Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научного исследования. Принцип номинализма. Неклассическая модель регионального научного исследования базируется на принципе номинализма






 

Принцип номинализма. Неклассическая модель регионального научного исследования базируется на принципе номинализма, который сложился в русле неклассической рациональности, в стиль которой входит способность замечать и понимать индивидуальное, неповторимое, акцентируя именно на нем когнитивный интерес исследователей.

Принцип номинализма содержит два аспекта: предметный и методологический. В рамках неклассической модели научного исследования сложилось представление о том, что классическая рациональность разрушает живую социальную реальность, превращая ее в «объект» исследования. В связи с этим классическая модели научного исследования была подвергнута критике как репрессивная инстанция, которая с помощью различных априорных теорий, «собирая» социальную реальность в единое целое и превращает социальные факты в «вещи», «умерщвляя» реальную жизнь людей.

Предмет научного исследования. Предметный аспект принципа номинализм в неклассической модели региональных научных исследований проявляется, прежде всего, в антропоцентризме, признающим только «человеческое измерение» регионального социума, заключающее в том, что его источником и единствен­ным субъектом объявляется человек. Это означает, что исходным эле­ментом научного исследования должны выступать не социальные образования как самостоя­тельные целостности, а индивиды и их духовные практики, а также взаимодействия индивидов как носителей определенной ментальности, из которых только и должны были выво­диться характеристики социальной реальности. Тем самым неклассическая модель регионального научного исследования, преодолевая оторванность классической модели научного исследования от сферы бытия конкретных людей, в предметном плане «обретает» человека в его повседневности.

В рамках неклассической модели переосмысливается предмет регионального научного исследования: строго детерминированная и структурированная надындивидуальная социальная реальность уступает место индивидуальной реальности; региональный социум начинает рассматриваться как уникальный способ жизнедеятельности людей и межличностных взаимодействий. Поэтому в рамках неклассической модели регионального научного исследования особое внимание уделяется жизненному миру людей, их ценностным ориентациям и коммуникативным формам взаимодействия.

Принципе номинализма в методологическом плане акцентирует познавательный интерес исследователя не на целостности регионального социума как предмета научного исследования, не на выявлении необходимых в нем причинно-следственных связей, социальных каузальностей и закономерностей, а на единичном (индивидуальном), казуальном (случайном) и неповторимом (уникальном.

Неклассическая модель научного исследования, обретя человека в качестве предмета научного познания, превратила научное исследование в «субъект-субъектное» отношение, в диалог культур – культуры ученого и культуры изучаемых им людей. При этом исследователю важно понять в первую очередь идеальные пред­ставления изучаемых людей о себе, окружающей действительности, поскольку люди ведут себя в соответствии с тем образом реальной жизни, который они сами себе составили.

Когнитивная стратегия. Соответственно принцип номинализма в методологическом плане задает для неклассической модели регионального научного исследования идиографическую когнитивную стратегию, цель которой – выявление «живых» индивидуальных коммуникаций и уникальных жизненных практик в регионе, их понимание и описание. Когнитивная стратегия неклассической модели регионального научного исследования состоит в восстановлении смысла чужого индивидуального опыта повседневности, его коммуникативной и символической природы посредством аксиологического в него «вживания», а также рациональной реконструкции его социокультурного контекста. Поэтому основным познавательным средством неклассической модели исследования является понимание, направленное на «постижение» смысла деятельности «другой» индивидуальности.

Понимание как постижение смысла в неклассической модели научного исследования тесно связано с феноменологией как наукой о духовном взаимодействии индивидов в процессе социальных коммуникаций и герменевтикой как теорией и практикой интерпретации текстов.

Неклассическая модель регионального научного исследования нацеливая ученого на обнаружение уникальных региональных структур субъек­тивной ориентации в мире повседневности, конституированных сознанием. При этом идиографическая когнитивная стратегия, основу которой составляет «индивидуа­лизирующий метод», не исключает возможности использования в научных исследованиях общих понятий, однако рассматривая их лишь как средство познания индиви­дуального. Результаты регионального научного исследования, полученные в рамках его неклассической модели, представляют собой своего рода рациональный нарратив, повествовательное описание отдельных сторон повседневной жизни, которые, подобно мозаике, может складываться в относительно целостный образ.

Сделав предметом научного исследования индивидуальное как уникальное, связанное с жизнедеятельностью людей, неклассическая модель научного исследования индивидуализировала и само научное исследование, придав ему аксиологический характер. Поставив по сомнение принцип «нейтральности субъекта» научного исследования, представители неклассической модели, вместе с тем, не отказывались от идеи реконструкции в научном познании. При этом они исходят из принцип разделенности субъекта и предмета научного исследования и говорят о возможности «проникновения» в жизненный мир чужой индивидуальности и воспроизводства его в форме, воспринимаемой культурной традицией познающего субъекта. «Вовлеченность» субъекта научного исследования в изучаемую культуру путем «вживания» в нее не означает элиминации самой индивидуальной реальности, а предполагает ее интерпретацию и понимание.

Такая стратегия классической модели регионального научного исследования обусловлена особым стилем научного мышления, который можно назвать аксиологическим, номиналистско-идиографическим.

Неоклассическая модель регионального научного исследования. Основу неоклассической модели регионального научного исследования составляют: неоклассическая рациональность и критический, реалистско-синкретическийстиль научного мышления.

Неоклассическая рациональность. Специ­фика неоклассической рациональности заключается в том, что она выступает не только как констатирующее, но и проектно-конструктивное рациональ­ное мышление. Проективно-конструктив­ное рациональное мышление «схватывает» не социальное «бытие как оно есть», а как «бытие-становление», как «бытие-проблему». Поэтому неоклассическая рациональность – это способность, с одной стороны, взглянуть на социальную действительность, как она есть, с другой стороны, построить определенный реальный образ этой действительности. В этом реальном образе неразрывно слиты представления о социальной действительности с самой действительностью, как таковой. Поэтому неоклассическая рациональность предполагает плюрализм различных позиций и рефлексию, и в этом плане можно говорить о неоклассической рациональности как рационально-рефлексивном мышлении. С похиций неоклассической рациональности когнитивный плюрализм рассматривается как принцип нормального развития науки.

Неоклассическая рациональность – это рациональность особого рода, которая сформировалась в результате синтеза таких установок, как поиск истины в классической науке и установление зависимости объяс­няемых характеристик предмета исследования от его методологии в неклассической, и дополнения их осмыслением ценностно-целевых ориентаций субъекта научной дея­тельности в их соотнесении с социальными целями и ценностями. Поэтому неоклассическая рациональность предполагает рефлексию над ценностными основаниями научной деятельности, выраженными в научном этосе.

В связи с этим неоклассическая рациональность в научном познании проявляется в интеграции истины и нравственности, а это дает возможность интерпретировать региональное научное исследование не только как целерациональную, но и ценностно-рациональную когнитивную деятельность.

Неоклассическая рациональность – это особый стиль дихотомическо­го стиля мышления, стремящийся к целостному восприятию социальной действительности путем синтеза разных «оппозиций»: универсального и уникального, гомогенного и гетерогенного, социоцентристкого и антропоцентристкого, социологистского и номиналистского, номотетического и идиографического. Стремление к целостности в рамках неоклассической рациональности означает признание всеобщности связей, лишенной, однако, универсально-нивелирующего характера, связи, участни­ки которой в принципе разнородны, творчески активны, а их осно­вания выглядят не как эманация целого, но как и определяемые, и определяющие это целое.

Принцип реализма. Неоклассическую модель научного исследования иногда еще называют реалистической или критической.Реализм неоклассической модели научного исследования проявляется в том, что она, с одной стороны, продолжает оставаться верной принципу объективности, а с другой – уже не столь решительно отстаивает тезис о возможности «нейтральности» субъекта научного познания. При этом «реалисты» критикуют представителей классической модели научного исследования за то, что последние отвергают всякую структурирующую роль текстов в научном исследовании и фактически проповедуют новейшую форму «когнитивного абсолютизма», в котором научная нейтральность и объективность выходят за пределы человеческого действия и приобретают форму религиозной веры.

«Реалисты» подвергают критике и представителей неклассической модели научного исследования, полагая, что субъективизм и релятивизм в научных исследованиях усугубились именно в связи с популярностью социокультурной проблематики в рамках этой модели, приведшей по существу к отказу от объективно-каузального объяснению социальных фактов. Резкой критике со стороны «реалистов» подвергаются постмодернисты, в первую очередь их когнитивный релятивизм и утрату целостного восприятия социальной действительности, а также за то, что последние поставили под угрозу профессиональный статус науки в обществе.

В целом «реалисты» подвергают критике всю предшествующую науку за то, что ее различные направления и школы жестко придерживались «объективистских» или «субъективистских», «социологистских» или «номиналистских» ориентаций. Поэтому в рамках неоклассической модели научного исследования критике подвергаются различные «одномерные» подходы к изучению социальной действительности и ставится задача разработки «многомерных» методологических конструктов ее научного исследования.

В формализованном виде неоклассическую модель регионального научного исследования можно представить следующей схемой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.