Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура органов управления и контроля, модель управления






В широком смысле слова действующее законодательство об акционерных обществах в настоящее время представлено Гражданским кодексом, целым рядом федеральных законов и нормативных актов [9.1.6—9.1.12].

С практической точки зрения для анализа деятельности энергокомпаний — акционерных обществ важны ГК и законы, которые мы упрощенно обозначим как «законодательство об акционерных обществах» [9.1.6—9.1.8].

Особое значение для регулирования деятельности энергокомпаний — акционерных обществ имеет Федеральный закон «Об электроэнергетике», который устанавливает общие основы деятельности энергокомпании и, главное, особенности совершения сделок с определенным имуществом и правила управления акционерными обществами — инфраструктурными организациями в энергетике, действующими в форме акционерных обществ — Федеральной сетевой компании и Системного оператора.

Законодательство об акционерных обществах предусматривает создание нескольких уровней управления и контроля в виде различных органов.

Любая энергокомпания – акционерное общества может иметь два органа управления: общее собрание акционеров и единоличный исполнительный орган. С точки зрения действующего законодательства наличие таких органов в акционерном обществе обязательно и минимально необходимо для начала деятельности.

Закон закрепляет и возможность создания дополнительных органов управления: коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), совета директоров (наблюдательного совета). К числу органов контроля акционерного общества относится ревизионная комиссия (ревизор). В обществе может формироваться специальный орган — счетная комиссия для осуществления функций, связанных с подсчетом голосов на общем собрании акционеров (хотя в большинстве случаев функции счетной комиссии выполняет в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах специализированный регистратор).

Рассмотрим особенности каждого из названных органов.

Общее собрание акционеров законом названо высшим органом управления. Именно этот орган в структуре органов управления главный. Из данного требования закона следует, что собрание акционеров формирует все остальные органы (исключая случаи формирования единоличных исполнительных органов советом директоров).

По общему правилу общее собрание акционеров осуществляет свои функции самостоятельно. Акционерное общество обязано проводить общие собрания акционеров минимум 1 раз в год — не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Такие общие собрания акционеров являются годовыми.

Годовое общее собрание акционеров в обязательном порядке должно рассмотреть вопросы избрания совета директоров, назначение аудитора, избрание ревизионной комиссии, утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности, а также распределение прибыли. Помимо указанных вопросов годовое общее собрание акционеров может рассматривать и иные вопросы, отнесенные к его компетенции. Общие собрания акционеров, проводимые, наряду с годовыми общими собраниями, являются внеочередными.

Отметим, что в законе об акционерных обществах выделяется и еще один вид собрания - учредительное собрание, которое проводится на этапе создания акционерного общества путем учреждения. Это собрание имеет целью решить вопросы учреждения акционерного общества, а именно: утвердить устав общества; утвердить денежную оценку ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества; избрать органы управления и контроля общества, решить иные вопросы.

До 27 июля 2006 г. существовала еще одна разновидность собрания, имеющего сходство с собранием акционеров, как и учредительное собрание, — совместное общее собрание акционеров. Оно применялось при проведении реорганизации акционерных обществ. Однако данный вид собрания более в законодательстве и практике не применяется в связи с изменением правил реорганизации.

Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества — постоянно действующий, выборный коллегиальный орган управления, осуществляющий общее управление акционерным обществом. Фактически же совет директоров совмещает две различные функции — управление и контроль. Вопрос оптимальной численности совета директоров не имеет однозначного решения и зависит от индивидуальных особенностей акционерного общества. В соответствии с рекомендациями в области корпоративного управления* численный состав совета директоров должен обеспечить представление всех заинтересованных групп акционеров. Законодательство не предусматривает структурирования совета директоров, ограничиваясь требованиями о наличии его председателя. Нормативными актами государственных органов, носящими рекомендательный характер**, а также рекомендациями в сфере корпоративного управления предусматривается создание при советах директоров комитетов для укрепления функционирования совета директоров, и призванных улучшить надзор за осуществлением функции аудита, выдвижения и вознаграждения.

Комитет при совете директоров не является органом управления акционерного общества. Основная его функция — выработка рекомендаций совету директоров по вопросам компетенции последнего.

Наибольшее распространение в России получили комитеты по аудиту (контрольные комитеты) и комитеты по кадрам и вознаграждениям (комитеты по выдвижениям и вознаграждениям). В значительной степени этому способствовали требования ФКЦБ России (в настоящее время — ФСФР), в соответствии с которыми наличие указанных комитетов при совете директоров является обязательным требованием лишь для некоторых эмитентов.

Однако разновидность комитетов не ограничена указанными видами. Совет директоров акционерного общества может создавать и иные комитеты. Так, в энергетических компаниях практикуется создание при совете директоров технических комитетов — комитетов по надежности. Цель создания таких комитетов — повышение эффективности совета директоров по формированию и реализации технической политики энергокомпании. Функции комитета по надежности: выработка рекомендаций совету директоров по вопросам экспертизы инвестиционных программ и планов по ремонту энергообъектов; анализ их исполнения в отношении обеспечения требований комплексной надежности; оценка полноты и достаточности мероприятий по результатам аварий и крупных технологических нарушений, а также контроль их исполнения; контроль и оценка деятельности технических служб по обеспечению комплексной надежности работы энергетического оборудования и сооружений, а также по обеспечению нормального состояния основных фондов и доведения информации о прогнозируемых рисках надежности их функционирования.

Энергокомпании в процессе своей деятельности сохдают и иные комитеты. Так, к примеру, на момент окончания существования ОАО РАО «ЕЭС России» при совете директоров работали пять комитетов и одна комиссия: Комитет по стратегии и реформированию, Комитет по аудиту, Комитет по оценке, Комитет по кадрам и вознаграждениям, Комиссия по инвестициям и топливообеспечению инвестиционных проектов. Данные комитеты и комиссии играли важную роль в процессе подготовки заседаний совета директоров. Так, можно привести в пример деятельность только одного из комитетов - Комитет по стратегии и реформированию. Этот комитет, первоначально носивший название «Комитет по вопросам реформирования при совете директоров ОАО РАО «ЕЭС России» был создан решением совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 31 августа 2001 года (1 августа 2003 года он был переименован в Комитет по стратегии и реформированию при совете директоров ОАО РАО «ЕЭС России»). Комитет состоял из членов и экспертов. Комитет предварительно рассматривал все вопросы по структурным преобразованиям и формировал рекомендации совету директоров в области важнейших стратегических решений. Следует отметить, что, фактически, благодаря работе этого комитета, весь процесс реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» шел в тесном взаимодействии с миноритарными акционерами как самой головной компании, так и ее дочерних обществ.

Персональный состав советов директоров. Действующее законодательство не регулирует вопросы персональных требований к членам совета директоров, за исключением требования о запрете участия в советах директоров лиц, которые ранее были дисквалифицированы в установленном законом порядке.

Правила о дисквалификации распространяются и на деятельность энергокомпаний. Дисквалификация может назначаться только судьей и только в качестве основного наказания на срок от шести месяцев до 3 лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к некоторым иным лицам, в частности к арбитражным управляющим. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

В отношении единоличных исполнительных органов и членов коллегиальных исполнительных органов действие соответствующих норм административного законодательства подкрепляется наличием корреспондирующих положений в трудовом законодательстве. Трудовой договор прекращается если он заключен в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В отношении с членами совета директоров (наблюдательного совета) ситуация несколько иная, поскольку формально для прекращения их полномочий необходимо соблюдение определенных корпоративных процедур в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах». В остальном, вопрос о персональном составе совета решается через корпоративный контроль (корпоративную власть), т.е. определяется либо наличием пакета акций, который позволяет акционеру выдвинуть и избрать соответствующее лицо членов совета директоров, либо наличием акционерного соглашения, которым акционеры регулируют данный вопрос.

Исключением является деятельность публичных компаний, где правила листинга требуют наличия в составе совета директоров лиц, удовлетворяющих четко оговоренным нормативными актами ФСФР (ФКЦБ) критериям. Эти критерии близки к характеристикам независимых директоров.

В различных странах понятие «независимый директор» имеет свои особенности. В США независимый директор — правовое понятие, зафиксированное в законе Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) и имеющее законодательные критерии определения. В ряде европейских стран понятие «независимый директор» также зафиксировано на законодательном уровне, но не имеет четких и прозрачных критериев.

Существует множество подходов к определению независимости, которые для различных ситуаций формулируют различные негосударственные структуры, оказывающие акционерам услуги в области корпоративного управления. Нечеткость такого определения вполне компенсируется достаточно четкими критериями определения понятия «зависимого» директора. Зависимый директор, очевидно, может быть определен как директор, прямо либо косвенно владеющий более чем 10 акциями компании; как представитель государства; как лицо, оказывающее услуги компании на сумму более 10 тыс долл. в год; как лицо, представляющее интересы клиента, поставщика, кредитора, банкира либо иного лица и т.д.

Существует много трактовок этого термина различными исследовательскими организациями в области корпоративного управления и сравнения лучших практик управления (рейтинговые агентства, к примеру Standard & Poor’s).

Российская корпоративная практика не выработала свои окончательные требования к независимости директора. Законодательство содержит определение независимого директора в контексте регулирования особого порядка заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, т.е. такое определение применимо лишь для одного из элементов корпоративного управления. Более широкое определение независимости директора приводит Кодекс корпоративного поведения, рекомендованный к применению ФКЦБ России.

В настоящее время в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) функционирует общероссийский реестр независимых директоров. Он включает в себя данные о лицах, обладающих опытом управления и соответствующих иным критериям, предъявляемым РСПП. Инициатива РСПП по созданию реестра направлена на развитие института независимых директоров в России, способствование российским компаниям в подборе адекватных и профессиональных кадров и создание единого стандарта независимости директора в России.

Следует отметить, что в практике деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» и его дочерних обществ институт независимого директора использовался очень активно. По сути, на уровне крупнейших российских компаний (холдингов) это был первый опыт столь активного привлечения независимых директоров к управлению компаниями. Независимые директора участвовали в работе самого ОАО РАО «ЕЭС России» (И.А. Южанов, С. Ремес, Д. Херн), а также выдвигались ОАО РАО «ЕЭС России» как акционером в свои дочерние общества. Стандарты корпоративного управления ОАО РАО «ЕЭС России» предусматривали даже определенные квоты для независимых директоров. Независимые директора сыграли значительную роль в проведении реформы электроэнергетики. В настоящее время позитивная тенденция участия независимых директоров в энергокомпаниях сохраняется.

Исключая отдельные требования законодательства и бирж, отмеченные выше, акционеры, выдвигающие ту или иную кандидатуру и отдающие свои голоса за того или иного кандидата в совет директоров, руководствуются в первую очередь необходимостью защиты своих собственных интересов.

Исполнительные органы общества —единоличный, либо единоличный и коллегиальный орган(ы), осуществляющий текущее руководство акционерным обществом. Федеральным законом «Об акционерных обществах» предусматривается, что исполнительные органы могут состоять из единоличного органа (директор, генеральный директор, президент) или единоличного и коллегиального органов (правление, дирекция), при этом во втором случае единоличный орган директор возглавляет коллегиальный (является председателем правления).

Единоличный исполнительный орган и члены коллегиального исполнительного органа, по общему правилу, являются физическими лицами, за исключением случаев передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации. Назначение единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа производит общее собрание акционеров, если уставом эти полномочия не отнесены к компетенции совета директоров. Единоличный исполнительный орган представляет общество во всех отношениях и имеет право действовать без доверенности. Иные лица имеют право действовать от имени общества только при наличии доверенности, выданной единоличным исполнительным органом.

Законодательство предоставляет возможность передавать функции единоличного исполнительного органа в акционерных обществах управляющей организации (управляющему) — коммерческой организации (индивидуальному предпринимателю), оказывающей, в качестве предпринимательской деятельности услуги по управлению акционерным обществом в форме осуществления функций единоличного исполнительного органа.

По функциям, которые осуществляет управляющая организация, ее деятельность не отличается от деятельности генерального директора, поскольку она реализует тот же объем компетенции, что и исполнительные органы (генеральный директор и правление). Отличия управляющей организации от генерального директора заключаются в характере отношений с обществом, порядке назначения и порядке прекращения полномочий управляющей организации. Привлечение управляющей организации к осуществлению функций единоличного исполнительного органа осуществляется всегда по решению общего собрания акционеров. Собрание может рассматривать данный вопрос только по предложению совета директоров общества.

Почему акционеры принимают решение о целесообразности передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации? Причины и поводы для этого — антикризисное управление*, функционирование бизнеса как единого технологического комплекса, реформирование и т.д.

Основные преимущества управления через управляющую организации:

· возможность решения типовых задач (в сфере управления, экономики, финансов, тарифообразования и т.д.) одновременно по нескольким однопрофильным управляемым обществам единообразно и системно;

· возможность оперативного контроля и управления основными технологическими процессами в управляемом обществе;

· сокращение издержек каждого управляемого общества по причине наличия одного управленческого аппарата управляющей организации на несколько однопрофильных управляемых обществ.

В практике деятельности российских энергокомпаний имеется значительный опыт привлечения управляющих организаций. Первоначально такие организации привлекались для так называемого антикризисного управления (здесь можно вспомнить деятельность таких управляющих компаний как ОАО «СЭУК», ОАО «СМУЭК», ОАО «УЭУК» и многих других). Результаты антикризисного управления этими компаниями наиболее проблемными энергосистемами (Архангельск, Северный Кавказ, Ульяновск) доказало эффективность модели управления с использованием управляющей организации.

На определенном этапе реформирования управляющие организации рассматривались как механизм, обеспечивающий контроль управления в процессе реформирования. Так, для технологизации процесса проектирования реформирования дочерних и зависимых обществ ОАО «РАО «ЕЭС России», для обеспечения предсказуемости и прозрачности преобразований был выработан базовый вариант реформирования АО-энерго. Согласно базовому варианту реформирование АО-энерго осуществлялось с соблюдением пропорционального распределения акций вновь создаваемых компаний среди акционеров АО-энерго. При реорганизации АО-энерго на его основе создавались генерирующая компания (одна или несколько), распределительная сетевая компания, сбытовая компания. В образованных на базе АО-энерго структурах на переходном этапе функции единоличного исполнительного органа предполагалось передавать управляющим организациям. Впоследствии, после выполнения своих функций, созданные в процессе реформирования управляющие организации были ликвидированы.

Ревизионная комиссия (ревизор) формируется для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Причем уставом общества ей может быть придана и дополнительная компетенция. Ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием акционеров.

Счетная комиссия избирается общим собранием акционеров. Причем в обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 100 счетная комиссия создается обязательно.

Выше приведен перечень органов управления акционерного общества в «нормальном» хозяйственном состоянии. Структура органов управления при применении процедур несостоятельности (банкротства) акционерного общества меняется. На различных стадиях отношений, связанных с несостоятельностью, в акционерном обществе функционируют такие органы, как собрание кредиторов, комитет кредиторов, арбитражный управляющий (в том числе временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий). Каждый из этих органов обладает своей спецификой и необходим для решения специфических задач, возникающих при несостоятельности.

Собрание кредиторов — это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником. Оно формируется из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. В собрании кредиторов также принимают участие без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Комитет кредиторов — назначаемый собранием кредиторов контрольно-представительский орган. Его основная задача — осуществление контроля за деятельностью внешнего управляющего, а также представление законных интересов конкурсных кредиторов. Он избирается собранием кредиторов из числа физических лиц, выдвинутых конкурсными кредиторами.

Арбитражный управляющий — это временный, внешний, административный и конкурсный управляющие, назначаемые судом, выполняющие задачи, связанные с осуществлением какой-либо конкретной стадии банкротства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.