Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели региональных научных исследований






Типологизация моделей регионального научного исследования. Модель регионального научного исследования – это когнитивный аналог, концептуально воспроизводящий его наиболее типичные черты. Модель научного исследования – это идеальный тип, т.е. логическая модель, являющаяся продуктом теоре­тического воображения. Такая модель конструи­руется пу­тем мысленного соединения определенных когнитивных практик со специфическим набором исследовательских принципов и действий в целостный познавательный образ, где они достигают «предела» своей ло­гической взаимо­согласованности.

Модель регионального научного исследования является, во-первых, одним из образцов когнитивной практики в научном познании; во-вторых, когнитивным «эталоном», посредством сопоставления с которым можно судить о мере удаления или приближения к нему конкретных проявлений данной практики.

Различия между моделями регионального научного исследования обусловлены разными стилями научного мышления, познавательными интересами и методологическими ориентирами, которые определяют особое видение предмета научного исследования, его когнитивной стратегии и познавательных средств. На основе этих различий научно-исследовательские практики в регионологии можно свести к трем моделям регионального научного исследования: классической; неклассической и неоклассической, в которых «чистом» виде зафиксированы наиболее типичные черты различных способов познавательной деятельности в современной науке.

Классическая модель регионального научного исследования. Основу классической модели регионального научного исследования составляют: классическая рациональность и объективистский, социологистско-номотетический стиль научного мышления.

.

Классическая рациональность. Рациональность является одним из атрибутивных признаков научности региональных исследований, основанием которой выступает признание тождества мышления и бытия. Разум в классической рациональности дистанцируется от вещей: он наблюдает, исследует природу «вещей» как бы со стороны, не будучи детерминирован ничем, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов. Объективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, то, что не относится к предмету научного исследования. Иными словами, классическая рациональность, абстрагируясь от деятельностной природы субъекта научного исследования, элиминирует из процедур объяснения все то, что связано с субъектом и используемыми познавательными средствами.

Тем самым исследователю отводится роль «скромного» наблюдателя, который, однако, способен познать научную истину и поставить ее на службу «наблюдателю». Основным содержанием тождества мышления и бытия в классической рациональности является признание возможности отыскать такую одну-единственную идеальную конструкцию, которая полностью соответствовала бы изучаемому предмету, обеспечивая тем самым объективность и однозначность содержания истинного научного знания. Все это порождает уверенность в возможность построения одной-единственной истинной социальной теории, доказательные аргументы которой окончательны и бесспорны. Поэтому в рамках классической рациональности считается, что только одна из конкурирующих теорий обязательно должна быть истинной, а остальные, несовместимые с нею, ложными.

Классическая рациональность претендует на познание социальной действительности такой, какой она есть «сама по себе», без примеси человеческой субъективности. Классическая рациональность изгоняет из научных исследований любые рассуждения о цели, смысле и ценностях. Основой классической рациональности выступает также стремление видеть в социальной действительности только общее и закономерное, игнорируя единичное и случайное. В связи с этим классическая рациональность игнорирует казуальность и признает только каузальность социальной реальности, а социальные явления объясняет путем установления между ними причинно-следственных связей, отказываясь при этом обсуждать проблемы целесообразности в общественной жизни и вводить в процедуры объяснения понятие целевой причины. В рамках классической рациональности сложился один из распространенных в эпистемологии подходов, который получил название социального редукционизма, связанный со стремлением объяснять сложный социальный «мир» совокупностью каких-либо факторов.

Классическая модель регионального научного исследования исходит из жесткого противопоставления его субъекта и объекта. Она строится на абсолютизации позиции исследователя как «нейтрального наблюдателя», на допущении возможности преодоления субъективности в процессе воспроизводства объективной реальности в научном сознании. Поэтому одним из основных принципов классической модели регионального научного исследования является объективизм.

Этот принцип основывается на примате субъектно-объектной дихотомии и необходимости реконструкции социальной реальности такой, какой она есть на самом деле с помощью научных методов научного исследования, воздерживаясь при этом от ценностных суждений. С позиций объективизма социальное знание, являясь результатом взаимодействия в научном исследовании субъекта и объекта, способно адек­ватно отражать социальную реальность саму по себе, т. е. су­ществующую вне культуры ученого и его научного сознания.

Предельным выражением объективистского пафоса классической модели регионального научного исследования является приоритет «мертвых» форм социальных отношений перед «живыми» коммуникациями, склонность к всестороннему социальному проектированию, стремление к предельной точности и отчетливости научных понятий.

В формализованном виде классическую модель регионального научного исследования можно представить следующей схемой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.