Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы участия энергопредприятий в механизмах Киотского протокола.






С конца 1980-х годов во всём мире нарастает обеспокоенность происходящими климатическими изменениями. Последние научные данные неопровержимо доказывают, что доминирующей причиной климатических изменений является антропогенное усиление парникового эффекта. Главный вывод последних лет: изменение климата – очень серьёзная глобальная проблема, требующая от каждой страны активной внутренней политики и скоординированных международных усилий.

В случае отказа от реализации активной политики по борьбе с глобальным потеплением высок риск сильных и резких изменений климата. К 2050 году глобальное потепление может возрасти до 2-5оС, что является пределом устойчивости климатической системы нашей планеты. Фундаментальным элементом климатической политики в настоящее время является достижение договорённости по определению допустимого уровня концентрации парниковых газов в атмосфере.

С этой целью в 1997 году в г. Киото был принят Киотский протокол (КП) к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), а в 2005 году, после его ратификации Российской Федерацией, он вступил в силу. В настоящее время Сторонами Протокола являются 178 государств.

Киотский протокол накладывает конкретные количественные обязательства на развитые страны и страны с переходной экономикой, в т.ч. и Россию (Стороны Приложения I к РКИК) по сокращению или ограничению национальных объемов антропогенных выбросов парниковых газов в первый период его действия (2008-2012гг.) по сравнению с уровнем базового 1990 года:

ЕС - 92 % (с внутренним перераспределением);

США - 93%;

Япония, Польша, Венгрия, Канада - 94%;

Россия, Украина - 100%;

Норвегия - 101%;

Австралия - 108%;

Исландия - 110%.

Согласно Приложению А к Киотскому Протоколу к парниковым газам (ПГ) относятся: двуокись углерода (CO2); закись азота (N2O); метан (CH4); гексафторид серы (SF6); перфторуглероды (PFCs или ПФУ); гидрофторуглероды (HFCs или ГФУ).

Оценка выбросов каждого типа ПГ для энергетики приведена ниже.

Двуокись углерода (СО2) – основная составляющая продуктов сгорания органического топлива; в незначительных количествах образуется при тлении угля на угольных складах, а также при работе автотранспорта (около 98-99 % выбросов всех ПГ).

Закись азота (N2O) в незначительных количествах образуется при сжигании органического топлива (около 1 %).

Метан (CH4), а точнее природный газ, основной составляющей которого являются метан и другие углеводороды, на электростанциях выбрасывается вследствие его утечек из станционного газового хозяйства, при растопке котлов, а также в качестве основной составляющей углеводородов, выделяется при сливе жидкого топлива из ж/д цистерн и вследствие испарения из баков мазутохранилищ (менее 1 %).

Гексафторид серы (SF6) или элегаз выбрасывается вследствие его утечек от элегазового электротехнического оборудования (менее 0, 01 %).

Перфторуглероды (ПФУ) и гидрофторуглероды (ГФУ) нехарактерны для предприятий электроэнергетики.

Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН об изменении климата является первым международным документом обязательного действия, накладывающим ограничения на экологическую деятельность предприятий. Он вводит в обращение рыночные инструменты, обеспечивающие выполнение установленных обязательств наиболее эффективным способом. В настоящее время на повестке дня международного сообщества стоит вопрос об обязательствах стран на посткиотский период (на период после 2012 года).

Поскольку основным источником антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу является сжигание ископаемого топлива, для выполнения своих обязательств по КП странам необходимо предпринимать меры по сокращению или ограничению его потребления, повышению эффективности использования энергии, разработке и более широкому использованию возобновляемых источников энергии и инновационных низкоуглеродных технологий. В настоящее время происходит формирование глобальных экологических рынков с обращением на них финансово-экологических инструментов («разрешения на выбросы», «единицы условного количества»).

Для полноправного участия в механизмах Киотского протокола сторона должна соответствовать международным требованиям или так называемым критериям приемлемости, выполнение которых необходимо защитить перед международным сообществом в лице Секретариата РКИК. В зависимости от соответствия стороны всем этим критериям, определяют, по какому варианту будет проходить процедура реализации ПСО в стране.

КП для снижения выбросов наиболее экономически целесообразным способом в дополнение к национальным мерам установил 3 механизма взаимодействия между странами, а именно:

· проекты совместного осуществления;

· торговля выбросами;

· механизм чистого развития (касается технологической и финансовой помощи развивающимся странам).

Проекты совместного осуществления (ПСО) могут быть реализованы в следующем порядке: страна, которая испытывает трудности с выполнением своих количественных обязательств по КП (или отдельная компания этой страны), готова вкладывать инвестиции в реализацию проектов, сокращающих выбросы ПГ в другой стране (компании), где стоимость сокращения выброса одной тонны СО2 значительно ниже. Полученные в результате реализации таких проектов «единицы сокращения выбросов» могут быть переданы инвестирующей стороне в зачет ее обязательств. Осуществление ПСО возможно между двумя юридическими лицами при условии, что проект одобрен правительствами этих стран.

Торговля правами на выбросы означает, что одни страны, имеющие (в соответствии с Приложением В к КП) обязательства по ограничению выбросов, могут покупать у других стран (указанных в Приложении В) неиспользованные квоты на выбросы.

Принципиальное различие между этими двумя механизмами заключается в том, что один из них связан с реализацией конкретных проектов, сокращающих выбросы ПГ, в то время как второй допускает прямую продажу избытка квот, выделенных стране, вне зависимости от причин возникновения этого избытка.

Применение странами каждого из механизмов возможно при условии выполнения определенных условий и прохождения установленных процедур. В зависимости от количества и качества выполнения процедур страна, согласно КП, будет иметь доступ к тем или иным механизмам, предусмотренным КП.

 

Особое значение для нашей страны и российской электроэнергетики имеет механизм проектов совместного осуществления. Проект совместного осуществления (ПСО) – проект, приводящий к сокращению выбросов парниковых газов, и оформленный в соответствии с требованиями ст. 6 Киотского протокола. Согласно статье 6 Киотского протокола, основное требование к ПСО состоит в том, что проект должен приводить к дополнительному сокращению выбросов по отношению к любым сокращениям, которые имели бы место без реализации данного проекта. Дополнительность − это требование, относящееся к использованию механизмов гибкости Киотского протокола. Эти механизмы должны быть дополнительными к внутренним мерам, направленным на выполнению обязательств по сокращению/ограничению выбросов. Внутренние меры являются основным элементом работы каждой Стороны КП, направленной на выполнение обязательств по сокращению/ограничению выбросов.

В методических документах по ПСО, принятых Исполнительным советом механизма чистого развития, для обоснования дополнительности проекта предлагается доказать хотя бы одно из следующих утверждений:

· проект в обычных условиях экономически нежизнеспособен и без привлечения инвестиций в обмен на сокращение выбросов не может быть реализован.

· существуют более привлекательные с экономической точки зрения альтернативы данному проекту, которые можно реализовать при существующих экономических, политических и прочих условиях. Самый простой пример альтернативы – это продолжение существующей практики (замена оборудования на аналогичное).

· для реализации проекта в обычных условиях имеются серьезные препятствия (барьеры), которые отсутствуют в альтернативных вариантах проекта. Барьером могут считаться, например, повышенные риски вложений в новые технологии снижения выбросов ПГ, которые планируется применять в ПСО. Данные барьеры преодолеваются за счет привлечения углеродных инвестиций.

Из выше сказанного следует, что проект, строительно-монтажные работы по которому начались до подключения его к киотским механизмам (например, за счет собственных или заемных средств и без привлечения углеродного финансирования), приравнивается к внутренним мерам, направленным на выполнению обязательств по сокращению/ограничению выбросов и не может считаться дополнительным. Следовательно, такой проект не удовлетворяет требованиям КП.

 

 

Рис. 11.8.1. Схема реализации ПСО в России.

Проектный цикл подготовки ПСО включает следующие этапы (см. рис. 11.8.1):

1) Подготовка предварительной информации о проекте (PIN) – документ, содержащий информацию об участниках проекта; описание деятельности по проекту; описание того, каким образом произойдет снижение выбросов парниковых газов (ПГ) при реализации проекта; предварительный расчет единиц сокращенных выбросов (ЕСВ) ПГ и предварительную схему финансирования проекта. PIN разрабатывается с целью представления проекта потенциальному покупателю ЕСВ, для принятия решения об инвестировании проекта, финансировании разработки PDD и детерминации;

2) Разработка проектного документа (PDD) – документ, содержащий доказательство условия дополнительности проекта; расчет, обоснование и доказательство получаемых ЕСВ ПГ; план мониторинга и верификации получаемых ЕСВ; воздействие на окружающую среду и мнения заинтересованных сторон. Проектный документ (PDD) является основным документом, на основании которого принимается решение уполномоченными организациями о придании проекту статуса ПСО;

3) Регистрация проекта в национальном уполномоченном органе и уполномоченном органе Стороны Киотского протокола (КП), которая приобретает ЕСВ.Цель данного этапа заключается в выполнении положений статьи 6 КП, одним из условий которой является утверждение проекта участвующими Сторонами, как ПСО;

4) Подготовка Отчета о детерминации – документ, содержащий оценку проекта независимым экспертом (валидатором), аккредитованным при Секретариате РКИК ООН, на соответствие руководящим принципам для осуществления статьи 6 Киотского протокола (КП). Валидатор проводит экспертизу проектного документа (PDD), подтверждает или не подтверждает заявленный объем ЕСВ и выдает заключение, отвечает ли проект требованиям Киотского протокола;

5) Регистрация проекта в Комитете по надзору за соблюдением статьи 6 КП. На основании представленных в Комитет по надзору проектного документа (PDD), отчета по детерминации и свидетельств об утверждении проекта участвующими Сторонами производится регистрация проекта и придание ему статуса ПСО.

Электроэнергетика является основным источником выбросов парниковых газов от антропогенной деятельности. Сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) при реализации проектов строительства и реконструкции ТЭС достигается по двум основным направлениям:

· использование в проекте менее углеродно-интенсивного топлива;

· снижение удельного расхода топлива на единицу отпущенной энергии.

Углеродная интенсивность топлива – это количество СО2, образующегося при сжигании тонны конкретного вида топлива, и характеризуется коэффициентом эмиссии, который составляет:

· для угля – 2, 76 тоннСО2/тут, (наибольшие выбросы СО2);

· для мазута – 2, 28 тоннСО2/тут;

· для газа – 1, 62 тоннСО2/тут.

Как видно из представленных данных уголь характеризуется наибольшей углеродной интенсивностью.

Для оценки сокращения выбросов по проекту применяется т.н. фактор эмиссии - это количество СО2 образующегося при производстве 1 кВтч или 1 Гкал (гСО2/кВтч или кгСО2/Гкал).

Для достижения сокращения выбросов парниковых газов при реализации проектов строительства и реконструкции ТЭС должно быть соблюдено следующее правило: новая или реконструируемая мощность должна обеспечить замещение (вывод) эквивалентной мощности, а фактор эмиссии у новой и(или) реконструируемой мощности должен быть ниже фактора эмиссии замещаемой мощности.

При новом строительстве объектом замещения является электроэнергия, поставляемая в ЕЭС от ТЭС, сжигающих различные виды топлива. Для ЕЭС России доминирующим видом топлива является газ, и фактор эмиссии имеет значение около 500 гСО2/кВтч.

К проектам по снижению выбросов парниковых газов в энергетике относятся следующие типы проектов:

· повышение эффективности производства тепла и электроэнергии с внедрением современного оборудования (ПГУ, ГТУ и т.п.);

· возобновляемые источники энергии (ГЭС, ВЭС, ГеоЭС, ПЭС, СЭС, установки сжигающие биотопливо). В гидроэнергетике в качестве ПСО принимаются проекты строительства русловых ГЭС; строительства ГЭС с отношением установленной мощности к площади водохранилища превышающим 4 Вт/м2 ; реконструкции или техперевооружения ГЭС с увеличением отпуска электроэнергии без увеличения площади существующего водохранилища;

· перевод станций на более чистое топливо (т.е. с угля на газ или с мазута на газ);

· использование попутного, факельного газа для выработки энергии;

· совершенствование систем теплоснабжения и комбинированной выработки тепла и электроэнергии (пенополиуретановая изоляция, замещение котельных и т.п.);

· локальное совершенствование технологий и мероприятия по энергосбережению (частотно-регулируемые приводы, гидромуфты, турбины малой мощности взамен редукционно-охладительных установок, турбодетандеры и др.).

Регистрация проектов совместного осуществления в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 года №332 «Опорядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

Международная регистрация проектов ПСО может проводиться до 2012 года. В июне 2007 года на встрече G8 в Германии мировые лидеры приняли политическое решение о начале совместных действий по снижению выбросов парниковых газов. Международная конференция на о.Бали в декабре 2007 года, участниками которой стали более 200 стран, приняла так называемый переговорный мандат, определяющий формат и сроки принятия решений по будущим (после 2012 г.) обязательствам конкретных стран, с целью принятия через 2-3 года нового Протокола к РКИК ООН о сокращении выбросов. В развитие переговорного процесса в 2009 году в Копенгагене (Дания) состоятся переговоры стран-участниц Киотского протокола по достижению соглашения о сокращении выбросов парниковых газов на посткиотский период, т.е. начиная с 2013 года.

Следует отметить, что в целом технический потенциал сокращения выбросов парниковых газов в российской электроэнергетике составляет свыше 100 млн. т СО2. Использование этого потенциала в полном объеме может позволить привлечь в электроэнергетическую отрасль России около 700 млн. евро углеродных инвестиций.

ОАО РАО «ЕЭС России», учитывая позитивные перспективы применения положений Киотского протокола в электроэнергетике России, в 2000 году приняло решение о создании Некоммерческой инвестиционной экологической организации «Энергетический углеродный фонд» (ЭУФ). Фонд начал проводить работы по углеродной тематике еще до ратификации Российской Федерацией Киотского протокола. Стратегическая цель ЭУФ максимальная капитализация экологического ресурса путём:

· продажи единиц сокращённых выбросов и направления вырученных средств в проекты повышения энергоэффективности и улучшения экологических показателей;

· создания внутрикорпоративных механизмов, обеспечивающих достижение экологических показателей с минимальными издержками;

· привлечения ресурсов к реализации экологических проектов;

· управления сопутствующими ресурсами и их распределения между участниками проекта.

Энергетическим углеродным фондом проведен расчет выбросов парниковых газов в электроэнергетике на период до 2020 года для базового и максимального вариантов развития энергетики, предусмотренных Генеральной схемой размещения объектов энергетики до 2020 года для предприятий холдинга ОАО «РАО ЕЭС России», Росэнергоатома, ОАО «Татэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Башкирэнерго», блок-станций и независимых производителей.

По результатам расчета для базового варианта к концу первого бюджетного периода (за 2012 год) выбросы парниковых газов по отрасли составят 655, 9 млн.т СО2, (82, 7% от уровня 1990 года); к концу второго бюджетного периода (за 2017 год) – 738, 6 млн.тСО2, (93, 1% от уровня 1990 года); уровень 1990 года будет достигнут после 2020 года. Для максимального варианта к концу первого бюджетного периода (за 2012 год) выбросы парниковых газов по отрасли составят 708, 3 млн.тСО2, (89, 3% от уровня 1990 года); к концу второго бюджетного периода (за 2017 год) – 918, 8 млн.тСО2, (115, 8% от уровня 1990 года); уровень 1990 года будет достигнут в начале 2015 года.

Представленный расчет показывает, что в первом бюджетном периоде 2008-2012гг. реализация квот на выбросы парниковых газов позволит привлечь углеродное финансирование в инвестиционные проекты и не приведет к ограничениям промышленного роста в стране.

Первым проектом в России по применению механизмов Киотского протокола для модернизации российской энергетики стало заключение соглашения с Датским агентством по охране окружающей среды (DEPA) о продаже единиц сокращений парниковых газов, полученных при модернизации ТЭЦ в Хабаровском крае и Оренбургской области. Проектом была предусмотрена реконструкция Амурской ТЭЦ-1 в Хабаровском крае с переводом двух котлов на сжигание газового топлива, а также модернизация Медногорской ТЭЦ в Оренбургской области, где установят новую паровую турбину и две газотурбинные установки с паровыми котлами-утилизаторами. Объемы инвестиций оцениваются соответственно в 9 млн. и 11 млн. евро. В результате реализации проекта выбросы на Амурской ТЭЦ-1 сократятся на 1 млн. тонн углекислого газа, а на Медногорской ТЭЦ - на 210 тысяч тонн.

Всего же энергокомпаниями РАО «ЕЭС России» совместно с ЭУФ разработано 30 проектов совместного осуществления в электроэнергетике, которые позволяют заключить инвестиционных контрактов общим объемом сокращения выбросов более 10 млн. тонн СО2экв. Энергетический углеродный фонд заключил агентские договоры и предварительные инвестиционные контракты с генерирующими компаниями общим объемом сокращения выбросов более 20 млн. тонн СО2экв.

Механизм чистого развития (МЧР) учрежден в рамках статьи 12 Киотского протокола и основывается на том, что Стороны, включенные в Приложение I к РКИК (развитые страны и страны с переходной экономикой), могут использовать для выполнения своих обязательств по Протоколу «сертифицированные сокращения выбросов» (ССВ), полученные в результате осуществления проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или увеличение абсорбции парниковых газов, на территории стран, не включенных в Приложение I (развивающиеся страны). Помимо достижения Сторонами Приложения I к РКИК своих количественных обязательств по Киотскому протоколу, МЧР должен способствовать развивающимся странам в обеспечении их устойчивого развития.

В отличие от других киотских механизмов ССВ по проектам МЧР могут быть выпущены уже с 2000 года, а не с 2008, и передаваться Сторонам Приложения I к РКИК для обеспечения соблюдения ими своих обязательств по Киотскому протоколу в первый период с 2008 по 2012 гг.

Сертификация сокращений выбросов происходит исходя из критериев добровольности участия стран, «реальных, измеримых и долгосрочных преимуществ» проектов, а также дополнительности полученных сокращений парниковых газов, т.е. сокращение должно быть более значительным, чем то, которое имело бы место в случае отсутствия зарегистрированной деятельности по проекту МЧР.

Страна, на территории которой реализуется проект МЧР, называется Принимающей Стороной, обязательными условиями для участия которой являются ратификация Киотского протокола и назначение национального органа по МЧР.

Ответственным органом, регулирующим деятельность в рамках МЧР, является Исполнительный комитет (ИК МЧР). Принципы его работы прописаны в Марракешских Соглашениях. Окончательно они были одобрены на Первом Совещании Сторон Киотского протокола в Монреале в 2005 году. Несмотря на это, МЧР и его Исполнительный комитет начали свою работу по завершении Седьмой сессии Конференции Сторон РКИК в Марракеше в 2001 году.

К основным задачам ИК МЧР относятся одобрение и регистрация предлагаемых проектов в качестве проектов МЧР; также ИК МЧР утверждает новые методологии по проектам, создает и поддерживает реестр МЧР, обеспечивает доступ общественности к техническим отчетам и выполняет другие функции.

 

11.9. Оперативное управление






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.