Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ломоносову не было бы стыдно






В стародавние времена университетов и, естественно, учившихся в них студиозусов было мало, молодые счастливцы искренне называли свои тогдашние вузы а1ma mater («кормящая мать»). Ибо там получали и пищу духовную (науку), и пищу телесную, то есть содержание в университете, и гарантированный заработок после него. Кстати, слова-понятия «университет», «факультет», «студент», «стипендия» и пр. возникли в те же времена мрачного средневековья, как и сами первые университеты: в 1119 году в Болонье, в 1150 - в Париже, в 1167 - в Оксфорде, а затем уже (аж два века спустя) - в Праге, Кракове... Первый российский университет был, как известно, основан в XVIII веке, а его основатель, Михаил Ломоносов, получил образование в Германии, в Марбурге.

Разумеется, в России с того времени началась своя история высшего образования, а в ней - свои собственные несомненные достижения, свои просчеты и свои явные глупости. Бесплатное обучение в школе и вузе - безусловно колоссальное социальное завоевание, как и система стипендиальной поддержки студенчества, -это то, из-за чего нам долго завидовали даже в самых богатых странах мира, в чем пытались и до сих пор пытаются (часто успешно) подражать. И тот факт, что в труднейшие послевоенные годы страна вынуждена была ввести, но вскоре отменила плату за обучение, - факт примечательный и весьма ныне поучительный: сегодня родители школьников и студентов платят из своего кармана громадные деньги и за некие факультативы, и за обучение в «коммерческих группах», и за репетиторство (в школах и вузах).

Второе российское безусловное достижение - высокий уровень требовательности к качеству обучения в школе и вузе. Вспомним, что именно после первых советских космических успехов общественность и власти США потребовали коренных реформ в собственном образовании. Но еще до 1917 года технические вузы Германии решили без всяких дополнительных проверок принимать на свои стажировки и специализации студентов из ряда ведущих российских вузов - их репутация была в Европе безупречной. Вспомним и совсем недавнее: лед недоверия к нашим вузовским дипломам в «забугорье» достаточно быстро хрустнул и растаял после повсеместного практического знакомства с эмигрировавшими или просто гостящими нашими школьниками, студентами, дипломированными специалистами. Я совершенно уверен, что российские - лучшие в мире - учителя и без переименовывания школ в «лицеи» и «колледжи» умеют решать свои трудные задачи образования и воспитания молодежи. Но я совершенно уверен и в том, что в одном городе может быть один университет, а не десять-двадцать, и что у входа в бывший институт вывеской «академия» ничего не изменишь.

Одна из нынешних проблем, постоянно обсуждаемых, учить как - вширь или вглубь? Вековая российская традиция - широта образования - с полным правом противопоставлялась узкой специализации зарубежной высшей школы, которая весьма часто и поныне сохраняет эту принципиальную, бросающуюся нам в глаза ущербность. Но необходимый запас знаний расширяется объективно с такой прогрессивной скоростью... На мой взгляд, нужны разумные (обязательно вариативные!) соотношения жестких программных минимумов с индивидуально выбранными предметными курсами. Общее содержание программ должно быть, конечно, согласовано между вузами и внутри них. Только не надо впихивать любые частные курсы и курсики под видом «дальнейшей гармонизации личности студента» и по принципу «ты - мне (для заработка!) курсик у себя, а я - тебе дам курсик в моем вузе (того же назначения)».

И нельзя, конечно, пытаться здесь и сейчас - немедленно! - превратить «технарей» в «гуманитариев», а тех быстро-быстро отучить пугаться при виде простейших графиков и формул. Когда начнем вылезать из нищеты, надо будет обязательно восстановить прежнюю привычку «гуманитариев» и «технарей» читать книги и выписывать толстые (вроде «Нового мира») и тонкие (вроде «Юности» и «Знание - сила») журналы - обязательно со школьного возраста. Кстати, такая привычка и такие возможности у народа раньше были и составляли самую важную часть самообразования, безусловное достижение «до эпохи реформ».

Но прекрасный зарубежный опыт надо заимствовать уже сегодня. В любом западном университетском кампусе есть здание, где располагается немногочисленная студенческая администрация, ведающая солидным производством (оно тут же и размещается). Говоря нашим языком, производство это находится на хозрасчете: продукция, как правило, реализуется и среди студентов данного вуза, и среди других потребителей. Что за продукция? Во-первых, это студенческая пресса (газеты и журналы с собственными редакциями и типографиями). Во-вторых, студенческие столовые с собственными кухнями. В-третьих, канцелярские товары, бланки всякого рода (их заказывает администрация вуза). В-четвертых и в-пятых все что угодно: от программного обеспечения до посредничества в найме частных квартир (если кто-то не желает жить в однокомнатных квартирках общежития) и в розыске рабочих мест для желающих подработать (подрабатывают все, кто не получает стипендий или стипендия считается недостаточной).

Text 3

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.