Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции развития информационного обеспечения и основные направления информатизации правотворческой деятельности Российского парламента






Регулированию отношений, связанных с информационным обеспечением деятельности российского парламента, посвящен ряд федеральных законов, нормативных правовых актов и публикаций. Если говорить о Госдуме и Совете Федерации, то на концептуальном уровне можно выделить следующие основные тенденции развития в этой сфере:

- формирование единого информационного пространства всех органов — участников законодательного процесса Российской Федерации;

- массовое внедрение новых информационных технологий в законодательную деятельность на базе разработки и поэтапного внедрения информационно-коммуникационных систем Совета Федерации, Государственной Думы и других органов власти Российской Федерации;

- проведение комплексных информационно-аналитических исследований для повышения обоснованности и согласованности принимаемых законов и других решений;

- оперативное информационное обслуживание парламента с применением ситуационных центров и других средств быстрого реагирования на возникающие в стране и за ее пределами кризисных ситуаций;

- обучение парламентариев, их помощников и работников структурных подразделений аппарата новым информационным технологиям с целью резкого повышения их профессионального уровня и эффективности работы.

Важную роль в информационном обеспечении играет Парламентская библиотека Российской Федерации. Значительные исследования и разработки ведутся по совершенствованию информационного обеспечения Президента и Правительства Российской Федерации, других федеральных и региональных органов государственной власти и управления.

Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Нормативные акты принимаются различными органами, в разное время, в различных пространственных пределах и по разному вопросу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Необходимо отметить, что единый процесс систематизации законодательства можно условно разбить на два плана - внешний и внутренний.

С одной стороны, систематизация законодательства - это внешнее объединение нормативных актов в единую, согласованную систему, которая облегчает поиск и ознакомление с необходимыми юридическими нормами. С другой стороны, систематизация служит целям научного исследования правовых норм, помогает обнаружить и устранить несогласованность между ними, пробелы правового регулирования определенных общественных отношений, серьезно способствует верному толкованию и применению права, а тем самым укреплению законности. Таким образом, систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования правового регулирования.[1]

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Создание эффективного инструмента учета и поиска правовых актов очень важно с точки зрения создания условий для широкого распространения правовой информации в стране.[2]

До недавнего времени процесс учета и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Для учитываемых нормативных актов определялся список тематических вопросов, по которым должен осуществляться поиск необходимой информации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск.[3]

В настоящее время с развитием высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых и справочных правовых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации.

Автоматизированные системы позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам.

Создание автоматизированных справочных правовых систем имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:

- учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку;

- оперативность получения требуемой информации и т.д.

Эффективная деятельность парламента обеспечивается многими составляющими факторами, прежде всего такими, которые определяют стратегию парламентской деятельности. Под этим понимается система, включающая в себя научно обоснованную концепцию, методологию и средства долгосрочного и оперативного обеспечения деятельности парламента. Эта деятельность должна ориентироваться на стратегические цели развития общества в целом, его народно-хозяйственных комплексов, отраслей, подотраслей, регионов и других объектов организационного управления, взаимодействия с государствами внешнего мира. Естественно, при этом должны учитываться также проблемы, находящиеся в ведении представительного и законодательного органа (парламента), и компетенция депутатов. От организации работы парламента во многом зависит эффективность разрабатываемых им законов, других нормативных правовых актов.

Деятельность значительного количества специалистов, вовлеченных в законотворчество, обеспечение преемственности опыта депутатских корпусов разных созывов настоятельно требуют систематизации и эффективной организации их повседневной работы на единой концептуальной и методологической основе. К сожалению, в отечественной и зарубежной литературе проблемам обоснования стратегии деятельности парламентов уделяется крайне незначительное внимание.[4]

В укрупненном виде процесс формирования стратегии парламентской деятельности должен включать следующие основные этапы.

1. Анализ целей развития государства на перспективу, на основе которого может быть сформирована база данных, содержащая " желаемые" состояния государства и его объектов организационного управления. При этом следует использовать результаты прогнозирования развития государства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Эта работа должна носить не разовый характер, а проводиться на постоянной основе с систематической актуализацией перечня целей.

2. Формирование и анализ перечня актуальных проблем, которые необходимо решать для достижения поставленных государством целей. Те из проблем, что находятся в ведении парламента, должны быть представлены в виде базы данных (знаний), содержащей паспорта проблем, этот перечень также подлежит систематической актуализации.

3. Ранжирование проблем по очередности разработки парламентом соответствующих законопроектов. Это должно обеспечить формирование нормативных правовых актов в виде логически взаимоувязанного и синхронизированного во времени законотворческого процесса.

4. Формирование долгосрочных и оперативных планов (программ) законопроектной работы парламента и создание соответствующих баз данных.

5. Разработка системной технологии законопроектной работы.

При этом проекты законов должны " конструироваться" как изделия, проходящие унифицированный жизненный цикл процессов и процедур, начиная от идейного замысла закона (законодательной инициативы) до выпуска " готового продукта" - закона.

Учитывая, что в парламенте, как правило, параллельно разрабатываются десятки и сотни законопроектов, фактор организации эффективной совместной деятельности парламентариев и других органов власти и управления приобретает самостоятельное значение.[5]

Здесь необходима единая информационно-аналитическая многофазная технология и автоматизированные средства реализации законопроектной работы.

6. Контроль качества разрабатываемых законопроектов на всех стадиях их прохождения, в том числе и по результатам применения законов в реальной жизни (по конечному эффекту).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.