Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электроэнергетика и окружающая среда






Усиление экологических приоритетов в мировой и российской политике, формирование либерализованного рынка электроэнергии, привлечение инвестиционных ресурсов в энергетическую отрасль предопределили увеличение роли экологической составляющей в энергетическом секторе экономики.

В течение последних десяти лет на международных форумах и конференциях, встречах «Группы восьми» вопросам гармонизации развития электроэнергетики и окружающей среды, включая совершенствование технологий, изменение структуры потребляемых топлив, снижение нагрузки на климатическую экосистему уделялось первоочередное внимание. Международное энергетическое агентство (МЭА) по просьбе лидеров стран «Группы восьми» в 2006 году разработало альтернативные сценарии и стратегии до 2050 года экологически чистой, эффективной и конкурентоспособной энергетики будущего, которые необходимо учитывать и при определении перспектив развития российской электроэнергетической отрасли. *)

Воздействие электроэнергетики России на окружающую среду (см. 1.5.1) характеризуется следующими показателями:

· валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (сернистого ангидрида, окислов азота, твердых зольных частиц) составляют около 3 млн. т в год, а парниковых газов — около 500 млн. т;

· объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, — свыше 600 млн. м3;

· площадь земель, занятая под золоотвалы, составляет более 22 тыс. га;

· удельные значения выбросов при сжигании твердого топлива составляют: SO2 — 15 кг/ т. у.т., NOx — 3, 4 кг/ т. у.т.; твердых частиц — 12 кг/ т. у.т.; СО2 при сжигании природного газа составляют — 1, 62 т/т. у.т., мазута — 2, 28 т/т. у.т., твердого топлива — 2, 76 т /т у.т.;

· удельный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, составляет около 1 м3/МВт.ч.

На долю тепловой электроэнергетики России приходится (по отношению к общим показателям по Российской Федерации):

- около 16% от общего объема загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников;

- около 25% от общего объема выбросов парниковых газов в атмосферу;

- более 3% от объема сброса загрязненных сточных вод;

- около 2% накопленных твердых отходов (золы и шлаки ТЭС).

Поэтому повышение экологической эффективности деятельности предприятий электроэнергетики является одним из наиболее важных условий обеспечения устойчивого развития как отрасли, так и страны в целом.

За период 2005-2007 гг. производство электроэнергии на тепловых электростанциях выросло на 6, 8% и в 2007 году ТЭС РАО «ЕЭС России» выработали 577, 8 млрд. кВт.ч, что на 37, 0 млрд. кВт.ч больше, чем в 2005 году. В этот же период (2005-2007 гг.) имело место увеличение абсолютных объемов выбросов загрязняющих веществ ТЭС РАО «ЕЭС России» на 107, 3 тыс.т. В 2007 году ТЭС РАО «ЕЭС России» выбросили 2767, 1 тыс.т загрязняющих веществ, что на 4, 0% больше, чем в 2005 году. Однако негативное влияние на окружающую среду могло быть и большим без внедрения на ТЭС РАО «ЕЭС России» природоохранных мероприятий.

Снижение воздействия объектов электроэнергетики на окружающую среду достигается:

· созданием современной нормативно-правовой базы по экологии электроэнергетики;

· внедрением наилучших существующих технологий (НСТ) при производстве, транспорте и распределении тепловой и электрической энергии;

· применением на предприятиях электроэнергетики системы экологического менеджмента (СЭМ).

Нормативно-правовая база в области экологии совершенствуется и развивается как в Российской Федерации, так и на международном уровне. На всех стадиях жизненного цикла электростанции, включая проектирование, эксплуатацию и реконструкцию, обязательным условием является обеспечение национальных природоохранных стандартов и соблюдение международных конвенций в области охраны окружающей среды. В настоящее время природоохранную деятельность в Российской Федерации на объектах электроэнергетики регламентируют порядка 220 нормативно-правовых и нормативно-методических документов. Перечень этих документов включает в себя:

· федеральные законы («Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», " Водный кодекс" и др.);

· документы, утвержденные постановлениями и распоряжениями Правительства РФ (" Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", " О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", " Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" и др.);

· отраслевые и межотраслевые нормативно-методические и нормативно-технические документы, включая руководящие документы, инструкции, методики и пр. (" Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных", " Методика определения валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от котлов тепловых электростанций", " Правила организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и в котельных", " Определение токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний", " Определение токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по изменению уровня флуоресценции хлорофилла и численности клеток водорослей" и др.).

Базирующаяся на действующей российской нормативно-правовой базе система природоохранной деятельности может быть кратко охарактеризована следующим образом:

· устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в конкретном регионе, измеряемые на уровне органов дыхания человека, и предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ, определяемые региональными природоохранными органами в разрезе по предприятиям, расположенным в регионе (формирование томов ПДВ);

· нормы ПДВ обеспечивают независимую дифференциацию предприятий региона по степени их экологического воздействия на окружающую природную среду. Нормы ПДК позволяют предотвратить размещение новых производств даже с более низким воздействием на окружающую среду (по сравнению с действующими производствами) в " экологически напряженных регионах";

· в ряде случаев предприятия работают не в режиме ПДВ, а в режиме ВСВ - временно согласованных выбросов, размер которых превышает ПДВ и устанавливается природоохранными органами на период до пяти лет;

· в Российской Федерации в настоящее время действует порядок суммации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (установленный еще в СССР), который не имеет аналогов в международной практике. В соответствии с этим порядком устанавливаются нормативы не только выбросов конкретных загрязняющих веществ, но и их суммарный норматив, определяемый по специальной формуле с применением коэффициентов суммации. Поэтому установленные для электростанций жесткие нормативы выбросов на практике зачастую не выполняются.

Основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы с целью управления воздействием электроэнергетики на окружающую среду являются:

· оптимизация и приведение в соответствие с международно-правовыми нормами экологических стандартов качества окружающей среды;

· установление и внедрение на электростанциях технических нормативов по выбросам и сбросам, основанных на использовании НСТ;

· определение путей поэтапного доведения экологических показателей ТЭС до уровня, обеспечивающего выполнение обязательств по Конвенциям и Протоколам ООН (в т.ч. Конвенции ООН «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» и связанных с ней Протоколов, Рамочной Конвенции ООН по изменению климата и Киотского протокола);

· разработка процедуры Стратегической экологической оценки политик, планов и программ развития электроэнергетики.

Принимая во внимание долгосрочный характер решений в области энергетики и экологии, актуальным является учет планируемых изменений в национальном природоохранном законодательстве (включая необходимость скорейшего принятия федерального закона " О плате за негативное воздействие на окружающую среду"), гармонизации его с международным законодательством и анализ прогнозируемых показателей экологической эффективности энергетической системы Европейского Союза и других зарубежных стран.

Действующая зарубежная нормативно-правовая база по природоохранной деятельности кратко характеризуются следующим образом: предприятие не находится в прямой зависимости от ПДК в конкретной местности, а обязано соответствовать техническим нормативам выбросов (дифференцированно установленных для различных видов оборудования) и применять наилучшие существующие технологии. При этом в развитых зарубежных странах размер экологических платежей выше, чем в Российской Федерации.

Примерами важнейших международных конвенций, соглашений и директив в области природоохранной деятельности являются следующие:

· «Рамочная конвенция ООН об изменении климата» и Киотский протокол к ней;

· Конвенция ООН «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния»;

· Директивы (92/43/ЕЕС по сохранению природной среды, а также дикой флоры и фауны; 85/337/EEC по оценке воздействия определенных государственных и частных проектов на окружающую среду; 96/61/EC по комплексному контролю и предотвращению загрязнений; 2001/77/ЕС по мерам, способствующим производству электроэнергии от возобновляемых источников энергии на внутреннем рынке электроэнергии и др.).

В последние годы в странах ЕС и США постоянно вводятся нормативы на выбросы в атмосферу новых загрязняющих веществ. Так, в США уже более 10 лет помимо ограничения общей концентрации частиц действует стандарт РМ10 и четвертый год — стандарт РМ2.5, определяющие максимальные допустимые концентрации выбросов тепловыми электростанциями твердых частиц диаметром менее 10 и 2, 5 мкм соответственно.

Сценарии ускоренного технологического развития (АСТ, Accelerated Technology), разработанные Международным энергетическим агентством (МЭА), показывают, что применение наилучших существующих (или разрабатываемых) технологий позволяет обеспечить гораздо более оптимистичное будущее для мировой энергетики. Эти сценарии демонстрируют, что к 2050 г. меры по повышению эффективности использования энергии позволят снизить потребление энергии на треть по сравнению с «базовым сценарием».*)

В России категории «наилучшая существующая технология» - НСТ и «технологический норматив» пока формально не введены. Эти понятия определены проектом Федерального Закона РФ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», который находится в стадии разработки и рассмотрения уже несколько лет (с декабря 2002 года).

Плательщик наделяется правом выбирать систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду в целях исчисления и взимания платы. Хозяйствующие субъекты, которые применяют в своей деятельности наилучшие существующие технологии и при этом не выходят за пределы нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, платят без повышающего коэффициента; за величину превышения ориентированного на НСТ норматива воздействия плата взимается с пятикратным повышающим коэффициентом.

Законопроектом предусматривается трехлетний период для перехода от существующей - основанной на санитарно-гигиенических принципах - системы нормирования (в целях взимания платы) к технологической системе нормирования (в целях взимания платы).

Критерии отнесения технологий к НСТ пока не определены.

Под НСТ понимается «технология производства продукции (работ, услуг), основанная на последних достижениях науки и техники, имеющая сертификат НСТ аккредитованной в органах технического регулирования организации, внесенная в государственный реестр НСТ, при реализации которой достигается наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу произведенной продукции (работы, услуги), имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов».

В Евросоюзе большое внимание уделяется стимулированию перехода экономики к наилучшим технологиям по производству и использованию энергии. Для создания равновесия между требованием минимизировать загрязнение и реальными техническими возможностями, Директивой Совета Европейского Союза 96/61/ЕС предусмотрено применение механизма расчёта показателей воздействия на основе " наилучших доступных технологий" (НДТ). В условиях, когда на предприятия оказывается постоянное административное и общественное давление с требованием снижения уровня загрязнений, данный механизм позволяет выявить и отобрать реально существующие экономически эффективные технологии для каждой из отраслей, оказывающей специфическое вредное воздействие на окружающую среду, и на основании собранных данных определять достижимые требования. НДТ используются для определения указываемых в разрешении предельных величин выбросов, эквивалентных параметров и технических мер, без предписания использовать какую-либо технологию или специальные методы, но с учетом технических характеристик объекта, его географического расположения и местных условий окружающей среды.

Финансовый механизм реализации экологической политики энергетики России включает в себя создание инвестиционной системы реализации экологических проектов и программ. Важной частью этого механизма мог бы стать возврат части средств (до 70%) от платы генерирующих компаний за загрязнение окружающей среды на реализацию природоохранных мероприятий на электростанциях.

Возможные источники финансирования природоохранной деятельности: собственные средства энергопредприятий (в первую очередь включение экологической составляющей в тарифы на тепловую и электрическую энергию); федеральный, региональный и местный бюджеты, а также долгосрочные кредиты, в том числе иностранные. К числу потенциальных зарубежных инвесторов, которые на определенных условиях могут предоставить льготные кредиты и гранты, инвестируемые в природоохранные проекты, относятся Глобальный экологический фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Финансовая корпорация стран Северной Европы в области охраны окружающей среды.

Новыми источниками финансирования природоохранной деятельности в электроэнергетике могут стать (см. 11.8.3):

· в настоящее время - «углеродные» кредиты;

· в перспективе - использование средств по схеме «зеленых» инвестиций, продажа прав на выбросы оксидов серы и азота, положительно себя зарекомендовавшая за рубежом в качестве рыночного механизма управления состоянием окружающей среды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.