Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живые организмы






Органы и системы органов живых организмов

Организм – единое целое. Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стебля. Видоизменения надземных побегов. Внешнее и клеточное строение листа. Корень. Видоизменение подземных побегов и корней. Органы и системы органов животных.

Строение и жизнедеятельность организмов

Движение живых организмов и почвенное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды растениями. Листопад. Питание животных, бактерий и грибов. Дыхание растений животных бактерий и грибов. Транспорт веществ. Выделение, обмен веществ. Размножение бесполое и половое организмов. Опыление и оплодотворение цветковых растений. Семена и плоды. Размножение многоклеточных животных. Индивидуальное развитие растений. Индивидуальное развитие животных. Расселение и распространение живых организмов. Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов.

Лабораторные работы:

«Строение стебля»

«Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

« Видоизменения подземных побегов»

«Строение цветка»

«Определение плодов»

«Развитие насекомых»

Практические работы:

«Способы проращивания семян»

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел Количество часов Лабораторные работы Практические работы
Введение      
Органы и системы органов живых организмов      
Строение и жизнедеятельность живых организмов      
Контрольные работы      
Резерв      
Всего      


Тематическое планирование составила Майко Екатерина Александровна

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

(1 час в неделю, за год 35 ч.)

 

 

№ п/п Тема Дата Характеристика основные видов деятельности Домашнее задание Примечание
По плану По факту
Введение (1 час)
1. Организм — единое целое. Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Ткани — компоненты органов, органы — части систем органов и системы органов в организме. Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная.       Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей. Называтьи определятьорганы и системы органов растительного и животного организмов. Приводитьпримеры взаимосвязи органов и систем органов в организме. Высказыватьпредположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей. §26  
Органы и системы органов живых организмов (8 часов)
2. Органы и системы органов растений. Побег. Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка — зачаточный побег. Развёртывание почек.       Называть составные части побега. Описывать строение побега и почек. Сравнивать вегетативные и генеративные почки. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями §27  
3. Строение и функции стебля. Лабораторная работа «Строение стебля» Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. По- перечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам.     Описывать внутреннее строение стебля, его функции. Определять возраст дерева по спилу. Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину. Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев. Высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям. Исследовать строение Фиксировать результаты наблюдений, делатьвыводы. Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. §28  
4. Внешнее строение листа. Лабораторная работа «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья» Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение.     Называтьи определять части листа. Различать простые и сложные листья. Характеризовать типы листорасположения. Определять типы листорасположения на натуральных объектах. Анализировать, сравниватьстроение листа, используя натуральные объекты. Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делатьвыводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием §29  
5. Клеточное строение листа. Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья.       Описывать строение кожицы и мякоти листа. Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций. Различать световые и теневые листья. Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах. Фиксироватьрезультаты наблюдений §30  
6. Корень. Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня.     Называть зоны корня, их функции. Распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни. Устанавливать связь строения и функций зон корня. Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках. §31  
7. Видоизменения надземных побегов. Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан — видоизменённая почка.       Называть видоизменённые надземные побеги, приводитьпримеры. Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных по- бегов с условиями среды обитания. Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края §32  
  Видоизменения подземных побегов и корней. Лабораторная «Видоизменения подземных побегов» Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение.       Называть видоизменения подземных побегов и корней. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов. Наблюдать видоизменённые побеги и корни. Объяснять особенности их строения в связи с приспособленностью к условиям среды обитания. Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делатьвыводы.   §33, подготовиться к контрольной работе  
  Контрольная работа № 1     Письменная работа    
  Органы и системы органов животных. Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.     Называть системы органов животных. Определять функции систем органов. Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма. Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем, §34 (стр.86-87)  
  Органы и системы органов животных. Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечения целостности животного, связи со средой обитания. Обобщаюий. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов жи- вых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.         Называть системы органов животных. Объяснять примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира.     Сравниватьи классифицировать листья, корневые системы, видоизменённые побеги. Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями. Обосновывать значение органов и систем органов для обеспечения процессов жизнедеятельности многоклеточного организма. Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников. §34 (стр. 88-89)  
Строение и жизнедеятельность живых организмов (21 час)
11. Движение живых организмов. Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы пере- движения животных в различных средах жизни.       Называтьи описывать способы передвижения некоторых одноклеточных организмов. Приводить примеры движения органов растений. Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве. Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами перемещения животных в различных средах. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о приспособленности органов движения животных к жизни в определённой среде. §35  
12. Почвенное питание растений. Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое давление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты.       Определять сущность почвенного питания растений. Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений. Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами. §36  
13. Фотосинтез — воздушное питание растений. История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений.       Называтьи описывать условия и результаты процесса фотосинтеза. Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений. Извлекатьи анализироватьинформацию о фотосинтезе из различных источников. §37  
14. Испарение воды листьями. Листопад. Доказательства испарения воды листьями. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листопад — приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозелёные растения.     Описывать сущность процесса испарения воды листьями. Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями. Приводить доказательства роли листьев в испарении растений. Распознавать листопадные и вечнозелёные растения, приводитьпримеры, используя гербарные экземпляры, рисунки. §38, подготовиться к контрольной работе  
15. Контрольная работа № 2     Письменная работа    
16. Питание животных. Захват и заглатывание пищи — отличительная особенность питания животных. Пищеварительная система многоклеточных животных, её отделы. Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические живот- ные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Всеядные животные.       Называтьи описывать отделы пищеварительной системы животных. Выявлятьсущественные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводитьпримеры. Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения. §39  
17. Питание бактерий и грибов. Бактерии — гетеротрофы (сапротрофы и паразиты) и автотрофы. Бактерии, усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибы-сапротрофы, паразиты и симбионты. Роль живых организмов в природе.     Называтьи описывать способы питания бактерий и грибов, приводитьпримеры. Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества. Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразити- ческие формы среди бактерий и гри- бов. Обосновыватьбиосферное значение цианобактерий, бактерий-азотфикса- торов, раскрыватьроль микоризы. §40  
18. Дыхание растений, бактерий и грибов. Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов.     Определять сущность процесса дыхания. Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливатьвзаимосвязь этих процессов. §41  
19. Дыхание и кровообращение животных. Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения.         Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообращения у животных. Описывать круги кровообращения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания. Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, лёгкими. §42  
20. Транспорт веществ в организме. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные.     Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему животных, делатьвыводы о причинах их сходства. Устанавливать взаимосвязь строения и функций проводящей системы растений и транспортной системы животных. Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минеральных веществ по сосудам древесины, а органических веществ — по ситовидным трубкам коры. Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных. §43  
21. Выделение. Обмен веществ. Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического круговорота.       Выявлять существенные особенности процесса выделения и обмена веществ. Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выдели- тельной систем в процессе обмена веществ. Делать выводы об обмене веществ как характерном признаке живых организмов, зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессивного развития кровеносной и дыхательной систем. Приводитьпримеры органов выделения животных §44  
22. Размножение организмов. Бесполое размножение. Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.       Выявлять существенные отличия бесполого размножения от полового. Называтьи описыватьразличные способы бесполого размножения, приводитьих примеры. Делать выводы о биологическом значении бесполого размножения §45  
23. Половое размножение растений. Строение цветка. Лабораторная работа «Строение цветка» Цветок — генеративный орган, его строение и функции. Завязь, её части. Строение семязачатка. Соцветия, их биологическое значение. Основные части цветка. Строение завязи.     Называтьи определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения. Выделять главные и второстепенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником, иллюстрироватьих примерами. Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения. Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксироватьеё результаты в форме схематических рисунков.   §46, подготовиться к контрольной работе  
24. Контрольная работа № 3     Письменный контроль    
25. Опыление. Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрёстного и искусственного опыления при выращивании культурных растений.     Называтьи описыватьразличные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода. Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями — животными. Выявлять основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Прогнозировать опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насекомых-опылителей, птиц. §47  
26.   Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. Лабораторная работа " «Определение плодов» Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов.     Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Сравниватьи классифицировать сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды. Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением. Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков.       §48  
27. Размножение многоклеточные животных. Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма.       Описывать способы бесполого размножения животных. Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводитьпримеры. Выявлять основные закономерности развития животных, используя ил- люстрации и электронное приложение. Делать вывод об эволюционном преимуществе животных с внутри- утробным развитием. §49  
28. Индивидуальное развитие растений. Развитие растений из семени. Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени.     Описывать периоды индивидуального развития растений. Объяснять роль зародыша семени в развитии растений. Сравнивать процессы роста и развития растений. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. §50  
29. Практическая работа «Способы проращивания семян»     Выполнение практической работы. Слушание объяснений учителя. Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке Повторить §50  
30. Индивидуальное развитие животных. Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости.       Описывать периоды индивидуального развития животных. Выявлять особенности эмбрионального развития животных. Сравниватьнепрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением. §51  
31. Лабораторная работа «Развитие насекомых»     Выполнение лабораторной работы. Слушание объяснений учителя. Ориентироваться на знания, полученные ранее и на уроке Повторить §51  
32. Расселение и распространение живых организмов. Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных.       Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов. Выяснять особенности распространения растений. Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов. Понимать причины и значение миграций для животных. Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов. §52  
33. Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологические наблюдения и народные приметы, их практическое значение.     Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов. Обосновывать значение листопада, видоизменённых надземных и под- земных побегов, корней для перенесения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна в жизни животных. Понимать практическое значение фенологических наблюдений. Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делатьвыводы. §53, подготовиться к контрольной работе  
34. Контрольная работа № 4     Письменный контроль    
35. Повторение темы «Органы и системы органов живых организмов»     Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Индивидуальные задания. Беседа    

 

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ШКОЛЬНОГО РЕФЕРАТА.

Зашита реферата — одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.

Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению

Тема реферата и ее выбор

Основные требования к этой части реферата:

· тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения

· в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими

· следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.

2. Требования к оформлению титульного листа

В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа — Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – населенный пункт и год написания.

3. Оглавление

Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных «мелочей» начинается культура научного труда.

Школьный реферат следует составлять из четырех основных частей: введения,

основной части, заключения и списка литературы.

4. Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один парграф реферата.

4. Требования к основной части реферата
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объем основной части реферата — 10 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.

Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного изразных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

6. Требования к заключению

Заключение — часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2-3 страницы.

7. Основные требования к списку изученной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

8. Основные требования к написанию реферата

Основные требования к написанию реферата следующие:

· Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)

· Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.

· Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.

Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.

9. Выставление оценки за реферат

В итоге оценка складывается из ряда моментов:

• соблюдения формальных требований к реферату.

• грамотного раскрытия темы:

• умения четко рассказать о представленном реферате

· способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.