Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели группы.






Цель группы — определяет тот результат, который группа должна получить в ходе

своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности.

Цель группы зависит от методологических основ, на которой строится программа

каждой отдельно взятой группы. В зависимости от типа группы будут формулироваться

специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в

группе. Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем,

главенствующее значение имеет решение определенной задачи, а не психическое

самочувствие отдельных личностей. В группе личностного развития главным является

душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть

переживание радости и самоудовлетворения. Их задачи обычно связаны с

самоисследованием и самопознанием.

Цели различных групп можно проиллюстрировать следующими примерами.

Роджерианские группы — принятие себя реальным, осознание своих чувств и

самораскрытие

СПТ поведения — овладеть эффективными моделями поведения.

Группы трансактного анализа — анализ отдельных Эго-состояний личности

(взрослый, родитель, дитя) и анализ их проявлений во взаимодействиях с другими

людьми, осознание жизненных сценариев, быть «о’кей».

Группы психосинтеза — осознания многообразия элементов психической жизни

индивида, отказ идентифицироваться лишь с некоторыми элементами, синтез на более

высоком уровне.

Телесно-ориентированный тренинг — снятие мышечных и, как следствие,

психологических зажимов.

Тренинг умений — овладение определенными навыками.

Шейн и Бейнис (1965) выделяют следующие цели лабораторного тренинга:

Развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и

устранения неискренности на личностном уровне.

1. Понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы

(размер группы, членство).

2. Постижение межличностных отношений в группе для более эффективного

взаимодействия с другими.

3. Овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных

проблем — например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление

групповой сплоченности.

В заключение отметим, что цели тренинговой работы могут быть весьма

разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов.

Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к

пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов

(А. А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделим общие цели, объединяющие

различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

• исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи

в их решении;

• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

• изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных

способов межличностного взаимодействия для создания основы более

эффективного и гармоничного общения с людьми;

• развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или

предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и

поведенческих изменений;

• содействие процессу личностного развития, реализации творческого

потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения

счастья и успеха.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.