Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научного исследования. Методология научного исследования






Методология научного исследования. В рамках неоклассической модели регионального научного исследования признается возможность объективного познания социальной реальности. Это познание предполагает холистское видение социальной реальности как взаимодействия определенных, наполненных специфическим социальным смыслом систем и структур. В частности, холистский подход к изучению регионального социума предполагает его рассмотрение как сетевого территориального сообщества, образуемого множеством сетей потоков или даже как универсум потоков самого разного рода – экономических, политических, культурных, финансовых, информационных, идеоло­гических, а также различных видов знания.

Методология неоклассической модели регионального научного исследования строится на двух посылках: 1) необходимости «радикального преодоления противоположности субъективистских и объективистских подходов» при изучении региональных социумов; 2) возможности создания целостной социальной теории («синтезирующих социальных концепций») на основе «многомерного» видения предмета региональных научных исследований.

 

Методологической основой неоклассической модели научного регионального исследования выступает синтез объективистских и субъективистских подходов, социологистских и номиналистских принципов, номотетических и идиографических стратегий при изучении региональных социумов. Поэтому «реалисты» считают, что при изучении региональных социумов вместо дихотомии «материальное – ментальное» необходимо исследовать взаимодействие в социальной реальности и объективных структур, и субъективных действий. Поэтому предметом неоклассической модели научного исследования выступают и надындивидуальная универсальная и каузальная реальность (социальные процессы, структуры и институты), и уникальная казуальная индивидуальная реальность (повседневная жизнедеятельность людей и их уникальные социальные и духовные практики).

Неоклассическая модель научного исследования претендует на создание «синтетических» концепций, базирующихся на «теориях среднего уровня». Эти теории имеют холистскую направленность, они стремятся описать, объяснить и понять свой предмет в целостности и единстве составляющих его элементов.

Признавая возможность объективного научного познания, представители неоклассической модели научного исследования не отрицают и его субъективности, отводя ей эвристическую роль в первую очередь при выборе исходных теоретико-методологи­ческих оснований научного исследования. Такая трактовка роли субъективности в познании существенно отличается от постмодернистского гносеологического волюнтаризма и релятивизма.

Представители неоклассической модели научного исследования признают также правомерность и плодотворность существования в науке теоретико-методологического плюрализма. Однако, по их мнению, этот плюрализм ценен не сам по себе, а потому, что он является необходимым условием разработки наиболее адекватных вариантов социальной теории. При этом они предлагают свою трактовку адекватности, или научной объективности, в научно-исследовательской практике как отношения взаимного диалога между ученым и изучаемой социальной действительностью.

Представители неоклассической модели научного исследования признают, что язык – это условность и в процессе познания используются риторические стратегии, но между социальной реальностью и взглядом ученого на нее существует неразрывная связь. Эта связь как онтологическая сопряженность объективного и субъективного в науке выражается посредством и в форме паттернов различного уровня.

Паттерн – это образ социальной действительности и познавательная призма, через которую исследователь смотрит на социальную реальность в целом (макропаттерн) или на отдельные его фрагменты (мезо- и микропаттерны). Исследователи паттерны не столько выбирают, сколько предпочитают. Паттерны как теоретико-методологические предпочтения позволяют репрезентовать социальную реальность и презентовать представления о ней самого исследователя. В этом плане паттерны «равноправны», а их разнообразие создает проблемное поле напряженности в науке, порождая научные дискуссии как важнейшее условие ее саморазвития.

Специфика эвристического выбора в научном познании обнаруживается и в содержании научной истины. Она контекстуальна и констатируется при условии принятия методологических постулатов, на основе которых сконструирована конкретная исследовательская ситуация. В этом отличие «реалистов» и от постмодернистов, которые придают ей релятивистский характер и рассматривают представления о научной истине в качестве феномена мифологического сознания, и от «классиков», которые признают сугубо объективный характер научной истины.

Целостное видение социальной реальности как взаимодействия определенных, наполненных специфическим социальным смыслом структур обусловливает необходимость в рамках неоклассической модели научного исследования комплексного подхода к изучению региональных социумов. Успешная реализация этого подхода связана с использованием в региональном научном исследование различных методов – количественных и качественных, структурно-функциональных и феноменологических; методов институционального анализа и формально-логических методов в текстологии, предполагающих изучение баз данных с помощью компьютера.

Методологический потенциал синергетики как теории самоорганизации сложных систем. В рамках неоклассической модели региональных научных исследований большое значение придается изучению альтернативности социальных процессов в плане более глубокого понимания превращения социальных возможностей в социальную действительность, соотношения необходимости и случайности в ситуации социальной нестабильности и неопределенности. Это позволяет в рамках неоклассической модели научного исследования широко использовать идеи синергетики как теории самоорганизации сложных систем. Синергетика позволяет, в частности, увязать такие вопросы регионального социального процесса, как многовариантность и альтернативность, кризис и стабильность, необходимость, случайность и ритмичность, выбор, инновации и традиции, в единую проблему самоорганизации и развития регионального социума.

Синергетика явилась негативной реакцией на установки классической науки, которая в поисках закономерного всегда акцентировала внимание на необходимом, детерминистски организованном «порядке», преодолевая случайное, хаос как нечто несущественное.

С точки зрения синергетики социальное бытие представляет собой целостную систему, имеющую одинаковую природу процессов, происходящих как на макро-, так и микроуровнях. Структура и механизмы этих процессов обладают свойствами самоподобия, или масштабной инвариантности. Такие свойства в синергетике называются фрактальными. Социальная реальность – это сложноорганизованная система, в которой отсутствует жесткая детерминация и завершенность процессов, и в этом смысле социальный мир открыт, он является не ставшим, а становящимся, не просто существующим, а непрерывно возникающим миром. Поэтому категории «социальное бытие» и «социальное развитие (становле­ние)» объединяются в одни понятийные рамки.

Сложноорганизованные системы – это системы нелинейные. Синергетика, занимаясь разработкой теории самоорганизации на базе математических моделей и вычислительных экспериментов, выдвинула принципиальную идею о том, что в нелинейной среде потенциально существует спектр структур, которые в ней могут появиться. Причем то, какие структуры могут возникнуть в данной среде, определяется исключительно внутренними свойствами среды, а не параметрами внешнего воздействия. Иными словами, в такой сложноорганизованной системе, как региональный социум, скрыто поле органически возможных путей его эволюции.

В силу этого развитие регионального социума как сложноорганизованной системы носит, во-первых, вероятностный, и, во-вторых, необратимый характер. Поэтому с позиций синергетики нельзя отождествлять «вероятность» социального развития с незнанием. Вероятность есть атрибут этого развития, играющий важную роль в эволюционных механизмах.

Рассматривая социальное развитие как необратимый процесс, синергетика обосновывает несостоятельность постановки таких проблем в научном познании и управлении, как «исправление ошибок прошлого» или «поиск выхода из кризиса на основе использования социального опыта прошлого или социального опыта других».

Эволюция сложных систем – это ритмичный процесс, в основе которого лежит переход от неустойчивого состояния системы к относительно устойчивому. На социальные ритмы обратили внимание уже давно, но синергетика позволяет интерпретировать ритмичность в качестве функциональной общности процессов самоорганизации сложных систем и рассматривать, например, кризис и стабильность как естественное состояние региональных социумов, а «застой», «спад» или «подъем» не только как следствие чьих-то «просчетов» или «мудрого» руководства, но и как проявление механизма самоорганизации социальных систем в процессе их эволюционного развития.

Синергетика как теория самоорганизации вскрывает причины и описывает процесс этого развития. С точки зрения синергетики существует множество возможных путей перехода от неустойчивого состояния к устойчивому, при этом спектр возможных устойчивых структур детерминирован свойствами самой сложной системы. Однако, какая из возможных устойчивых структур будет реализована - это определяется случайностью. Поэтому существенной характеристикой нелинейного мира, сложноорганизованных систем выступает случайность. Синергетика «открывает» особую, творческую роль случайности (флуктуации) в процессах самоорганизации. Синергетика формирует принципиально важный и нетрадиционный взгляд на случайность, играющую в нелинейных системах роль того спускового механизма, той силы, которая способная вывести систему на аттрактор (относительно устойчивое состояние), на одну из собственных структур самоорганизации.

Случайность вблизи точки бифуркации (ветвление возможных путей эволюции системы) определяет возможные «блуждания» по полю путей развития. Новое осмысление роли случайности в синергетике имеет важное значение для практики регионального научного исследования, особенно в плане критике его классической модели, ориентированной на изучение социальных закономерностей, в парадигме которой строго детерминированная социальная реальность «игнорирует» случайность.

Синергетика позволяет по иному интерпретировать роль случайности в социальной реальности, рассматривая ее прежде всего как конструктивное начало социального развития и причину появления нового. Конструктивная роль случайности обусловлена, таким образом, тем, что она «запускает» механизм перехода от одной относительно устойчивой социальной ситуации к другой, «выбирая» при этом один из путей этого перехода, возможный спектр которых, однако, обусловлен самой системой. Синергетика особенно многое дает для практики практик региональных научных исследований, особенно при изучении региональных социумов в период социальных трансформаций или на «изломах» социального бытия.

С точки зрения синергетики неустойчивое состояние регионального социума является не досадной неприятностью, а естественным этапом эволюции его как сложной системы и конструктивным ее началом. Кризисная ситуация поэтому является необходимым условием всякого социального развития, выбора его направлений, путей и средств, в ходе которого случайность выступает не просто «поводом», а непосредственно причиной трансформационных изменений в региональном социуме, развертывания цепи последующих социальных событий именно в определенной последовательности и взаимообусловленности.

Таким образом, синергетика позволяет рассматривать социальное как порождение нового через механизмы неустойчивости, бифуркации, случайности. Синергетика рассматривает социальные системы не в понятиях равновесия или как «механизмы», а как креативный мир с неполной информацией и изменяющимися ценностями, мир, в котором будущее может быть представлено во многих вариантах. При этом социальная проблема ценностей в широких пределах может быть вполне увязана с нелинейностью, ибо ценности – это духовные коды жизнедеятельности, которые используются людьми, чтобы удержать социальную систему на некоторой линии развития, которая была выбрана историей. Система ценностей поэтому всегда противостоит дестабилизирующим эффектам флуктуации, которые порождаются самой системой. Это придает социальному процессу в целом черты необратимости и непредсказуемости.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.