наконец удалось обналичить пластиковую карточку, но банкомат выдавал не доллары, а местную валюту по грабительскому курсу, поэтому я снял лишь сумму, необходимую, чтобы добраться до Нью-Дели на поезде (я знал цену билета на маршруте Лахор- Нью-Дели). На этот раз поезд не опаздывал, да и настроение у всех было праздничное – рамадан кончился, все угощали друг друга и ели вволю (если позволяли средства). Все были в новых или выстиранных одеждах, у женщин и девочек на кистях рук красовались орнаменты, выполненные водостойкой краской, пальцы рук и ног были украшены кольцами, а запястья – браслетами.

В Лахор я прибыл во второй половине дня, а поезд в Индию был только назавтра. Тогда я решил добираться до границы на попутках и перейти её пешком, а уже потом сесть на поезд, чтобы не терять времени на таможенном досмотре поезда, который длится четыре часа.

До границы всего километров 50, которые я преодолел без трудностей. Но через приграничный городок транспорт движется со скоростью пешехода, так как улица на протяжении пяти километров превращена в шумный грязный базар, где фрукты и овощи лежат прямо на грязной земле. Среди покупателей немало индусов – по-видимому, для приграничных территорий, несмотря на военное положение, существует безвизовый въезд. От этого городка до переходного пункта Вага я добрался пешком, но в этот день в Индию не попал, переходный пункт не работал ночью.

Если честно, мне жаль было расставаться с этой страной, где живут простодушные люди, правда, не в меру вспыльчивые. Я не раз наблюдал, как из-за пустяка вспыхивала драка, правда, дерущихся быстро разнимали. Наутро я попрощался с пакистанскими пограничниками и таможенниками, которые даже не стали проверять мой рюкзак, и вошёл в Индию.

По Индии

Индийские пограничники были предельно вежливы, но едва не конфисковали у меня пилу-нож, которую я сделал в Австралии из ножовки для отпиливания сучьев. Однако мне удалось убедить их оставить мне эту вещь. Более того, они решили сделать мне подарок (это они так выразились) – разрешили не вносить в таможенную декларацию видеокамеру. Позднее я понял, что они имели в виду: оказывается, в Индии очень большая пошлина на ввоз аппаратуры, и поэтому здесь можно продать подержанную камеру по цене новой. Конечно, в том случае, если она не внесена в декларацию. За моё двухмесячное пребывание в Индии ко мне не раз подходили с просьбой продать камеру или часы, но без камеры я просто не мыслю путешествия, а часы " Сейко" – память о путешествии по Вьетнаму, где мне их подарил один русский из " Вьетсовпетро", и с 1998 года они идут секунда в секунду, хотя где только ни побывали. То же самое могу сказать о моей " Сони", которую я купил в 1996 году, и с тех пор она верой и правдой служит мне, позволяя моим друзьям увидеть мир моими глазами. Однако у меня получилась непроизвольная реклама японской продукции. Надо будет несколько экземпляров моей книги отправить в Японию, глядишь – подкинут мне новую камеру и часы. Хотя без часов я мог бы обойтись – можно определять время по солнцу и компасу. Правда, иногда в пустынной местности откажет компас, и это может быть смертельно опасно. И тогда при достаточном опыте можно пользоваться часами как компасом.

Но в густонаселённой Индии это не актуально. Здесь для путника проблема в другом – умудриться не заразиться одной из многочисленных болезней, начиная от амебиоза и кончая проказой. Между тем, с желтухой здесь даже не госпитализируют. По всей Индии, особенно в городах, люди проживают в таких антисанитарных условиях, что было бы странно, если бы этих болезней не было. И что удивительно: в домах, в лачугах у людей всё выметено и вычищено, а вот на улицах грязь, помои, вонь. По населённым пунктам текут речки-вонючки, в которых любят купаться буйволы, а по улицам бродят коровы и бегают шустрые свиньи в поисках пищи.

Кстати, о свиньях. Как только я пересёк границу Индии, то сразу же увидел свиней, бегающих по рельсам между поездами. Ведь здесь даже не существует понятия " санитарная зона", поэтому от осмотрщиков вагонов исходит запах, как от ассенизаторов, а в свином мясе наверняка полно гельминтов. Вероятно, чтобы противостоять всей этой напасти, попадающей в желудки, индусы обильно сдабривают пищу всевозможными специями, поэтому без привычки её есть невозможно. Даже в чай с молоком они добавляют имбирь. Все эти наблюдения я сделал в поезде, пока ехал от границы в столицу.

Итак, я прибыл в Нью- Дели, который, в общем-то, является новой частью Дели. Окраины столицы не отличались чистотой, но центр был в более опрятном состоянии, тем более, что близился День республики, и столица готовилась к приёму гостей, которых пригласили на красочный парад. Вот первое впечатление о городе: приветливые люди, много зелени, транспорта и фонтанов. Очень много памятников старины и красивых новостроек. Но всё это в центре, а на окраинах грязь и нищета, как в любом другом городе Индии. Ориентироваться в Индии немного легче, чем в Пакистане, и Иране, где английский язык учат соответственно с 4-го по 6-й класс, а здесь же – с первого, так что сносно разговаривать по-английски в Индии могут многие. Я не раз наблюдал, как индусы даже между собой говорят по-английски.

Я узнавал, с чем это связано. Оказалось, в каждом штате страны своё наречие, и индийцы попросту не понимают друг друга.

Говорят индусы очень много и достаточно быстро, но у меня богатый опыт общения на плохом английском, так что я их понимаю. Первым делом я решил поехать в российское посольство с визитом вежливости, а заодно получить кой-какую информацию об Индии.

Все посольства находятся в Нью- Дели в одном районе, так что любой моторикша или водитель автобуса знает, где находится российское посольство. Я решил отправиться туда пешком, так как по описанию туда ходу часа два, а спешить мне было некуда, всё равно рабочий день закончился, и в посольство не попасть. По пути мне встретилось несколько достопримечательностей, которые я не преминул осмотреть. Неподалёку от железнодорожного вокзала находится Коннот Плейс. Это деловая часть Нью- Дели, здесь сосредоточены банки, агентства, супермаркеты, гостиницы и проч. Здесь можно увидеть много туристов из разных стран. Кстати, есть улица Льва Толстого, и в маленьком сквере стоит памятник русскому писателю. Значит, здесь чтут наших классиков. Ещё индусы с большим уважением относятся к Рерихам. В дальнейшем я познакомился со смотрительницей усадьбы Рерихов. Это пожилая женщина лет восьмидесяти, но до сих пор бойко ездит верхом на лошади.

По дороге к посольству познакомился ещё с одной достопримечательностью Индии – Гейт-Воротами, представляющими собой триумфальную арку, от которой идёт дорога к дворцу президента. Он построен во времена, когда Индия была английской колонией. Это целый дворцовый комплекс, в котором все здания расположены симметрично. Возле него всегда много туристов, так как он красив в любое время суток. Днём возле него полно обезьян, которым охранники иногда объявляют войну.

Так, совмещая приятное с полезным, я за два-три часа добрался до парка Индиры Ганди, что неподалёку от российского посольства, и решил в нём заночевать, расположившись неподалёку от прудов. Парк был ухожен, и не было спящих индусов, что говорило о том, что здесь есть охрана. Это усложняло мою задачу, но вскоре я нашёл укромное место вблизи памятника Ленину, что гордо возвышался возле одного из входов в парк.

Палатку я ставить не стал, чтобы не привлекать внимания полицейских, а просто завернулся в неё, положив рядом с собой рюкзак, чтобы его не было видно, а видеокамеру приспособил вместо подушки. В таких случаях я укрываюсь с головой, чтобы быть похожим на местного бездомного, дабы не привлекать внимания потенциальных воришек. Я уже не раз прибегал к подобным уловкам в других странах, если полиция запрещала ставить палатку в парках больших городов.

Утром я отправился в российское посольство, предварительно умывшись в относительно чистом пруду и сделав зарядку. Эту процедуру я выполняю ежедневно, в каких бы обстоятельствах ни находился. Кстати, было 13 января, мой 50-й день рождения, и я решил сделать себе подарок – пошёл прямиком в школу, что находилась на территории жилого городка. Там жили сотрудники посольства, а также торгпредства России. Территория городка довольно большая, детей в школе учится около ста. Я встретился с директором школы, который оказался очень симпатичным человеком. Представившись, я сказал ему, что у меня сегодня день рождения и я хотел бы сделать себе подарок – пообщаться с детьми, поскольку я учитель и соскучился без их общества.

Николай Михайлович оказался человеком понимающим и заботящимся о воспитании детей. Он предоставил мне два часа в старших классах, а затем ещё в других классах, так как моя лекция всем понравилась. Мне в свою очередь понравились дети и атмосфера, царящая в школе. Давно я не видел у русских детей такого отношения к учёбе, они сознательно ходят в школу, чтобы получить знания, а не только чтобы пообщаться. И учителя озабочены прежде всего тем, чтобы эти знания детям дать, а не просто отработать положенные часы.

Ну, с учителями понятно – в школу при посольстве плохих специалистов не возьмут, а что дети умные, наверное, объясняется тем, что у родителей хватает времени и сознательности, чтобы основательно заниматься их воспитанием.

Вкратце я опишу, как живут дети и родители в таких городках вдали от России. Жилой городок посольства представляет собой охраняемую территорию, на которой расположены жилые корпуса и подсобные помещения, предназначенные для компактного проживания работников посольства и их семей.

Эта территория является частью России. Для детей это означает, что её нельзя покидать без сопровождения взрослых. Возвращаться следует не позднее отведённого времени. Впрочем, режим на территории и соблюдение его диктуется, во-первых, тем, каково отношение к русским и вообще иностранцам в этой стране. Во-вторых, зависит от отношения к этому вопросу вышестоящего начальства, так что в каждом отдельно взятом государстве посольские работники и их чада живут неплохо, но зачастую вынуждены вариться в собственном соку, проживая в чистых, ухоженных домах, на ухоженных территориях с бассейнами и спортплощадками.

К счастью, в Индии, а именно в Дели, обстоятельства иные, так как это в общем-то безопасная страна, и единственное, чем рискуют родители, выпуская своих чад на улицу, это тем, что они подхватят какую-нибудь болезнь, нарушив запреты родителей и попробовав чего-нибудь вкусненького. Вкусной еды на улицах и в ресторанчиках в Индии действительно много, причём, она относительно дешёвая. Так что на один доллар в день прожить можно, даже не прибегая к приготовлению пищи на костре, что в густо населённом городе весьма проблематично. Но в Дели эта проблема так же, как и проблема жилья, была решена. Благодаря благосклонному отношению ко мне руководителей торгпредства, которые разрешили мне пожить недельку в своей гостинице. Возможно, сыграло свою роль то, что детям понравились мои лекции. Они подарили мне отличный чай и напечатали на компьютере памятную открытку, поздравив с днём рождения и с Новым годом.

Ещё одна память о проживании на территории городка – серебряный божок Ганеш. Его подарили мне взрослые после того, как я прочёл для них лекцию в клубе. Вообще от пребывания в Дели у меня остались самые приятные воспоминания – днём я осматривал достопримечательности столицы, которых здесь довольно много. А по вечерам три раза в неделю играл в волейбол на территории городка, а потом шёл в гости, куда меня приглашали после игры. Иногда ко мне в номер приходили гости – подростки 13-16 лет с гитарами и пели песни. Или я показывал им фокусы и рассказывал о путешествиях. В общем, я с ними подружился, и у многих из них появилась мечта стать путешественниками. Среди взрослого населения у меня тоже появилось много знакомых, очень интересных и приятных людей, которые рассказали мне много интересного об Индии и показали некоторые достопримечательности Дели и его окрестностей. Помогали мне решить проблемы с кредитными карточками и так далее. В общем, я почувствовал здесь человеческое отношение людей друг к другу, к своим детям и ко мне лично. Надо сказать, что не во всех подобных учреждениях царит такая дружеская атмосфера.

В Дели у меня состоялось ещё одно знакомство. Меня поселили в один номер с велосипедистами из России, которые тоже решили посмотреть мир, надеясь только на удачу и на доброе отношение к себе людей. Это были молодые люди из европейской части России. Они начали своё путешествие автостопом, а затем приобрели велосипеды, и, пробыв в Дели месяц, собирались отправиться на юг страны. Мы прожили в одном номере два дня, делясь опытом и впечатлениями. Затем они отправились дальше, навстречу опасностям и приключениям, что дарит дорога, которую осилит идущий. Я же остался ещё на пять дней, поскольку кроме осмотра исторических памятников мне надо было получить свои денежки с карточки.

Увы, несмотря на все мои усилия и помощь консульских работников, это оказалось невозможным и в Индии.

Кончилось это тем, что посольство оказало мне материальную помощь в размере $45, и я отправился на юг, в Бомбей, поскольку у меня остался только один вариант покинуть эту страну –

сесть на попутное судно, идущее прямиком в Россию. Либо выехать в другие страны, такие как Таиланд или Малайзия, в которых моя карточка наверняка обслуживается.

Прежде чем приступить к описанию дороги в Бомбей, я расскажу про Дели. Не стану подробно описывать эти достопримечательности, так как подобные описания с фотографиями можно найти в путеводителях по Индии и в другой литературе. К тому же, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Увидеть можно хотя бы на видеокассетах, в том числе и снятых мною в тех странах, где я побывал, этими съёмками я делюсь с друзьями и родственниками. Так что при большом желании их можно найти в Нижневартовске, на Сахалине, в столице Казахстана, на Украине, в Москве (в федерации самбо) и в других местах. Иногда я встречаю копии своих фильмов у незнакомых людей, записанные на старые кассеты с поломанными усиками для блокировки записи. В таких случаях мне бывает приятно, что люди предпочитают мои записи крутому боевику. Ведь для того я повсюду таскаю с собой камеру, чтобы показать всё разнообразие мира не имеющим возможности посетить эти места. С той же целью я пишу эту книгу и искренне благодарен всем понимающим людям, помогающим мне опубликовать свои записи. Но всё же лучше хоть однажды побывать самому в какой-либо из соседних стран.

Выше я писал, что не каждый может себе позволить посетить другие страны, но очень многие при желании всё же могли организовать для себя и своих детей подобную поездку, отказав себе, скажем, в покупке персонального компьютера. Важнее показать своим чадам реальную жизнь другой страны, чем приобщать их к виртуальной реальности, где дети любят находиться, теряя ощущения времени и пространства. На мой взгляд, компьютер – это своеобразный наркотик, притупляющий человеческие способности. Я лично предпочитаю наяву испытывать опасности и приключения. Я не собираюсь навязывать своё мнение, но всё же хочу напомнить читателям мудрое изречение (кажется, Авиценны): " Всё есть яд и всё есть лекарство – в зависимости от дозы".

Но вернёмся к Индии, куда, надеюсь, многие смогут попасть, воспользовавшись моим опытом. На второй день пребывания в Дели я пошёл осматривать музей паровозов, что неподалёку от посольства. Музей под открытым небом мне очень понравился. Он занимает довольно большую площадь, на которой находятся около ста различных паровозов, начиная от огромных, каких я не видывал, и кончая дрезинами. Все они содержатся в образцовом порядке, и говорят, что все они действующие. Но по территории парка бегает только один, везя за собой вагончики с туристами. Кроме паровозов, в музее представлено всё оборудование железных дорог, которое применялось за всю полутора вековую их историю в Индии. Индусы гордятся своим музеем и своими железными дорогами – это самый популярный из-за его дешевизны транспорт в Индии. Но оборудование его отстаёт от нашего лет на тридцать. На территории музея есть также крытые павильоны, где представлены макеты, карты и прочее, что имеет отношение к железнодорожному транспорту. Посетителей здесь довольно много, как иностранцев, так и индусов. Наверное, это обусловлено низкой платой за вход – 5 рупий ($1 = 45 рупий). Зато многочисленные туристы выложат свои денежки в окружающих сувенирных лавчонках и за попутные зрелища, типа заклинателя змей, дрессировщика обезьян, хиромантов, музыкантов и прочих. Плюс дополнительные услуги – катание на слонах, фотографы. И повсюду обилие нищих и калек. Говорят, что в некоторых многодетных семьях одному из многочисленных детей родители обрубают пальцы, чтобы калека мог на подаяния кормить остальных.

В течение дня ко мне за подаянием подходили около ста нищих, но это бывало, когда я без рюкзака и с камерой ходил по местам, где часто бродят туристы.

А когда я где-нибудь в глуши шёл с посохом, то, бывало, ко мне подходили люди, называли дервишем и брали прах с моих ног. Выглядело это так: человек подходил, вежливо здоровался, спрашивал, откуда я иду, затем наклонялся, прикасался руками к ступням моих ног, затем проводил руками по своей голове и лицу, и, дав какую-нибудь денежку, быстро уходил.

Эту особенность – уходить, не дождавшись слов благодарности, я заметил у людей, исповедующих буддизм, ещё в предыдущих своих путешествиях и уже знаю, чем это объясняется. Однажды в Лаосе я помог одной семье, после чего глава семьи, пожилой человек, просто наклонился ко мне, посмотрел в глаза, и я увидел в его взгляде искреннюю благодарность. Наверное, в моих глазах был вопрос – почему он не благодарит словами, так как после паузы он произнес-таки на своём языке фразу, которую мне потом перевёл его сын: " Зачем слова, моя благодарность навсегда останется в моём сердце". Я думаю, что эти люди подсознательно чувствуют, что мысли материализуются, и если человек с благодарностью вспоминает тебя, то эта благодарность скажется на обоих. В нашем же обществе принято благодарить словами, обещая при случае отплатить. Но вскоре это забывается, потому что формальность вроде как соблюдена. И ещё: многие забывают, говоря " спасибо", что слово это означает " спаси Бог", и говоря его, надо действительно подумать: " спаси его Бог", тем самым как бы прося вселенский интеллект позаботиться об этом человеке. Но и переложив таким образом заботу о нём на чужие плечи, надо всё же постараться, чтобы ваша благодарность если не навсегда, то подольше оставалась в вашем сердце, чтобы не было места для злобы, которая калечит себя и окружающих.

В Индии очень много религий. Люди поклоняются очень многим богам и полубогам. На границе с Пакистаном преобладают мусульмане. Так вот, когда благодаришь мусульманина, то он обязательно покажет пальцем на небо, что я понимаю как " Аллах велик – это его надо благодарить за содеянный мной поступок". Или, может быть, так: " Бог воздаёт всем по заслугам". В общем, все люди, верующие в Бога, каким бы именем его ни называли, более склонны делать добрые дела, чем те, которые считают, что после смерти тела больше ничего не будет. Ведь в таком случае человеку надо только кормить, поить и ублажать своё тело, заботясь лишь о его безопасности в среде себе подобных.

К счастью, технократия не в силах совсем убить душу в людях, вот только окружающие не хотят увидеть её остатки в сердце отпетого негодяя, а ведь иногда он ждёт этого всё жизнь.

Итак, мы остановились на том, что в Индии, как и в Пакистане, много попрошаек. Я иногда подаю калекам, но никогда не подаю здоровому ребёнку, чтобы у него не сформировалось мнение, что можно получить деньги, ничего не делая, достаточно просто протянуть руку. Многие в Индии так и считают, думая, что раз европеец, то богатый, и ему ничего не стоит дать бедному несколько рупий. А спрашивается, за что? Но многие дети пытаются что-то делать, а не просто ходят с протянутой рукой – таким можно и заплатить. В основном ребята зарабатывают в транспорте. Часто в поездах я встречал такую картину: грязные дети исполняют на грязном полу всякие гимнастические номера, зачастую примитивные. Но иногда встречаются очень гибкие девочки в возрасте лет до 10, наверное, это объясняется тем, что индусы едят в основном вегетарианскую пищу. Некоторые делают это из религиозных убеждений, другие – из-за нехватки денег на мясо. Но как бы им ни хотелось поесть мясца, ни один индус не поднимет руку на священное животное. Так что коровы спокойно доживают до старости, после чего их сбрасывают в реку, если таковая имеется, или вывозят за город.

Основной пищей в Индии являются рис и горох в различных сочетаниях и обильно сдобренные кэрри.

Бананы в Индии тоже поедаются в больших количествах, так как они очень дешёвые – от 0, 5 до 2 рупий за штуку, в зависимости от сезона и удалённости от плантации.

Это цена для индусов, но следует иметь в виду, что для европейцев на рынке цена на любой товар называется в два-три раза больше. Ведь для многих из них даже двойная цена кажется смешной, и поэтому на первых порах со многими из туристов это проходит. Впрочем, обманывают индусы и своих собратьев, прибегая ко всяческим уловкам для выручки денег. Вот, к примеру, чистильщики ушей:

они подходят со своим нехитрым инструментом к мирно отдыхающим в парке и предлагают за 10 рупий свои услуги. Большинство людей не имеют пробок в ушах и поэтому отказываются. Тогда " специалист" предлагает проверить, чисто ли у вас в ухе, и засовывает туда спицу, на обратном конце которой уже прикреплён добрый кусок серы. Затем он вытаскивает её, показывает клиенту конец с серой и восклицает: " Смотри, какая пробка – обязательно надо чистить! " После этого человек, если у него есть деньги, обычно соглашается.

Думаю, что подобных уловок изобретательные индусы придумали немало. К услугам уличных специалистов люди прибегают не от хорошей жизни. К примеру, зубопротезирование на улице стоит намного дешевле, чем в поликлинике, поэтому клиентов не смущает, что вставные челюсти лежат у " врача" прямо на грязном асфальте, а инструмент явно не стерильный. Еду в уличных забегаловках также подают в " тарелке" из сушеных листьев и, возможно, не первой свежести. Но очевидно, иммунитет у местных жителей весьма силён. А вот европейцам стоит подумать, прежде чем пробовать подобную пищу. В посольстве мне рассказали, что буквально месяц назад одна молодая пара из России была отправлена домой с сильнейшим отравлением после подобной дегустации, и кто-то из них скончался по дороге.

Во время осмотра города меня иногда сопровождали работники консульства, которые были весьма удивлены, что я после информации об этом несчастном случае всё-таки пробую различные блюда в забегаловках. Я объяснил им, что иммунитет путешественника нуждается в тренировке, и лучше это сделать в большом городе, чем " загнуться" где-нибудь в глуши. Я не стал объяснять, что моё стремление всё отведать вызвано привычкой всё испытать, которая живёт во мне с детства. Можно, конечно, из желания обезопасить себя и готовить пищу из обеззараженной воды и стерильных продуктов. Но тогда теряется одна из составляющих путешествия.

Я всё никак не перейду к описанию делийских достопримечательностей. Итак, приступим. Старый город, который находится на окраине Дели, представляет собой обнесённую рвом и стеной территорию, на которой расположены неплохо сохранившиеся развалины древнего города. По ним сейчас бродят ослики и туристы. Тех и других не так много, как я ожидал увидеть. Сфотографировавшись с привезшим меня сюда атташе Сергеем и его семьёй, мы отправились на улицу храмов, где в одном месте сосредоточены храмы многих религий. Они действующие и очень красивые, но их минус в том, что все они недавно построены, и, находясь в них, не чувствуешь той ауры, которой насыщены древние храмы. На второй день, но уже с другой семьёй, мы отправились в Кутуб- Микар, где находится знаменитый железный нержавеющий столб. Учёные до сих пор спорят о его происхождении – то ли он выкован из метеорита, то ли выращен из кристалла. Считается, что, если его обхватить руками, прижавшись спиной, то сбудется любое желание. Говорят, здесь было много вывернутых рук и карманов, потому что пока одни изо всех сил помогали клиенту сцепить руки на чёрной железяке, выворачивая суставы, их коллеги незаметно выворачивали ему карманы. Сейчас столб обнесен полутораметровой оградой – власти мотивировали это тем, что он истончается от многочисленных объятий. Но когда охрана зазевается, некоторые перелезают через ограду и украдкой обнимают столб. Говорят, в прошлом году это сделал и Чубайс, когда был с визитом в Индии.

На этой же территории возвышается самый высокий в стране минарет, а по соседству ещё один, недостроенный. Кто-то хотел, видимо, перещеголять предков, да жизни не хватило.

В этот же день мы осмотрели Лотос Темпел – храм Лотоса, возведённый недавно людьми, исповедующими бахаизм – это религия, пытающаяся объединить все религиозные конфессии мира. Храм впечатляет своими размерами и красотой. Удивительно, как люди сумели вручную смастерить из бетона огромные, но тонкие лепестки лотоса. Строители говорят, что им помогал Бог.

В километре от храма Лотоса возвышается Кришна Темпел, в который мы пошли через бедняцкий квартал, где в грязи ковырялись свиньи и дети. Эти два величественных храма с ухоженными территориями обнесены оградами, чтобы окружающая грязь не попадала сюда. Это характерно для всей Индии. Думаю, объясняется это тем, что индусы считают своё пребывание на земле временным, и что карму нельзя заменить – родился в этой касте, здесь же и умрёшь, но зато возродишься в следующей жизни в лучшей касте. " Родишься вновь прорабом, а после прораба до министра дорастёшь". Плюсом этого мировоззрения является то, что люди здесь не завидуют власть имущим, а живут, радуясь жизни, в любой касте, даже в касте неприкасаемых, которая является низшей в Индии. В храмах же все равны, здесь может одновременно молиться и бедняк, и миллионер.

В храме Кришны в противоположность огромному тихому пространству внутри храма Лотоса, звучала музыка, и пожилой служитель приятным сильным голосом исполнял " даршины". Повсюду были картины с изображением игр Кришны. А посередине центрального зала висела роскошная люстра. В общем, было видно, что денег на его постройку и отделку не жалели. В одном из зданий комплекса периодически за плату демонстрировался фильм-спектакль, который рассказывал (жаль, на хинди) о том, как на землю пришёл Кришна. Для его показа используются американские куклы-роботы, расположенные в нишах под экраном. В общем, зрители уходят довольные.

Затем мы с Максимом, моим юным гидом, сходили в Бирла Мандир – храм, построенный династией Бирлов. Он очень своеобразный и почему-то навёл меня на мысль, что построен с помощью какого-то межпланетного разума, так же, как и древняя обсерватория, с помощью которой древние звездочёты следили за положением светил. Напоследок я посетил Красный Форт, где всё, начиная от крепостных стен до жилых корпусов и бань, выполнено из красного мрамора. Этот форт благодаря очень высоким крепостным стенам и архитектуре в колониальном стиле, выглядит весьма величественно, и туристов здесь очень много.

Из Дели я отправился в сторону Бомбея, проложив маршрут таким образом, чтобы дней за двадцать добраться до цели, посетив при этом как можно больше достопримечательностей. Мне жаль было покидать город, где через пять дней должен пройти парад, посвящённый Дню республики. Но поджимало время, к тому же фрагменты парада я успел увидеть на репетициях, которые проводились на улицах. Это были наездники на верблюдах, конные полицейские и т.д. К тому же в посольстве мне сказали, что на трибуну с фото- и видеоаппаратурой всё равно не пускают во избежание покушений, а в таком случае посещение этого зрелища теряло для меня смысл.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.