Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические персоналии. Азгур З. И. – белорусский скульптор, народный художник СССР и БССР






Азгур З.И. – белорусский скульптор, народный художник СССР и БССР. Создал ряд скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны: Н. Гастелло, М. Шмырева, В. Талаша; представителей белорусского культуры: Ф. Скорины, М. Гусовского. Является автором памятника П. Машерову в Витебске.

Жебрак А.Г. – белорусский генетик, селекционер, общественный деятель. С 1940 г. академик АН БССР, с 1947 г. президент Академии наук. 16.10.1947 г. уволен с должности за выступления против «лысенковщины».

Коваленок В.В. – летчик-космонавт СССР (родился в д. Белое Крупского района Минской области). Дважды Герой Советского Союза.

Климук П. – летчик-космонавт (родился в д. Комаровка Брестского района). Дважды Герой Советского Союза.

Мазуров К.Т. – белорусский партийный и государственный деятель, активный участник Великой Отечественной войны, один из организаторов и руководителей патриотического подполья и партизанского движения. С 1956 – 1965 гг. занимал должность Первого секретаря ЦК КПБ. Выступал против передачи приусадебных участков в общественные хозяйства и внедрения кукурузы вместо кормовых трав и картофеля.

Машеров П.М. – Белорусский партийный и государственный деятель, активный участник Великой Отечественной войны, один из организаторов и руководителей патриотического подполья и партизанского движения. Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда. С 1965 г. по 1980 работал Первым секретарем ЦК КПБ. В период его деятельности Беларусь достигла значительных успехов в своем развитии, стала одной из развитых республик бывшего СССР.

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Возрождение и развитие образования, науки, литературы и искусства после окончания Великой Отечественной войны. Введение 7-летнего обучения. Белорусская наука. Тема войны в творчестве белорусских литераторов и художников.

Развитие культуры в первые послевоенные годы проходило в сложных условиях. За годы войны материально-техническая база просвещения, науки и культуры была почти полностью разрушена. Между тем учеба не откладывалась ни на один день, а занятия проходили в землянках, на открытых площадках, часто без учебников и письменных принадлежностей. В 1945/1946 гг. было введено в действие 80% от довоенного количества школ. В течение 1949-1952 гг. вводилось обязательное 7-летнее обучение. В 1950-1951 гг. количество школ превысило довоенный показатель, но число учеников было меньшим, что связано с людскими потерями во время войны.

В 1950-1951 гг. в БССР действовало 29 высших учебных заведений. В связи с потребностями народного хозяйства и культуры открывались новые вузы: Белорусский театральный институт (1945). Минский институт иностранных языков (1948), Гродненский сельскохозяйственный институт (1951), Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле (1953) и др.

Белорусская наука. В 1944г. возобновила деятельность Академия наук БССР. В послевоенный период изменилось основное направление научных исследований: приоритетными стали физико-математические и естественные науки. Большой вклад в развитие биологии внес академик А. Жебрак, репрессированный в 1947 г. В. Купревич, занимавший должность президента АН БССР с 1952 по 1969 гг., способствовал развитию в Беларуси новых научных направлений.

В литературеглавной темой в эти годы становятся минувшая война, героизм советских людей, преданность их социалистическому строю и его создателю – Коммунистической партии. В числе крупных произведений о войне – первый белорусский роман о партизанском движении “Глубокое течение” И. Шамякина, роман “Минское направление” И. Мележа. В этих произведениях человек раскрывался не через его внутренний мир, а прежде всего через его героические поступки. Мирная жизнь послевоенных лет освещалась через показ борьбы белорусского крестьянства за возрождение колхозов и героического труда рабочих на стройках белорусской промышленности. Поэзия с её лирическим восприятием жизни наполнялась идеями о счастье жизни в СССР. Это было характерно и для творчества поэтов П. Бровки, П. Панченки, П. Глебки, А. Кулешова, который в1946 г. получил Сталинскую премию за поэму “Флаг бригады”. Этой премией были отмечены также поэмы Я. Коласа “Рыбакова хата”, “Хлеб” П. Бровки.

В изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Художник Е. Зайцев написал картины “Оборона Брестской крепости в 1941 г.”, “Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске”. Художнику В. Волкову принадлежит картина “Минск. 3 июля 1944 г.”.

Известность приобрели скульпторы З. Азгур (автор бюста деду Талашу в Петрикове, лётчику А. Горовцу в Минске), А. Бембель (автор горельефов Монумента Победы в Минске, возведенного в 1954 г.). В это время отстраивается проспект имени Сталина (современный проспект Независимости), ведется застройка центральной части столицы. Самым выразительным зданием в стиле так называемого “сталинского классицизма” стал Дворец культуры Белсовпрофа в Минске (1954 г.). Авторами скульптурных композиций, украсивших его, являются скульпторы А. Глебов, С. Селиханов (они также авторы горельефов Монумента Победы в Минске).

 

Общественно-политическая жизнь Беларуси во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х гг. “Оттепель”. Руководящая роль Коммунистической партии. К.Т. Мазуров. П.М. Машеров. Советы, комсомол, профсоюзы в общественно-политической жизни.

Смерть Сталина (в 1953 г.) имела переломное значение для всех сфер жизни советского общества. В сентябре 1953 г. первым секретарем КПСС, а значит и главой государства, был избран Никита Хрущев. Началась т. н. “оттепель” – период к относительной демократизации. На ХХ съезде КПСС в 1956 г. был осужден культ личности. Началась реабилитация жертв репрессий. Сталин был удален с Мавзолея, начался демонтаж многочисленных памятников, за ночь был снесен огромный памятник Сталину на Октябрьской площади в Минске.

В 1956 г. впервые с середины 20-х годов ЦК компартии Беларуси возглавил белорус – К.Т. Мазурав. Правда, на развитии национальной культуры это не сказалось – в течение 1960-1970 гг. белорусскоязычные школы переводились на русский язык обучения.

Годы правления в СССР Л.И. Брежнева (1964-1982) у некоторых историков получили название «застой», который пришел на смену «хрущевской оттепели». Постепенно произошел поворот к консерватизму – сохранению старых командных методов управления и контроля государства над обществом.

Вся власть фактически была в руках партийного аппарата. Сохранялась однопартийная политическая система. 6-я статья Конституции 1978 г. юридически закрепила руководящую роль КПСС в обществе. Особенностью политической системы того времени стало непосредственное прямое партийное руководство экономикой. Например, планы пятилеток принимались на съездах КПБ. На основе роста экономики происходило повышение жизненного уровня населения, что служило благоприятной базой для формирования положительного отношения к политике партии.

Партийным руководителем в Беларуси был Петр Миронович Машеров, который с 1965 по 1980 гг. возглавлял Коммунистическую партию Беларуси (КПБ). Он пользовался большим уважением среди населения за простоту, доступность, демократичность, а также как активный участник подпольной и партизанской борьбы против немецко-фашистских захватчиков.

Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов, что подчеркивало социальную однородность советского общества. Происходило укрепление связи Советов с трудовыми коллективами и с избирателями вообще. К участию в работе Советов привлекался широкий круг людей, не являвшихся депутатами. Но выборы в Советы проводились на безальтернативной основе. На деле Советы действовали под непосредственным руководством коммунистической партии, которой фактически и принадлежала власть.

В общественно-политической системе того времени довольно влиятельной организацией был Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (Комсомол). Комсомол являлся массовой организацией, объединявшей молодёжь в возрасте от 14 до 28 лет. Количество комсомольцев в БССР в послевоенные годы постоянно увеличивалось. Комсомол проводил значительную работу по воспитанию молодёжи, повышению её образования и культуры. Партия считала комсомол своим помощником и резервом.

Демократизация общественной жизни после ХХ съезда КПСС затронула и самую массовую в стране организацию – профессиональные союзы. В их состав входило всё рабочее население страны, кроме колхозников. Повышение роли профсоюзов в обществе было связано прежде всего с расширением их производственно-экономических функций. Однако это отвлекало внимание профсоюзов от решения их главной задачи – социальной защиты трудящихся. Расширяя функции профсоюзов, коммунистическая партия рассматривала их как своеобразные «приводные ремни к народу». Тем не менее роль профсоюзов в общественной жизни страны в годы хрущёвской «оттепели» возросла. Они с большей активностью стали следить за исполнением законодательства о труде. Большое значение для членов профсоюзов имел запрет на увольнение рабочих и служащих без согласия профсоюзных комитетов.

 

Социально-экономическое развитие Беларуси во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х гг. Формирование промышленного комплекса БССР. Экономическая реформа 1965 г. Замедление темпов роста экономики и социальной сферы в первой половине 1980-х гг. Уровень жизни народа.

В 1957 г. была осуществлена попытка реформирования управлением экономикой. Вместо министерств, которые были созданы по отраслях производства, были введены советы народного хозяйства (совнархозы). Они должны были руководить всей промышленностью и сельским хозяйством в границах определенной территории, например области или республики. Однако командные методы управления экономикой сохранились, что привело к неудаче реформы.

Главной тенденцией в развитии экономики СССР и БССР по-прежнему оставался экстенсивный путь. Попытки интенсификации не достигали цели.

Экономическая реформа 1965 г. предусматривала переход от территориального к отраслевому принципу управления, включению в действие товарно-денежных механизмов на основе расширения хозяйственной самостоятельности предприятий, стимулированию производства качественной продукции. Инициатор реформы А.Н. Косыгин был сторонником первоочередного развития легкой промышленности. Но в окружении Л.И. Брежнева преобладали сторонники увеличения финансирования тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса (ВПК). В 1970-1980-е гг. в БССР преимущественно строились крупные промышленные предприятия (Бобруйский шинный комбинат, металлургический завод в Жлобине, завод автоматических линий в Барановичах и др.). Создавались научно-производственные объединения, многие из которых занимались производством продукции для ВПК.

Экономика СССР и БССР в 1960-1980-е гг. развивалась под воздействием научно-технической революции (НТР), которая охватила большинство стран мира. Приоритетное развитие в БССР получили наукоемкие отрасли, которые определяли технический прогресс. Быстрыми темпами развивалось приборостроение, электронная и радиоэлектронная промышленность, производство средств связи. Распространялась механизация и автоматизация производственных процессов. Но воздействие НТР на экономику республики имело особенности. Промышленность Беларуси больше чем на половину была связана с выпуском продукции для BПК. Внедрение достижений НТР в гражданские отрасли промышленности шло медленно.

На основе подъема промышленного производства с середины 1960-х до середины 1970-х гг. медленно, но поступательно повышался жизненный уровень населения БССР. Важной характеристикой материальною благосостояния людей были рост заработной платы, пенсионное обеспечение, бесплатные образование, медицинское обслуживание, получение жилья. Со второй половины 1970-х гг. началось реальное снижение жизненного уровня населения, наметилась устойчивая тенденция к снижению рождаемости и повышению смертности населения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.