Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регионального исследования






Одним из атрибутивных признаков научности регионального исследования является рациональность. Для того чтобы быть научным, региональное исследование как когнитивная деятельность должно быть рациональным. Основанием рациональности выступает признание тождества мышления и бытия, поэтому научная рациональность рассматривается как высший аутентичный тип сознания и деятельности. Рациональность (от лат. rationalis – разумный) – это разумность, однако некоторые ученые интерпретируют понятие «рациональность» не просто как разумность, а как «целесообразность». Поэтому критерием научной рациональности у них выступает дости­жение цели, которая состоит в получении истинного знания о мире.

Таким образом, в региональном исследовании научно рациональной является та исследовательская деятельность, которая направлена на полу­чение истинного знания о социальной реальности, т. е. нового научного знания более или менее адекватного этой реальности. Отсюда следует, что одним из атрибутивным признаком научности регионального исследования является стремление к истине («поиск истины»). Следовательно, научное исследование – это «поход за истиной», с обираясь в который, ученый испытывает волнение – он хочет постичь сущность, упрятанную в тайну. Однако истина постоянно ускользает от него, и исследователю уготована лишь участь подбирать ее осколки, но и осколки истины доставляют ученому наслаждение – удивительное чувство соприкосновения с тайной.

Атрибутивным признаком научности регионального исследования является его проблемность: без научной проблемы нет и научного исследования. Проблемность – это такое интеллектуально состояние, которое порождено противоречием между знанием и незнанием или противоречием внутри самого знания. Проблемность возникает тогда, когда: 1) система теоретического знания «неудовлетворительно», с точки зрения ученого объясняет научные факты или научные факты не вписываются в научную теорию; 2) система концептуального знания не отвечает таким критериям, как когнитивная целостность и логическая непротиворечивость; 3) отсутствуют вообще научные знания о том или ином фрагменте социальной реальности.

Постановка научной проблемы порождает цель научного исследования, делая целеполагание его атрибутивным признаком. Целью регинального научного исследования, непосредственно вытекающей из научной проблемы, является осознанное получение нового научного знания в процессе поиска истины. Это придает региональному научному исследованию как когнитивной деятельности целерациональный характер.

Целерациональная деятельность характеризуется однозначностью и ясностью осознания действующим субъектом своей цели, рационально соотнесенной с отчетливо осмысленными средствами, адекватными, с его точки зрения, для достижения поставленной цели. Региональное научное исследование как целерациональная деятельность – это деятельность с рефлексией субъекта познания по поводу цели, средств ее достижения, последствий в контексте «ожиданий» других участников научного сообщества и их ответной реакции. Это – внутренняя рефлексия, которая в процессе научного исследования как особого вида когнитивной деятельности выполняет проективную, нормативную и контрольную функции. В ходе рефлексии определяются когнитивная стратегия регионального научного исследования, предполагаемые его средства, соотнесенные с целью, последовательность научно-исследовательских действий.

Внутренняя рефлексия также связана с сознательным формированием конструктивных установок ученого в конкретном научном исследовании, которые выступают в форме нормативных регуляторов его научно-исследовательской деятельности. Внутренняя рефлексия связана с постоянным осмыслением ученым своих собственных исследовательских действий, и в этом плане она контролирует саму научно-исследовательскую деятельность. Поэтому рефлексивность выступает еще одним из атрибутивных признаков научности регионального исследования.

Научно-исследовательская деятельность – это когнитивная активность ее субъекта, направленная на предмет научного исследования. Эта активность как реализация когнитивного интереса связана со стремлением «овладеть» эти предметом путем получения нового научного знания о нем. Предметность регионального научного исследования, следовательно, является одним из атрибутивных признаков его научности.

Атрибутивным признаком научности регионального исследования выступает эмпиризм как представление о том, что: 1) основой научного исследования выступают факты, установленные путем изучения репрезентативной источниковой информации; 2) совокупность научных фактов является основой выводного теоретического знания, получаемого путем умозаключения от частного (единичные факты) к общему (теоретическое обобщение).

Атрибутивным признаком научности регионального исследования является также методологизм, согласно которому в научных исследованиях особую роль играют методологические установки ученых. Методологическую установку исследователя можно определить как его готовность к определенному способу познавательного действия. Такая конструирующая «готовность» формируется, с одной стороны, в процессе научной социализации и сциентификации (овладения концептуальным аппаратом науки) исследователя, с другой – на основе собственного опыта научно-исследовательской деятельности. Методологические установки исследователя носят ситуативный характер, обусловленный спецификой научного окружения. Поэтому при резких изменениях последнего возможна коренная перестройка, а иногда и ломка сложившихся методологических установок. На формирование и смену методологических установок значительное влияние оказывает процесс научной коммуникации.

Методологические установки исследователя носят модальный, оценочный характер и фиксируются в зна­ковой форме. Посредством установок осу­ществляется оценка, проявляется значимость для ученого того или иного способа когнитивного действия, который затем типизируется, стандартизируется, закрепляется, обеспечивая предварительно сформулированную когнитивную реакцию на определенную познавательную ситуацию. Методологические установки представляют собой устой­чивые алгоритмы познавательных действий по получению нового научного знания. Методологические установки ученого определяют те или иные познавательные его действия в ходе проведения научного исследования. Поэтому в структуре методологических установок можно выделить когнитивные, аксиологические и конативные компоненты.

Атрибутивным признаком научности регионального исследования является его контекстуальность, т. е. обусловленность самого научного исследования определенными контекстами, в первую очередь социокультурными и эпистемологическими. Эти контексты во многом определяют стиль научного мышления ученого и его методологическое сознание.

Типы и виды региональных научных исследований. Типы региональных научных исследований различаются между собой предметными областями, наборами специализированных теорий и научными тезаурусами. Поскольку регионология как самостоятельная научная дисциплина в России только складывается, постольку региональные научные исследования интенсивно развиваются пока в рамках смежных научных дисциплин.

Региональные социумы являются предметным полем научных исследований в рамках таких научных дисциплин, как история, экономика, социология, культурология, этнология, политология, юриспруденция. Соответственно, в качестве основных типов региональных научных исследований можно выделить исследования исторические, экономические, социологические, культурологические, этнологические, политологические, юридические. Каждая научная дисциплина по своему интерпретирует понятие региона и, соответственно, определяет предметное поле своих научных исследований.

В исторической науке регион – это социопространственное историческое образование, обладающее географической, геополитической, геоэкономической, информационно-поведенческой и историко-культурной однородностью. В экономической науке регион рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственной системы и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами. В социологии регион – это социотерриториальная целостность, объединенная доминирующими социальными интересами, ценностями, моделями социального поведения. В культурологи регион определяется как особый культурный «мир» с присущим ему традициями и культурой, вписанный в общий территориальный «пейзаж». В этнологии регион – это этнотерриториальная целостность, основу которого составляют более или менее однородная этническая среда с доминирующим этническим менталитетом и моделями этнического поведения или этнокультурная область, территория традиционно проживающих этносов, генетически родственных и не родственных, вырабатывавших за длительный период совместной жизнедеятельности немало общих элементов в хозяйственной деятельности, в материальной и духовной культуре, общественном и семейном быте, характерных для всего региона как историко-культурной области. В политологии «регион» – это часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными, экономичес­кими, социально-политичес­ким и культурными условиями. В юридической науке, прежде всего в теории государственного управления дается формально-юридическая трактовка региона как субъекта федерации или иной субнациональной единицы, чьи права и обязанности определены конституцией или иными законами.

В качестве видов региональных научных исследований можно рассматривать исследования фундаментальные и прикладные. У этих исследований различны подходы и угол зрения на социальную дей­ствительность, предмет, научно-исследовательские методы, стилистика научного языка. В формализованном виде специфика региональных фундаментальных и прикладных научных исследований может быть представлена в следующей таблице.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.