Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальная деятельность, ее учет и оценка






В электроэнергетике значительные средства направлялись и направляются на создание как материально-технической базы электроэнергетики, так и на интеллектуальную деятельность. Внедрение технических и организационно-управленческих инноваций позитивно влияет на технологию производства и экономику энергокомпаний. Определенную роль для улучшения финансового положения энергокомпаний и повышения их капитализации может играть учет ранее созданных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) как нематериальных активов (НМА), их коммерческое использование.

РИД можно условно разделить на несколько категорий.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) – результаты интеллектуального труда, создаваемые в процессе научной, проектной и производственной деятельности, включая базы данных и программы для ЭВМ, защищенные охранными документами. Их отличительными признаками является наличие документального подтверждения их существования и права на использование (в виде патентов, свидетельств, лицензий, договоров) и возможность учета в балансе компании напрямую в виде нематериальных активов. Данные РИД могут создавать новую собственность напрямую и использоваться в гражданско-правовом обороте для создания новых и улучшения существующих продуктов и услуг, снижения издержек и т.д.

РИД, существование которых может быть подтверждено документально, и отражено на балансе предприятия в качестве НМА по действующим в РФ правилам бухгалтерского учета только в случае купли-продажи компании: «деловая репутация» (гудвилл), оцениваемая как разница между стоимостью компании как единого целого и стоимостью ее активов и обязательств. Указанная категория РИД представляет собой интеллектуальный капитал, состоящий из:

· организационного капитала – выражающего ценность организационной структуры и качества управления компанией;

· человеческого капитала, включающего в себя квалификацию, опыт, знания и творческие способности персонала и руководителей;

· социального капитала – качества отношений как внутри компании, так и вовне – системы отношений с поставщиками, потребителями, обществом в целом.

РИД, имеющие потенциальную коммерческую ценность в рыночном обороте в силу неизвестности их другим лицам: ноу-хау, научная, техническая, производственная информация.

Использование имеющихся РИД и совершенствование инновационной деятельности позволяет обеспечить:

· рост капитализации – за счет организации учета результатов интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов;

· дополнительные доходы – за счет коммерческого использования принадлежащих компаниям результатов интеллектуальной деятельности;

· рост производственно-экономической эффективности – за счет внедрения приобретенных или разработанных производственно-технических и организационно-управленческих инноваций.

Каждое из этих направлений имеет свою схему реализации.

Так, рост капитализации компании достигается путем перевода РИД в НМА. Для этого необходимо проведение соответствующей экспертизы РИД, оформление прав на РИД как на объект интеллектуальной собственности и последующая постановка на учет как НМА (см. рис. 11.6.1)

Рис. 11.6.1

Однако при учете РИД как НМА существуют риски:

· возникновения негативных налоговых последствий (если НМА не приносят дохода, амортизация РИД не будет признана расходом для целей исчисления налога на прибыль),

· возникновения разногласий с потенциальными инвесторами в связи с неоднозначностью подходов к оценке стоимости РИД.

 

Вероятность получения значимых результатов только от учета ранее созданных РИД (введения их в гражданско-правовой оборот как НМА) весьма невелика – по существу они уже учтены в реальной рыночной стоимости энергокомпаний. Получение дополнительных доходов от коммерческого использования имеющихся РИД начинается с анализа имеющихся РИД, маркетинговых исследований для определения потенциального спроса на них, проведение «предпродажной подготовки», выведения РИД на рынок, определение условий и оформление договорных отношений на использование РИД сторонними организациями (см. рис. 11.6.2).

Рис. 11.6.2

В электроэнергетике тиражирование имеющихся инноваций является актуальным в силу наличия большого количества типизированного оборудования, идентичных технологических и управленческих процессов. Однако, в условиях реформирования электроэнергетики, с учетом активно проводимого технического перевооружения энергообъектов, организационно-структурных изменений и смены собственников, созданные ранее РИД могут оказаться невостребованными. Кроме того, по некоторым РИД затраты на их создание, оценку и юридическую защиту могут превысить потенциальную выгоду. Поэтому принятие решений как по постановке РИД на учёт в виде НМА, так и решений о коммерческом использовании ранее созданных РИД в каждом случае должно основываться на сопоставлении потенциальных выгод и затрат. Этим целям призван служить инновационный аудит.

Основные этапы проведения инновационного аудита:

Этап Результат
1. Инвентаризация Реестр РИД
2. Структурирование Структурированный перечень по видам РИД (ИС, ноу-хау и др.)
3. Проведение оценки стоимости РИД Оцененный РИД
4. Анализ возможности использования РИД (по видам) и потенциального результата Оценка доходов от использования РИД
5. Определение механизмов и инструментов использования РИД (патентование, защита ноу-хау и др.) Оценка расходов на использование РИД
6. Сопоставление потенциальных результатов использования РИД с затратами на получение результата Принятие решения об использовании РИД

 

Несомненно, наибольший потенциал повышения эффективности деятельности энергокомпаний заложен в разработке и внедрении инноваций – как производственно-технологических, так и организационно-управленческих (см. рис. 11.6.3).

Рис. 11.6.3

На первом этапе предполагается выявление интересов энергокомпаний как пользователей инноваций и изучение предложений разработчиков (правообладателей) инноваций. По востребованным инновациям должна быть проведена техническая и правовая экспертиза, а также технико-экономический анализ, включающий в себя маркетинг и оценку. Вышеперечисленное можно отнести к этапу формирования технико-коммерческого предложения по данной инновации. На этапе внедрения решается вопрос финансирования, которое может осуществляться финансовыми институтами (венчурными фондами, банками, инвестиционными компаниями), а также потенциальными пользователями инноваций (например, энергокомпаниями). В этом случае у энергокомпаний возникает право собственности на инновацию, возможность ее учета как НМА и последующего коммерческого использования. После решения вопроса финансирования организуется производство и внедрение.

Реализация любой из вышеописанных схем предполагает оценку эффективности инновационных проектов.

Инновационные проекты должны оцениваться на основе общих принципов оценки эффективности инвестиционных проектов (см. гл. 11.4). При этом необходимо учитывать, что инновационные проекты, как правило, являются высокорисковыми, и в этой связи требуют специального анализа рисков. Одним из подходов к оценке рисков инновационных проектов является введение поправок на риск с учетом:

· реального состояния инновационной деятельности в энергокомпаниях;

· реально существующих проблем и сложностей;

· «узких мест» для определения приоритетного направления инноваций;

· возможностей по учёту РИД как НМА;

· возможностей по коммерческому использованию имеющихся в компании РИД.

Как следует из приведенных выше схем, для эффективной инновационной деятельности необходимо участие в ней организаций (специалистов) различного профиля (технических экспертов, оценщиков, патентоведов, специалистов по управлению проектами и т.д.). При этом, все участники инновационной деятельности должны действовать согласованно, не создавая узких мест и препятствий на всём цикле инновационного процесса: от проведения научных исследований и разработок до создания, освоения производства и выведения на рынок новой наукоемкой продукции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.