Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды монополий






1. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Примером естественной монополии могут служить: железная дорога, телефонная компания, предприятия -поставщики природного газа и электричества. Естественные монополии подлежат регулированию. Оно может быть различным в зависимости от цели регулирования.

2. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними нет конкуренции.

3. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

· Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

· Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

· Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

· Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

· Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

В краткосрочном периоде поведение монополистической конкурентной фирмы во многом аналогично поведению чистой монополии, а максимизация прибыли достигается при условии (MR> =MC)< p< ATC, однако, монополистически конкурентная фирма получает сверхприбыль от монопольной власти значительно меньшую, чем у фирм чистой монополии, это связано с наличием на рынке конкурентов.

В краткосрочном ᴨ ȇ риоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и в связи с этим график предельного дохода проходит ниже графика спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1.

Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном ᴨ ȇ риоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля.
Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 3.3.

Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный ᴨ ȇ риод. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют. Например, чтобы открыть парикмахерскую или заняться частной медицинской практикой, необходимо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

46.

Особенности рынка ресурсов:
1.Покупателями, т.е.агентами спроса являются фирмы, производящие товары и услуги, а продавцами, т.е.агентами предложения являются домохозяйства, являющиеся собственниками ресурса.
2.Спрос на ресурсы является производным от потребительского спроса на товары и услуги, производимые с помощью данных ресурсов.
3.Перыичные факторы пр-ва являются объектами длительного пользования, оказывая произ-ые услуги в течении многих циклов изготовления продукции.
Существует 2 типа рынков ресурса:
1)Рынок купли-продажи факторов пр-ва (меняется собственник ресурса)
2)Рынок услуг факторов пр-ва (экономические ресурсы предоставляются во временное пользование)
Различают 2 вида цен:
1.Прокатная цена фактора пр-ва – это сумма денег, которую необходимо уплатить за использование фактора в течении определенного периода времени.
Фактор пр-ва
Цена использования ресурса
Труд
Земля
капитал
з/п
зем.рента
%
Цена ресурса, которую готовы заплатить фирмы за его использование будет являться доходом его владельца.
2.Капитальная цена факторов пр-ва – это сегодняшняя ценность услуг факторов пр-ва за весь срок его службы.
Кривая спроса на ресурс – это кривая его предельной доходности.
MRP-предельная доходность ресурса или предельный продукт в денежном выражении, т.е. прирост общего дохода в результате применения каждой доп-ой единицы переменного вводимого фактора пр-ва.
MRPL=дельтаTRL/дельтаL
Спрос на любой эконом-ий ресурс со стороны фирмы зависит от следующих факторов:
I.От цены ресурса
II.От неценовых факторов
1)От спроса на готовую продукцию, производимую с помощью данного ресурса.
2)От производительности данного ресурса.
3)От цен на другие ресурсы и их производительности.
Предложение на рынке ресурсов:
Предложение ресурса на рынке ресурсов определяется особенностями данного ресурса.
Эластичность спроса на ресурс зависит: во-первых, от изменения предельной доходности ресурса (от динамики MR)
Во-вторых, от эластичности спроса на готовую продукцию
В-третьих, от структуры рынка готовой продукции (совершенная или несовершенная конкуренция)
В-четвертых, от взаимозаменяемости ресурса:
А)от технической возможности замены
Б)наличие рынков взаимозаменяемых факторов пр-ва В-пятых, от доли ресурса в издержках фирмы

47.

Спрос на ресурсы.

Спрос на ресурсы зависит от:

1)спроса на продукцию, изготовляемую с применением данного вида ресурса. Чем выше спрос на готовый продукт, тем больше покупатели готовы платить за готовый продукт, тем по большей цене может себе позволить закупать ресурсы предприниматель, тем больше будет спрос на ресурсы.

2)производительности ресурса. При ее росте фирма привлекает меньшее количество ресурсов. Производительность ресурса отражает предельный продукт ресурса (MP–продукт, созданный последней единицей данного ресурса).

3)цены на замещающие и дополняющие ресурсы

Кривая спроса на ресурс (D) =MRP (доход от предельного продукта ресурса = MP*P).

Кривая спроса на ресурс имеет отрицательный наклон.

Эластичность спроса на ресурсы зависит от:

А) эластичности спроса на готовую продукцию.

Прямая зависимость.

Б) замещаемости ресурсов. Прямая зависимость.

В) доли ресурса в общих издержках. Прямая зависимость.

Г) коэффициента снижения предельного продукта переменного ресурса. Чем быстрее падает предельный продукт при добавлении фиксированного количества переменного фактора, тем больше эластичность спроса на ресурс.

2. Предложение ресурсов.

Предложение ресурсов меняется сравнительно медленно во времени. Так как Sрес в краткосрочном периоде фиксировано, то важнейшим следствием взаимодействия спроса и предложения на рынке ресурсов является высокий доход на дефицитные ресурсы и низкие на имеющиеся в изобилии.

Главная задача фирмы – максимизация прибыли. При выборе сочетания ресурсов для производства товаров и услуг фирма может это сделать двумя способами: 1)

Правило минимизации издержек – при выборе комбинации ресурсов фирма будет манипулировать ресурсами до тех пор, пока предельный продукт к ценам ресурсов не выровняются. При этом получается самые низкие издержки.

MPK/? = MPL/W=MPR/R

Где? - прибыль, MPK, MPL, MPR – предельные продукты капитала, труда, земли соответственно, W - заработная плата, R – рента. 2)

Правило максимизации прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать такую комбинацию ресурсов, чтобы их предельные продукты были равны ценам ресурсов.

MPK/? = MPL/W=MPR/R=1

У любой фирмы как правило есть несколько объемов производства, минимизирующих издержки, и только один максимизирующий прибыль.

48.

Спрос на труд зависит от:

1. ставки з/п

2. предельной доходности данного ресурса, т.е. от его предельной производительности и цены товара, который можно произвести с помощью данного труда.

3. возможности заменить труд капиталом

4. общей экономической конъюнктуры

Рыночное равновесие достигается при совпадении спроса на труд и его предложении. Если на рынке труда сов.конкуренция, то ставка з/п будет соответствовать равновесной

Если на рынке сов конкуренции установится ставка з/п выше равновесной (W2> We) то спрос на труд будет DL2 меньше предложения труда

В этой ситуации на рынке возникает безработица. Это ведет к сокращению цены труда, к снижению з/п, к росту спроса на труд и снижению предложения. Таким образом рынок труда стремится к равновесию.

Если ставка з/п ниже равновесной, то предложение труда будет меньше, чем спрос на труд. Нехватка рабочей силы. В этом случае ставка З/п будет повышаться.

На рынке совершенной конкуренции состояние равновесия достигается за счет изменения цены труда

Несов.конкуренция на рынке труда

На рынке труда может быть монополия и монопсония.

Монополия-это ситуация, когда на рынке один продавец и существуют барьеры входа и выхода в отрасль.

Монополия на рынке труда достигается, если если работники одной профессии объединяются в профсоюз и заключают коллективный договор.

Монопсония на рынке труда возникает если в регионе только одни работодатели

В этом случае единственный покупатель рабочей силы устанавливает з/п ниже равновесной.

50.

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

51.

Заработная плата — это вознаграждение получаемое работником за его труд или, другими словами, цена труда.

Виды заработной платы:

Номинальная заработная плата — то количество денег, которое получает работник в виде вознаграждения за труд.

Реальная заработная плата — то количество, которое можно приобрести за номинальную заработную плату.

Системы заработной платы:

1. Прямая сдельная заработная плата = сдельный заработок + доплаты + надбавки

2. Сдельно премиальная зарплата= сдельный заработок + доплаты + надбавки + премия

3. Сдельно-прогрессивная зарплата = сдельный заработок + доплаты + надбавки + премия + прогрессивная доплата за перевыполнение норм выработки

4. Простая повременная зарплата = тарифная ставка + доплаты + надбавки

5. Повременно-премиальная заработная плата = тарифная ставка + доплаты + надбавки + премии

6. Коллективная заработная плата — начисляется коллективу работников (бригаде) и затем распределяется между конкретными работниками в зависимости от коэффициента трудового участия (КТУ).

7. Аккордная заработная плата — начисляется за выполнение особо важной работы в сжатые сроки. Заработная плата по этой системе существенно выше, часто применяется в строительстве.

8. Контрактная заработная плата — устанавливается в трудовом контракте заключенном между работником и нанимателем, включает в себя различные доплаты, надбавки и премии.

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда.

1. Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, то есть в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы

2. Социальная функция, иногда выделяется из воспроизводственной, хотя является продолжением и дополнением первой.

3. Стимулирующая функция важна с позиции руководства предприятия: нужно побуждать работника к трудовой активности.

4. Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника.

4. Регулирующая функция – это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы.

5. Функция формирования платежеспособного спроса работающих по найму. Заключается в определении их покупательной способности, что, в свою очередь, оказывает влияние на совокупный сп 52Капитал - это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качествересурса в целях производства большего количества благ.

По формам:

- собственный капитал - это совокупная стоимость средств организации, принадлежащих ей на правах собственности;

- уставный капитал - это основной источник финансового формирования организации, его величиной организация отвечает по своим финансовым обязательствам;

- добавочный капитал - это капитал, включающий в себя сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов организации со сроком их полезного использования (более года);

- резервный капитал - это капитал, который формируется за счет отчисления прибыли в определенном размере (ежегодно 5% от прибыли), большое значение имеет размер нераспределенной прибыли организации, за счет которой осуществляются инвестиции на расширение деятельности организации;

- прочие резервы организации, формирующиеся из равномерного включения предстоящих расходов организации в издержки производства или обращений отчетного периода, для определения целей, которые необходимы для стабилизации текущей деятельности организации;

- заемный капитал - это денежные средства или прочие имущественные ценности организации, привлекаемые на возвратной основе непосредственно для финансирования деятельности в будущем периоде.

По объекту:

- основной капитал - это часть капитала, которая используется организацией в процессе инвестирования всех внеоборотных активов;

- оборотный капитал - это часть капитала организации, инвестирующая все оборотные средства организации.

По целям использования:

- производительный капитал - это финансовые средства организации, которые инвестируют операционные активы для осуществления хозяйственной деятельности;

- ссудный капитал - это финансовые средства организации, которые участвуют в процессе осуществления инвестиционной деятельности;

- спекулятивный капитал - это капитал, который используется непосредственно в ходе спекулятивных финансовых операций.

По форме нахождения в процессе кругооборота:

- фонды предприятия;

- фонды для погашения кредитов банков;

- фонды для финансирования научно исследовательских работ;

- фонды для отчислений в вышестоящие организации.

52.

Капитал - это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качествересурса в целях производства большего количества благ.

По формам:

- собственный капитал - это совокупная стоимость средств организации, принадлежащих ей на правах собственности;

- уставный капитал - это основной источник финансового формирования организации, его величиной организация отвечает по своим финансовым обязательствам;

- добавочный капитал - это капитал, включающий в себя сумму дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов организации со сроком их полезного использования (более года);

- резервный капитал - это капитал, который формируется за счет отчисления прибыли в определенном размере (ежегодно 5% от прибыли), большое значение имеет размер нераспределенной прибыли организации, за счет которой осуществляются инвестиции на расширение деятельности организации;

- прочие резервы организации, формирующиеся из равномерного включения предстоящих расходов организации в издержки производства или обращений отчетного периода, для определения целей, которые необходимы для стабилизации текущей деятельности организации;

- заемный капитал - это денежные средства или прочие имущественные ценности организации, привлекаемые на возвратной основе непосредственно для финансирования деятельности в будущем периоде.

По объекту:

- основной капитал - это часть капитала, которая используется организацией в процессе инвестирования всех внеоборотных активов;

- оборотный капитал - это часть капитала организации, инвестирующая все оборотные средства организации.

По целям использования:

- производительный капитал - это финансовые средства организации, которые инвестируют операционные активы для осуществления хозяйственной деятельности;

- ссудный капитал - это финансовые средства организации, которые участвуют в процессе осуществления инвестиционной деятельности;

- спекулятивный капитал - это капитал, который используется непосредственно в ходе спекулятивных финансовых операций.

По форме нахождения в процессе кругооборота:

- фонды предприятия;

- фонды для погашения кредитов банков;

- фонды для финансирования научно исследовательских работ;

- фонды для отчислений в вышестоящие организации.

53.

Формы кредита. На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой деятельности.

Коммерческий кредит - форма кредита, сущность которой заключается в том, что кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита являетсявексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Объектом коммерческого кредита выступает, как правило, товарный капитал, который обслуживает круговорот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита — ускорить процесс реализации товаров, а значит, ускорить получение заключенной в них прибыли. Важно отметить, что процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту.

Банковский кредит - форма кредита, сущность которой заключается в том, что кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.

Банковский кредит превосходит границы коммерческого кредита по размерам, срокам, направлениям. Он имеет более широкую сферу применения. Различна динамика банковского и коммерческого

кредита. Если объем коммерческого кредита зависит от роста и спада производства и товарооборота, то спрос на банковский кредит определяется состоянием долгов в тех или иных секторах экономики. В следующем разделе вы

узнаете о видах банковского кредита.

Креди́ т (лат. creditum — заём от лат. credere — доверять) или кредитные отношения — общественные отношения, возникающие междусубъектами экономических отношений по поводу движения стоимости[1]. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита (коммерческий кредит, банковский кредит и др.), займе, лизинге, факторинге и т. д.

53.

Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:

• банковские займы (ссуды);

• акции;

• облигации;

• финансовые деривативы;

• ноты и закладные.

Общее определение ставки процента - цена денежных услуг, рассчитанная в процентах по отношению к взятой в кредит сумме.

Чистая ставка процента – цена получения денежного займа для осуществления безрискового проекта.

Различают следующие виды ставки процента:

– номинальные и реальные. Номинальная ставка, уменьшенная на уровень инфляции, есть реальная ставка;

– базовая ставка – это средние ставки процента, по которым предоставляются ссуды первоклассным заемщикам либо банкам путем размещения у них депозитов.

Большинство банков оценивают ссуды путем начисления надбавки к базовой ставке,

определяющей стоимость банковских ресурсов. Размер надбавки зависит от характера ссуды и степени риска, связанного с ней;

– фиксированные и плавающие. Фиксированные ставки устанавливаются на весь срок действия кредитного договора и не зависят от изменений базовой ставки. Значительная часть потребительских ссуд имеет фиксированную ставку, что позволяет заемщику точно определить свои затраты на пользование ссудой. Плавающие ставки меняют свои значения в соответствии с конъюнктурой рынка, поэтому по долгосрочным кредитам ставки чаще плавающие;

– рыночные и регулируемые: при рыночных – уровень и движение ставки зависит прежде всего от общеэкономической конъюнктуры и состояния рынка ссудных капиталов; при регулируемых – ставки регулируются или центральным банком, или банковскими консорциумами, или другими кредитными институтами;

В зависимости от способа расчета суммы процентных платежей различают:

– простые проценты – начисляются на одну и ту же величину капитала в течение всего срока;

– сложные проценты – процентный платеж в каждом расчетном периоде добавляется к капиталу предыдущего периода. Процентный платеж в последующем периоде начисляется на эту наращенную величину первоначального капитала, т.е. осуществляется расчет с капитализацией процента.

Дисконтирование — приведение стоимости будущих платежей к значению на текущий момент. Отражает тот экономический факт, что сумма денег имеющаяся в данный момент, имеет большую стоимость, чем равная ей сумма, которая появится в будущем. Эта операция обратна операции начисления сложных процентов. Процентная ставка, используемая при этих расчетах, называется ставкой дисконтирования.

54.

Одним из главных факторов производства является земля. Под землей как ресурсом понимается не только сама земля, но и все природные богатства, находящиеся на ней.

Особенность рынка земли. Особенностью этого рынка является ограниченность (иногда и невозможность) воспроизводства. В силу ограниченности данного ресурса собственность на землю является самым доходным видом собственности. Экономическая реализация данного вида собственности чаще всего производится не путем ее продажи, а через сдачу в аренду и получение дохода в виде ренты. Рента – это плата за пользование землей.

.Проблемы рынка земли. При огромном земельном потенциале России широкомасштабная платная приватизация земли сдерживается низкой платежеспособностью российских граждан и предприятий. Попытки решить эту проблему через бесплатную передачу или через выпуск земельных приватизационных чеков тоже чреваты серьезными отрицательными последствиями. Массовых спекуляций землей и земельными чеками при этом не избежать. Имущественные права на землю через некоторое время будут сосредоточены в руках крупных банков и иностранных юридических лиц.

На первом этапе как в аграрном, так и промышленном секторе в качестве основной формы землепользования может быть сохранена аренда земли с правом ее последующего выкупа, с контролем государственных органов за ее использованием.

55.

Различают частичное равновесие и общее равновесие.

Под частичным равновесием понимается равновесие, складывающееся на отдельном рынке. При частичном равновесии не учитывается, как изменение цены одного блага влияет на цены других благ, и игнорируется возникающий при этом эффект обратных связей.

Эффекты обратной связи - это последствия изменения цен и объемов благ на данном рынке в ответ на вызванные на нем изменения цен на взаимосвязанных с ним рынках.

В реальной действительности все рынки находятся в тесном взаимодействии, в результате которого изменения в спросе или предложении на одном рынке влияют на равновесные цены и объемы реализации на всех рынках. Поэтому помимо анализа частичного равновесия требуется анализ общего равновесия.

Общее равновесие - это система взаимосвязанных цен, обеспечивающая одновременное равенство спроса и предложения на всех рынках. Общее экономическое равновесие - это такое состояние экономики, когда все рынки одновременно находятся в равновесии, а каждый субъект максимизирует свою целевую функцию.

Эффективность производства - это такая ситуация, в которой при данных производственных ресурсах и существующем уровне знаний нельзя произвести больший объем одного блага, не жертвуя при этом возможностью производства некоторого объема другого блага. Понятие эффективности производства, как и более широкое понятие экономической эффективности, включает в себя избежание ущерба.

Эффективность производства достигается тогда, когда ресурсы распределяются таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный чистый выигрыш от их применения. Эффективность производства выступает критерием успеха хозяйственной деятельности людей, применяющих ресурсы. Если достигнута эффективность производства, то никакое изменение методов производства или дальнейший обмен благами 58Основная проблема, решаемая теорией общественного благосостояния, состоит в выработке критерия оценки желательности или нежелательности того или иного состояния экономики или ее организации, или, если воспользоваться словами поэта, поиск ответа на вопрос, " что такое хорошо и что такое плохо". При этом речь идет о благосостоянии или благоденствии не отдельного субъекта, а всего общества, всех.

58.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

Внешними эффектами (англ, externalities) называют прямые, неопосредованные рынкомвоздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительнымивнешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.

Различают два вида экстерналий: положительные, при которых полезность для агентов или их прибыль, не участвующие в трансакции, возрастают, и отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц. Экстерналии рассматриваются как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающей, так как характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.