Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональное научное исследование






Понятие и специфика регионального научного исследования. Региональное научное исследование – это особый вид когнитивной деятельности, которая имеет определенную структуру и логику, соответствует атрибутивным признакам научности и направлена на получение принципиально нового знания о социально-территориальном (региональном) комплексе.

Региональные научные исследования отличаются прежде всего спецификой своей предметной области, содержательное определение которой зависит от интерпретации понятия «регион» и выбора его структурообразующих факторов.

В современной научной литературе это понятие трактуется неоднозначно, а порой и противоречиво. Чаще всего под регионом понимается: 1) природно-климатическая зона; 2) географи­ческая территория; 3) экономический или хозяйственно-экологический район; 4) историко-культурный ареал; 5) административно-тер­риториальное образование; 6) межгосударственная территория. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «регион» как предметная область региональных научных исследований должен обладать не только географической, геополитической, геоэкономической, но и информационно-поведенческой, и историко-культурной однородностью и, следовательно, внутренней целостностью.

В настоящее время формируется новая научная дисциплина – регионалистика, или регионология, возникновение которой является своего рода реакцией на «со­циальный заказ», возникший под воздействием процессов регионализации в современной России. Однако сегодня можно говорить о начальном этапе формирования регионологии в качестве самостоятельной научной дисциплины: пока она только пытается сформулировать свой собственный предмет исследования и в основном аккумулирует научные знания, почерпнутые из других научных дисциплин экономического и социально-гуманитарного профиля. Однако в отличии от этих дисциплин регионология не абсолютизирует тот или иной регионообразующий фактор, а стремится к комплексному изучению региона. Поэтому некоторые исследователи считают, что предметом регионологии является регион как самостоятельная пространственно-географическая, административно-тер­ритори­альная, институционально-политическая, экономическая, со­циальная, историко-культурная, этническая и демографическая целостность.

Определение предметной области региональных социально-гуманитарных исследований зависит не только от интерпретации понятия «регион», но и от выбора его структурообразующих внутренних и внешних факторов. К числу таких его внутренних факторов обычно относят: 1) историю региона; 2) государственное и территориальное устройство; 3) географические и климатические условия, природ­ные ресурсы; 4) народонаселение, его динамику, расселение и урбанизацию; 5) социальный и этнический состав населения; 6) экономико-географическое состояние, 7) трудовые ресурсы.

История региона как история хозяйственного его освоения и формирования территории имеет очень важное значение для понимания многих современных региональных проблем.

Государственное и территориальное устройство региона позволяет определить его место и статус в административно-территориальном делении страны; выявить административно-территориальное деление самого регио­на, показать систему органов региональных органов государственной власти; выявить характер взаимоотношения региона и центра, роль центра в развитии региона.

Географические и климатические условия, природ­ные ресурсы региона оказывают сущест­венное влияние на региональное сообщество. Размеры территории региона и его геополитическое положение, состояние его границ, среда обитания, состояние сельскохозяйственных угодий, наличие полезных ископаемых, наличие зон чрезвы­чайных ситуаций (наводнений, землетрясений, лесных пожаров, извержений вулканов) являются важными факторами в функционировании региональных систем.

Народонаселение региона, его динамика, расселение, урбанизация – все это также выступает регионообразующим фактором. Социальный и этнический состав населения, особенности его кульурной и религиозной жизни определяют пер­вичные формы регионального сообщества, характер социальных и этнических отношений.

Экономико-географическое состояние региона характери­зуе­тся территориальным размещением производи­тельных сил, соотношением основных отраслей хозяйства, «хозяйственных узлов» и периферии региона, наличием приоритетных отраслей, определя­ющих специализацию региона. Трудовые ресурсы региона как один из важных регионообразующих факторов характеризуются профессиональной структурой рабочей силы, занятостью населе­ния, уровнем квалификации.

К внеш­ним регионообразующим факторам можно отнести межрегиональные и международные отношения.

Такое представление о регионе и его структурообразующих факторах как предметной области регионалологии показывает, что она должна стать ком­плексной, интегральной научной дисциплиной, изучающей осо­бенности процесса формирования, функционирования и развития региональных социумов в их социально-территориальном, экономическом, политическом и культурном измерениях.

Структура регионального научного исследования. Существуют различные представления о структуре научного исследования. Одни ученые эту структуру представляют в виде трех звеньев: 1) объек­тивная социальная реальность (объект), 2) ученый-исследователь (субъект), 3) условия социально-гуманитарного познания (среда), 4) эмпирический и теоретический уровни научного исследования (деятельность). Другие ученые в структуре научного исследования выделяют: 1) социокультурные и научные предпосылки исследовательского процесса; 2) эвристическую, эмпирическую и теоретическую стадии исследования. Третьи в структуре научного исследования выделяют: 1) исследовательскую задачу, фиксирующую проб­лемную ситуацию, цель, условия и методы ее достижения; 2) набор научных гипотез; 3) совокупность исходных предварительных знаний, в том числе теоретических; 4) методы и средства изучения эмпирического материала и проверки научных гипотез; 5) конечный результат исследования – новое знание.

Синтезируя различные представления о структуре научного исследования, структуру регионального научного исследования в формализованном виде можно представить в виде следующей схемы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.