Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя торговля и внешнеторговая политика






 

Основные тенденции развития мировой торговли таковы:

· в современных условиях высокая динамика развития мировой торговли связана с повсеместным распространением международного разделения труда, которое приводит к определенному росту промышленного и сельскохозяйственного производства;

· динамика мировой торговли постоянно колеблется: в кризисные годы темпы ее роста резко падают, а после кризиса сокращаются и абсолютные размеры торговли, в годы экономического подъема происходит обратный процесс;

· происходит быстрое обновление товарной номенклатуры, связанное с появлением на рынках большого числа принципиально новых товаров – продукции наукоемких отраслей и сферы высоких технологий;

· НТР дает новый толчок для международного разделения труда и специализации производства, в результате чего резко возрастает обмен деталями, узлами и компонентами, которые изготавливаются на предприятиях различных стран. Конечный продукт является результатом кооперации внешней торговли;

· развитие мировой торговли на базе НТР привело к снижению энергоемкого и металлоемкого производства, к внедрению более прогрессивных методов обработки первичных материалов, появлению ресурсосберегающих технологий;

· основное место в современной мировой торговле занимает торговля услугами, особенно распространен обмен технологиями;

· возросла роль транснациональных корпораций.

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

· изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

· изменение объемов экспорта и импорта;

· изменение структуры внешней торговли;

· обеспечение страны необходимыми ресурсами;

· изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Существует два основных направления внешнеторговой политики:

· политика свободной торговли;

· протекционизм.

Политика свободной торговли предполагает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств. Политика свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.

Протекционизм — государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.

Положительные стороны протекционизма:

· ограничение иностранной конкуренции с целью не допустить формирования неэффективной для данной страны экономической структуры;

· обеспечение развития определенных отраслей производства, когда в других странах они уже более развиты;

· сокращение безработицы.

Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, т. к. ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

Крайняя форма протекционизма — экономическая автаркия — означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Выделяют несколько форм протекционизма:

· селективный — против отдельных стран либо товаров;

· коллективный — объединение стран против других государств, в них не входящих;

· отраслевой — защита определенных отраслей;

· скрытый — осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенных тарифов. Нетарифные — все остальные.

Сводный баланс сделок, заключенных в течение данного года отдельными лицами, фирмами и правительственными ведомствами одной страны с представителями других стран, называют платежным балансом.

Главная задача государства в области внешней торговли — поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Международная торговая политика – это согласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества.

Главным субъектом либерализации является международная торговая организация ГАТТ/ВТО.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947 г. ГАТТ — международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной торговли; по сути — это кодекс правил поведения в сфере международной торговли.

ГАТТ/ВТО основывает свою деятельность на четырех основных принципах:

1. торговля должна быть не дискриминационная (применение РНБ – режим наибольшего благоприятствования);

2. национальная промышленность должна быть защищена только с помощью таможенных тарифов, использование количественных ограничений не допускается, все меры количественного ограничения должны трансформироваться в тарифные пошлины;

3. тарифы должны сокращаться посредством мировых переговоров и не могут быть впоследствии повышены;

4. страны-участницы при принятии решений должны проводить обязательные консультации между собой, обеспечивая тем самым недопустимость односторонних действий.

С 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация ВТО. Высший руководящий орган ВТО — конференция министров.

Всемирная торговая организация контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей.

Страны, желающие вступить в ВТО, должны:

· начать процесс сближения со странами-членами ВТО, что занимает значительный промежуток времени (необходимо несколько этапов);

· пойти на торговые уступки;

· выполнять уставы ВТО (особенно принцип недискриминации).

В настоящее время активно проводится процесс создания условий для вступления России в ВТО.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.