Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олимпиада 7 класс. Русский язык.






1. Сделайте фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля.

2. Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ: зазеленели, подземные, пароходный, соединение.

4.Подберите к фразеологическим оборотам синонимы: бить баклуши; задирать нос; работать спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; сломя голову.

5.Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калика

6.Образуйте все формы причастий от глаголов: ожидать, слышать, привозить, таять.

7.Вставьте пропущенные буквы в словах: аб..ж.. р, г.. рлянда, в.. рм.. шель, м.. к.. роны, гости.. ая, гости.. ица, кв.. танция, к.. нава, искус.. ный, ис.. ку.. тво, вследстви.., вымп.. л, комб.. нат.

8. Составьте предложения с данными словами : варенный и варёный, кроенный и кроёный, приближенный и приближённый. Какие из этих слов относятся к прилагательным, а какие — к причастиям?

9. Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?

1) Все помнят его блестящий ответ на экзамене. 2) Подходящие к перрону поезда. 3) Блестящие на солнце стёкла. 4) Отраженный свет луны. 5) Избалованный чрезмерной любовью ребенок. 6) Отраженный рефлектором свет лампы. 7) Уважаемый Николай Сергеевич! 8) Всеми уважаемый товарищ. 9) Обычные текущие дела. 10) Текущие в ущельях реки.

10. Объясните значение слов: абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.

11. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

1) Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, го есть вниз лицом. 4) Собака воет по-волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу. 8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику: Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

13.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

14. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте.

В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака. (По Г.А. Скребницкому)

 

 

1. Что такое [туш]? Дайте орфографическую запись толкуемого слова.

2. Подберите фразеологизмы, способные выразить смысл «много».

3. Что такое топонимы? Есть ли в русском языке слова, родственные этому лингвистическому термину? Назовите их, если они вам известны. Приведите примеры топонимов.

4. Найдите в пословице устаревшие формы. Укажите соответствующие им современные формы. Раскройте смысл этой пословицы.

Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь.

5. Понаблюдайте за порядком слов в следующих фрагментах:

1) «Ветер заносил дорогу, но резвые кони летели, как молния, ноздри их дымились, пар вился столбом, и пушистый снег от копыт их подымался вверх облаками» (Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»);

2) «Наконец генерал, выслушав все мнения, вытряхнул пепел из трубки и произнёс следующую речь:

– Государи мои! должен я вам объявить, что с моей стороны я совершенно с мнением господина прапорщика согласен: ибо мнение сие основано на всех правилах здравой тактики, которая всегда почти наступательные движения оборонительным предпочитает» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»);

3) «По первому снегу я его выследил. Хитёр зверина!» (В. Песков, разг. речь).

1. Укажите, как в каждом примере нарушен прямой порядок слов.

2. Объясните, какие члены предложения какое не свойственное им место заняли.

3. С чем связано изменение прямого порядка слов в каждом из приведенных случаев? Выберите правильный ответ из вариантов: выделение главной мысли, стилизация речи персонажа, подчёркивание ритма.

6. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить(пояс ).

7. Найди правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал. Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.

8.Переведите две сербские поговорки. Учтите, что корень rad - значит «труд», «работа». Ne radi – rad ubija. Rad donosi bolest – ne umri mlad.

9.Согласны ли вы с тем, что среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова.
Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал.

10.В каком слове три мягких согласных? Спешить, осень, печники, каменщик.
11.Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

…гоизм, ижд…венец, к…л…(с, сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к, кк)орд.

12.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

13.К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятак, впятером, в-пятых.

14. Исследовательское задание

Расскажи о слове или выражении, которое имеет узкое распространение, например, употребляется только в твоей семье, или в среде твоих друзей, или в кругу профессионалов и пр. Выскажи гипотезу о причине узкого распространения описываемого слова или выражения.

Объем текста должен составлять от 70 до 150 слов.

Имей в виду, что оценка будет выставляться в соответствии с критериями:

Правильный выбор выражения 0-1

Указание условий употребления 0-1

Объяснение происхождения 0-2 Примеры употребления 0-2 Грамотность 0-2

Композиция работы 0-1 Объем 0-1 Максимум -10 баллов

7 класс 1. В какой из пар рифмы нет?

Алфавит – позвонит

Повод – газопровод

Документ - инструмент

Завидно - обидно

Каталог – некролог

2. Даны пары слов. В каких из них слова состоят из одинаковых звуков? лес – сел, лезь – сель, лес – съел, лес – сель, лезь – сел.

3. Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Выскажите предположение, что общего в значениях этих слов? Капитан и капуста Говядина и ковбой Гладиатор и гладиолус

4. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Назовите возможные пунктуационные варианты. Укажите особенности интонации каждого варианта в отдельности.

1) Брат купил другие акварельные краски. 2) Пришлось учиться работать на заводе.

5. Прочитайте приведенные ниже рекламные тексты. Употребление каких прилагательных показалось вам необычным? Укажите разряд этих прилагательных в языке и в данных текстах. Какие признаки помогают определить разряд прилагательных в этих текстах? С какой целью рекламодатели нестандартно употребляют прилагательные?

1) Кефир «Данон» - очень вкусный, очень полезный… и очень фруктовый!

2) Руль круглый- круглый, а колеса резиновые-резиновые (реклама автомобиля).

3) Самая туристическая компания в мире!

4) Стальные-престальные двери (реклама металлических дверей).

5) Новая «Рама» с молоком! Благодаря молоку её вкус стал ещё более нежным и сливочным! (реклама маргарина)

6. Какими частями речи могут быть слова простой, гнет, пила? Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

7. Какое из этих прилагательных по составу отличается от остальных? Ответ обоснуйте. Плоский, броский, веский, пермский, майский.

8. Реши лингвистическую задачу? Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера. Когда я видел сестру, а когда брата?

9.Дайте лингвистическое (теоретическое) название выражениям: собачья жизнь, собака на сене, вот где собака зарыта, как кошка с собакой. Объясните, как вы понимаете каждое выражение.

10. Укажите (сгруппируйте) слова, имеющие одинаковое окончание: ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей.

11. Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1-го склонения: метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня.

12. Замените иностранные слова синонимами: актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

13. Сколько стоит книга, если за неё надо заплатить два пятиалтынных? В ответе используйте современную систему денежных знаков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.