Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъект – Методология – Источники – Предмет – Объект






Эта схема описывает региональное научное исследование как взаимодействие между субъектом и объектом научного познания. Субъект научного познания – это ученый, обнаруживающий определенный когнитивный интерес к объекту познания. Объект научного познания – это определенный сегмент социальной действительности, на который направлена когнитивная активность субъекта научного познания.

В региональном научном исследовании когнитивная активность субъекта научного познания актуализирует или определенные фрагменты объекта научного познания, или ракурсы его рассмотрения. Эти «фрагменты» и «ракурсы» получили название предмета научного исследования. Ученый, изучая предмет научного исследования, имеет дело не с самим предметом, а источниками эмпирической информации о нем. Эти источники иногда называют предметом оперирования.

Результаты регионального научного исследования зависят от выбора ученым его методологии, которая включает в себя теоретические знания о предмете научного исследования и теоретические знания о том, как этот предмет можно изучать.

Логика регионального научного исследования. В настоящее время существуют также различные представления о логике научного исследования. Рассматривая научное исследование как процесс, одни ученые в его логике выделяют следующую последовательность процедур или этапов: 1) вы­бор объекта и постановка исследовательской задачи; 2) выявление источнико-информа­цион­ной основы ее решения и разработка методов исследования; 3) реконструкция исследуемой социальной реальности и эмпирическое ее познание; 4) объяснение и теорети­ческое познание; 5) определение истинности и ценности получен­ного знания и его оценка. Другие ученые, рассматривая научное исследование как движение исследовательской мысли ученого, описывают научное исследование следующей логической схемой: проблема – гипотеза – концепция.

Рассматривая научное исследование как особый вид когнитивной деятельности, надо исходить из того, что любой вид деятельности как активности субъекта направленной на объект, может быть описан такой логической схемой: цель – средства – результат. В эту схему некоторые ученые предлагают ввести понятие среды как условия протекания когнитивной деятельности. Такого рода представления о логике научного исследования позволяют представить логику регионального научного исследования в следующем формализованном виде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.