Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Новейшая история. Вторая половина ХХ — начало ХХI в.

Послевоенное мирное урегулирование. Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Варшавский договор.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945— 1970 гг. Особенности экономического восстановления. Новые международные условия. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. Соглашение о свободной торговле в Северной Африке. Эпоха дешёвой энергии и сырья. Государственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и массовое потребление. Государство благосостояния.

Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970—1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное (информационное общество).

Политическое развитие. Экономическая политика 1970—2000 гг. Идейно-политические течения и партии. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый экстремизм. Национализм. особенности политического развития в мире. Три волны демократизации в мире. Классификация групп современных государств.

Гражданское общество. Социальные движения. Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского общества. Бурные 1960-е гг. Новые левые движения молодёжи и студентов. движение гражданских инициатив. Экологическое движение. Национальные, этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви.

Соединённые Штаты Америки. Послевоенный курс: «мировая ответственность». Рейган и рейганомика. Дж. Буш старший. «Третий путь» Клинтона. Дж. Буш-младший. внешняя политика.

Великобритания. Лейбористы у власти. Политический маятник. Консервативная революция М. Тэтчер. «Третий путь» Энтони Блэра. Этнические проблемы. Конституционная реформа. Внешняя политика Великобритании.

Франция. Временный режим (1944—1946). Четвёртая республика (1946—1958). Пятая республика. Майский кризис 1968 г. и отставка де Голля. Франция после эпохи голлизма. Внешняя политика.

Италия. Провозглашение республики. Центризм. Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы». Развал прежней партийной системы. Правительство Берлускони.

Германия: раскол и объединение. Оккупационный режим в Германии (1945—1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ. 1949— 1990 гг. Социальное рыночное хозяйство. Экономическое и политическое развитие ГДР. 1949—1990 гг. Строительство основ социализма в ГДР. Гельмут Коль. Кризис режима. «Бархатная революция» в ГДР. Объединённая Германия в 1990-е гг. Развитие

объединённой Германии. Социал-демократы и «зелёные>. Г. Шрёдер. < (Большая коалиция» и правительство А. Меркель.

Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945—2007 гг. Становление тоталитарного социализма и его кризис. Общие черты строительства социализма. Кризис тоталитарного социализма. Революций 1989—1991 гг. Реформы в странах Восточной Европы. Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия». Последствия «шоковой терапии». Аграрный сектор. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ДВЕ и Европейский союз. Латинская Америка во второй половине ХХ—начале ХХI в. Национал-реформизм и модернизация 1940—1950 гг.

Латинская Америка в 1970—2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. Переход к демократизации в 1980-е гг. Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946—1949 гг. Выбор пути развития. 1949—1957 гг. Попытка реализации маоистской утопии. 1957—1976 гг. «Культурная революция». ‘966—1976 гг. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Преобразования и реформы. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.

Международные отношения. Биполярный мир: от конфронтации к разрядке. 1960—1970 гг. Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Международные и региональные конфликты. Ирано-Иракская война (1980—1988). Агрессия Ирака против Кувейта. Роль Организации Объединённых Нации. Западноевропейская интеграция. Североамериканская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.

Культура второй половины ХХ — начала ХХI в. Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино. Изобразительное искусство. Гиперреализм. Концептуализм.

Начало информационной эпохи. Изменение картины мира. Культура и искусство. Постмодернизм. 1970—2000 гг. Интернет и становление глобального информационного пространства. Последствия становления единого информационного пространства. На пути к новому объединению мира. На пути к формированию новых ценностей. Общая характеристика постмодернизма. Постмодерн нэм в архитектуре. 1970—2000 гг. Постмодернизм в кино. 1960—2000 гг. Постмодернизм в литературе. 1960—2000 гг.

Глобализация в конце ХХ — начале ХХI в. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Заключение. Глобальные проблемы современности. Проблемы сохранения мира. Проблема преодоления отсталости и модернизации. Экологические проблемы. Демографические проблемы. Проблемы глобализации.

ИСТОРИЯ РОССИИ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА

Раздел 1. Россия на рубеже XIX – XX вв. Государство и российское общество в конце XIX – начале XX вв. Экономическое развитие страны.Общественно – политическое развитие России в 1894 – 1904гг. Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905гг. Первая российская революция. Реформы политической системы. Экономические реформы. Политическая жизнь в 1907 – 1914гг. Духовная жизнь Серебряного века. Россия в Первой мировой войне.

Раздел 2. Великая российская революция. 1917 – 1921гг. Свержение монархии. Россия весной – летом 1917г. Октябрьская революция. Формирование советской государственности. Начало Гражданской войны. На фронтах Гражданской войны.Экономическая политика красных и белых.Экономический и политический кризис начала 20 – х гг.

Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества. Переход к нэпу. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Обзорный урок по материалам проекта. Политическое развитие в 20 – е гг. Духовная жизнь СССР в 20 – е гг. Международное положение и внешняя политика СССР в 20 – е гг. Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Политическая система в 30 – е гг. Духовная жизнь 30 – е гг. Внешняя политика СССР в 30 – е гг.

Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного перелома. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Раздел 5. СССР в 1945 – 1953гг. Восстановление экономики. Политическое развитие. Идеология и культура. Внешняя политика СССР. Раздел 6. СССР в 1953 – середине 60 – х гг. XX века. Изменение политической системы. Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. «Оттепель» в духовной жизни. Раздел 7. СССР в середине 60 – х – середине 80 – х гг. XX века. Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма».Общественная жизнь в середине 60 – х – середине 80 – х гг. Политика разрядки: надежды и результаты.

Раздел 8. Перестройка в СССР (1985 – 1991гг.)Реформа политической системы: цели, этапы, результаты. Экономические реформы 1985 – 1991гг.Политика гласности: достижения и издержки. Диалектика нового мышления.Раздел 9. Россия в конце XX – начале XXI вв.Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. Духовная жизнь России. Строительство обновленной Федерации. Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге XXI в. Итоговая контрольная работа «Россия в XX-XXI вв». Итоговое повторение курса Всеобщей Новейшей истории и Истории России в XX-XXI вв.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплекс:

1. Всеобщая история. Рабочие программы. предметная линия учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.организаций / [А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014.

2. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О.С. Сороко-Цюпа; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2013.

3. Рабочие программы по истории 5-9 классы. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.

4. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2013.

5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по История России XX – начало XXI века. 9 класс: В 2 Ч. – М.: Просвещение, 2010. (электронный образовательный ресурс)


Исторические карты:

1. Первая Мировая война (№45)

2. Политическая карта Азии (№46)

3. Западная Европа 1924 – 1939 гг. (№47)

4. Первая Русская революция (№58)

5. Великая Октябрьская Социалистическая революция(№59)

6. Великая Отечественная Война (№60)

7. Электрификация СССР (№61)

8. Промышленность СССР (№62)

9. Легкая промышленность СССР (№ 63)

10. Природные зоны мира (№64)

11. Карты народов СССР (№65)

12. Карта СССР (№66)

13. Физическая карта Европы (№67)

14. Политическая карта Европы (№68)

15. Карта Псковской области (№69)

16. Родословная Романовых (№70)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии. работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории:

соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

З. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней,

соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды:

осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, Интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памяти иков.

5.Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие явления;

различать причину и следствие исторических событий, явлений;

выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысла значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне- школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

способность выделять главное в тексте и второстепенное,

способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями

способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин— формации в соответствии с целью;

способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации:

способность организовывать свою деятельность и соот- носить её с целью группы, коллектива;

способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.


Образовательные сайты:

Белая гвардия: https://www.whiteforce.newmail.ru/. Информативный сайт о Белом движении, есть законодательство и мемуары.

Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия ХХ в.»: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm

Библиотека социал-демократа: https://www.plekhanovfound.ru/library/

Биографическая литература СССР: https://biograf-book.narod.ru/

Ворошиловские стрелки: https://airaces.narod.ru/snipers/ О снайперах на войне.

Газетные старости: https://starosti.ru/ Обзор русских газет начала ХХ в., замечательный ресурс.

Герои страны: https://www.warheroes.ru/. Информация о Героях Советского Союза, полных кавалерах Ордена Славы, Героях России.

Коллекция архивных документов по голоду в СССР в 1930-1934 гг.: https://www.rusarchives.ru/publication/hunger-ussr/index.shtml.

Марксизм в России: https://web.mit.edu/fjk/Public/index.html. Материалы по истории троцкизма, в том числе весь Бюллетень оппозиции за 1929-1941 гг.

Мемориал: история террора: https://www.memo.ru/history/. Множество материалов по истории карательных органов и диссидентов.

Наша Победа: https://9may.ru/. Сводки Совинформбюро, истории и фотографии.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия: https://rkka.ru/. Период с 1918 по 1945 гг. Операции, воспоминания, организация, документы, карты.

Российские социалисты и анархисты после 1917 г.: https://socialist.memo.ru/

С. Ю. Витте: https://mx.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/refer.ssi.

Сайт о В.М. Чернове: https://www.chernov.h12.ru/

Советско-финские войны 1939-1940 и 1941-1944 гг.: https://www.aroundspb.ru/finnish/.

Старые газеты: https://oldgazette.ru/. Уникальный проект по советским газетам.

Уроки истории. ХХ век: https://www.urokiistorii.ru/. Ресурс специально адресован учителям истории.

Электронная база данных «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы»: https://www.sakharov-center.ru/gulag/. Колоссальный объем информации.

Я помню: https://iremember.ru/. Сайт публикует воспоминания участников войны.

Sovetika.ru: сайт о советской эпохе: https://www.sovetika.ru/. Библиотека, изобразительные и аудиоматериалы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | В честь Дня Победы в Москве на Красной площади проходит парад. Отметь картинку с изображением парада.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.