Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пресс-служба премьер-министра опубликовала обзор по мировым экономическим рейтингам.






В рейтинге «Ежегодника по мировой конкурентоспособности – 2012» Международного института развития менеджмента (IMD, Швейцария), опубликованном в мае, Казахстан поднялся на четыре позиции вверх.

IMD присвоил Казахстану 32 место по результатам " Ежегодника по мировой конкурентоспособности - 2012", в котором сравнивались 59 стран мира.

Согласно рейтингу Всемирного экономического форума, приведенному в отчете «The Global Competitiveness Report 2011-2012», Казахстан по фактору «Макроэкономическая стабильность» улучшил позиции, поднявшись с 26 на 18 место из 142 стран мира, и стал лидером по макроэкономической стабильности в Центрально-Азиатском регионе.

О благоприятной макроэкономической среде в Казахстане свидетельствуют основные макроэкономические параметры страны.
Для стабильного роста экономики Правительством РК одобрены основные направления социально-экономической политики по обеспечению 7%-ного роста экономики в 2011-2015 годах в соответствии с поручением Главы государства. По данным Агентства РК по статистике, за I полугодие текущего года рост ВВП составил 5, 6%.

По такому параметру как уровень национальных сбережений положение Казахстана довольно стабильно. В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан по показателю национальных сбережений имеет относительно сильные позиции, о чем говорит отведенное стране 12 место из 142 стран мира. Норма сбережений в Казахстане составляет порядка 30% к ВВП в 2011 году, что обеспечивает Казахстану лидирующие позиции среди большинства стран СНГ и других развивающихся экономик.

Следующим параметром, характеризующим макроэкономическую устойчивость, являются международные резервы. В июне текущего года чистые международные резервы Казахстана составили $32, 3 млрд., что в совокупности составляет $86, 3 млрд.

Еще одним фактором стал уровень инфляции, который в июне 2012 года составил 5, 9%, что на 3, 4 процентных пунктах ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В стране принимаются антинфляционные меры Правительства и Национального Банка по сдерживанию уровня инфляции в 6-8% коридоре.

По мнению Министерства экономического развития и торговли, подготовившем данный отчет, именно благоприятная макроэкономическая стабильность является базовым условием конкурентноспособности, а устойчивый рост экономики, в свою очередь, закладывает основу для социальной модернизации казахстанского общества. Придаточное предложение

Главный объективный показатель, при помощи которого можно измерить степень интеграции в мировую экономику, – это участие в международной торговле.

В динамике рост внешнеторгового оборота Казахстана не может не впечатлять: с $9 млрд в 1995 году он увеличился до $109 млрд в 2008 году. Прирост в $100 млрд произошел в основном за счет нефтедобывающей и металлургической промышленности. Экспорт подскочил благодаря увеличению физических объемов вывозимого сырья и его стоимости. Увеличению же импорта способствовало приобретение оборудования для тех же сырьевых отраслей.

Внешнеторговый оборот обвалился в 2009 году сразу на 34% из-за падения цен на нефть и металлы, замораживания строительства и других крупных проектов. Однако уже с 2010 года вновь начался бурный рост, и по итогам прошлого года объем экспортно-импортных операций достиг рекордной отметки - $137 млрд. При этом экспорт ($92 млрд) в два раза превышает импорт ($45 млрд).

Таким образом, Казахстан уже прочно встроен в мировой рынок, скреплен с ним тесными связями. Чтобы понять их характер, надо оценить структуру внешней торговли.

75% экспорта – это минеральные продукты, из которых львиная доля приходится на топливно-энергетические товары (нефть, газ, уголь, уран). Еще 13% - металлы, 3, 4% - сельхозтовары (главным образом - зерно), 4, 2% - продукция химической промышленности (в основном, низкого передела). Таким образом, 95, 7% всего экспорта приходится на сырье и полусырьевую продукцию (и это на четвертом году индустриальной пятилетки!).

В мировом разделении труда мы заняли нишу поставщика ресурсов. Это наша специализация, которая в ближайшее время не изменится. Более того, после начала добычи нефти на Кашагане, а также реализации проекта по расширению производства на месторождении Тенгиз доля сырья в экспорте приблизится к 100%.

Для того, чтобы продукция с высокой добавленной стоимостью заняла хоть сколько-нибудь значимое место в структуре экспорта в условиях, когда добыча нефти достигнет 100 млн тонн, необходим какой-то невероятный прорыв, которого пока не предвидится. И дело не только в отсутствии сильных проектов, связанных с выпуском товаров высокого передела, но и в сложностях с выходом на рынки такой продукции.

Синдром метеопата

Чтобы понять это - достаточно увидеть значительную разницу в структуре торговли Казахстана со странами СНГ и дальнего зарубежья. Так, в экспорте в дальнее зарубежье на энергоносители и металлы приходится 91, 1%, тогда как в страны СНГ – 69, 2%. В объеме вывозимых в СНГ товаров 7, 1% составляют машины, оборудование и транспортные средства. А в экспорте «за дальний бугор» их доля - мизерные 0, 6%.

Иными словами, в торговых отношениях с государствами вне СНГ Казахстан выполняет роль классического сырьевого придатка, тогда как в торговле со странами ближнего зарубежья мы участвуем и как поставщик товаров с высокой добавленной стоимостью.

Это означает, что благодаря экономическим связям с бывшими советскими республиками мы хоть как-то развиваем перерабатывающие отрасли. И отказ от них в пользу других партнеров, если трезво смотреть на вещи, приведет к усилению зависимости от сырьевой составляющей.

Страновой анализ показывает, что по итогам 2012 года нашим крупнейшим торговым партнером стал Китай (его доля 17, 5%), который хоть не намного, но все же опередил Россию (17, 4%). Доля другого нашего соседа по Таможенному союзу, Белоруссии, составила лишь 0, 6%. Это ниже, чем торговый оборот, например, с Португалией.

В 2012 году казахстанский экспорт в страны СНГ вырос на 2, 8%, тогда как в остальные государства – на 5, 8%. Таким образом, можно выделить две тенденции. С одной стороны, растет наша интеграция в глобальную экономику вне пределов ближнего зарубежья. С другой, это еще больше изменяет структуру экспорта в сторону сырья.

Экономика Казахстана и так очень простая, не диверсифицированная. И поэтому она крайне неустойчива и напоминает метеопата, для которого всякая перемена погоды на мировых рынках тут же откликается сбоями самочувствия.

Говорить о недостаточной интеграции в мировые экономические связи нам не приходится. Скорее, речь идет об обратном. Доходообразующие отрасли отечественной экономики полностью ориентированы на экспорт. Более того, они определяют развитие иных отраслей, работающих на внутренний спрос, поскольку те зависят во многом от государственного заказа, то есть от бюджетного финансирования.

Интеграция в мировую экономику сыграла для Казахстана двоякую роль. Благодаря ей резко выросли объемы производства, внешней и внутренней торговли. В то же время она до предела выхолостила структуру экономики, исключив из нее все то, что не востребовано на высококонкурентных рынках. Мы движемся к тому, чтобы окончательно стать поставщиком сырья и зоной сбыта низкокачественных зарубежных товаров.

Между Гайаной и Эфиопией

И если плюсы от интеграции в мировую экономику подсчитаны в виде объема экспортной выручки, то минусы - занижение реальных экспортных цен и завышение стоимости импорта - не оценены.

Если на уровне макроэкономики интеграция Казахстана в мировой рынок чрезмерна и угрожает ее абсолютной зависимостью от ценовой конъюнктуры, то на уровне микроэкономики, напротив, интеграция все еще в зачаточном состоянии. Отечественные компании слабо перенимают современные стандарты корпоративного управления, работы с потребителями. Конкурентная борьба сводится не к тому, чтобы улучшать продукцию и услуги, подгоняя их к условиям рынка, а к тому, чтобы менять сами условия, получая госзаказы и различные льготы.

Этим объясняется крайне низкое место, которое занимает Казахстан в рейтинге вовлеченности в международную торговлю, составляемым Всемирным экономическим форумом. В 2012 году наша страна была помещена на 105 позицию из 132 стран, между Гайаной и Эфиопией, тогда как в 2010 году мы занимали 88 место. Вместе с тем, внешнеторговый оборот Казахстана в 2012 году вырос на 50% по сравнению с 2010-м.

Такая нестыковка объясняется, тем, что ВЭФ рассчитывает свой рейтинг, исходя не из объемов торговли, а места страны в глобальной производственной цепочке. Казахстан находится в ней в самом низу, поставляя энергоносители. Вовлеченность в мировую торговлю также зависит от наличия институтов, политик и услуг, обеспечивающих свободный переток товаров через границу. Все эти факторы у нас также на эмбриональном уровне развития.

Если нам нужны не иллюзии, а результаты, то следует признать, что мировой рынок уже сам отвел нам нишу и не заинтересован в ее изменении. Казахстану необходимо выработать понимание того, что еще он может предложить, помимо сырья. Пока такого видения у государства нет.

 

86Необходимость и сущность государственного регулирования экономических процессов

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

 

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затор­мозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положитель­ные черты, не способна автоматически регулировать все эко­номические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справе­дливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддержива­ет незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточ­но высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надле­жащего правопорядка в стране и ее национальной безопас­ности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соот­ветствующие условия для этого.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, харак­теризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с пере­ходом на рыночную экономику, во многом обусловлен сла­бым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государ­ство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпри­нимательскую деятельность, обеспечивающие качество продук­ции и т.д. При помощи правовой основы государство обес­печивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на пред­принимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимает­ся устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макро­экономические показатели: объем ВНП и национальный до­ход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обяза­но использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, фи­нансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной по­литики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негатив­ном плане может повлиять на предпринимательскую деятель­ность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные последствия:

• снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промы­шленного производства, росту безработицы;

• отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

• девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

• обесценение сбережений граждан;

• снижение инвестиционной активности и др.

Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации эконо­мики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную поли­тику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старо­сти и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минималь­ный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкурен­ция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издерж­ки на ее производство. Поэтому государство всей своей мо­щью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели — это хозяева; рынок — их агент, а предприя­тие — их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменя­ется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения оче­виден. Демонополизация экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяй­ственного законодательства, т.е. правовой основы предприни­мательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

87 Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики – стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции предполагает: стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте. Реализация второй функции достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп. Реализация этих принципов требует больших усилий и определенного времени, решения целого комплекса сложных и противоречивых задач.

Принцип социальной справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий в возможностях (уравнительный тип справедливости); с другой – дифференциацию населения по заслугам (распределительный тип справедливости). В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и работоспособны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

С точки зрения субъектов социальной политики, выделяют два ее уровня – общегосударственный и региональный.

Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой социальной инфраструктурой. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания; разрабатываются целевые социальные программы.

Региональная социальная политика предназначена для обеспечения удовлетворения потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера. На этом уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в регионе, а также региональные социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения региона.

Существуют также различные виды социальной политики, сориентированные на отрасли социально-культурного комплекса и различные группы населения.

Социальная политика определяет многие стороны жизнедеятельности человека и общества, в том числе ситуацию с предложением рабочей силы, с квалификационными характеристиками работников, с миграционными настроениями населения, с его репродуктивным поведением и демографической ситуацией. По существу, без «поддержки» с социальной стороны невозможно нормальное воспроизводство общественного продукта.

Социальная политика должна также обеспечивать возможность самореализации человека, свободного выбора в приложении его способностей, в том числе и на рынке труда. По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.

Таким образом, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения. С другой стороны, потребности людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность качеством жизни самих людей.

88 Финансовые отношения и финансовая система, функции финансов.

Финансовая система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
? общегосударственные финансы;
? финансы предприятий и организаций.
Финансовая система в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы — общегосударственных финансов — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.
Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно,, особой ролью в финансовой системе.

Финансовые отношения - это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.
При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.