Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI класс - 204 часов






VII класс - 136 часов

VIII класс - 102 часов

IХ класс - 68 часов

Х класс - 68 часов

ХI класс - 68 часа

 

Пояснительная записка к программе по русскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья

В отличие от программы массовой школы программа по русскому языку для классов 4 вида носит ярко выраженную коррекционную направленность.

В процессе обучения русскому языку дети со зрительной депривацией учатся не только читать и грамотно писать, не только знакомятся с различными жанрами художественных произведений и приемами работы над ними, но и получают сведения из жизни природы и общества.

Овладение разносторонними знаниями, которые дети получают на уроках русского языка, расширяют кругозор учащихся, поднимают уровень их общего развития. Анализ литературных текстов, усвоение норм грамотного письма, формирование грамматических понятий, выполнение разного рода логических упражнений способствует развитию мышления у детей со зрительной депривацией.

На уроках русского языка осуществляется и воспитание детей со зрительной депривацией. Выполнение разнообразных упражнений с целью овладения программным материалом оказывает положительное влияние на привитие трудолюбия, настойчивости, на развитие внимания, активности и самостоятельности, способствуют формированию адекватной самооценки своей деятельности, умения найти эффективные и рациональные пути решения учебных задач, а в конечном итоге формируют личность ребенка.

Помимо этого, овладение родным языком для детей со зрительной депривацией имеет большое коррекционное значение. Оно обусловлено прежде всего той компенсаторной функцией, которую выполняет речь в условии сужения сферы чувственного познания. Известно, что язык, являясь средством общения и выражения мысли, служит одновременно и важным средством познания действительности, которое у детей со зрительной депривацией затруднено вследствие нарушения зрительного анализатора. Речь направляет процесс восприятия, уточняет и корригирует представления о недоступных для их восприятия предметах и явлениях. Реализуя задачу развития речи учащихся мы мы тем самым способствуем расширению сферы познания окружающего мира у детей со зрительной депривацией.

Коррекционное значение обучения русскому языку в школе 4 вида выражается и в том, что в процессе изучения данного предмета при условии организации учебной деятельности учащихся с учетом их специфики осуществляется коррекция всего психического развития детей со зрительной депривацией. Коррекционная направленность уроков определяется не только индивидуальными и возрастными особенностями детей со зрительной депривацией, но и программным содержанием учебного предмета. Весь курс русского языка представляет богатейшие возможности для коррекции нарушений развития психической деятельности учащихся. В частности, при изучении фонетики осуществляется коррекция фонематического слуха и произношения. Части речи – хороший материал для развития и коррекции представлений об окружающей действительности, для формирования предметной соотнесенности слова. Изучение темы «Предлог» способствует развитию ориентировки учащихся в малом и большом пространстве. Организованные и целенаправленные наблюдения детей со зрительной депривацией над явлениями природы, работа с картиной и диафильмами – все это совершенствует развитие наблюдательности у слабовидящих школьников, уровень которой является одним из критериев общего развития ребенка. При этом осуществляется и коррекция зрительного восприятия учащихся школ 4 вида. Кроме того, в процессе выполнения грамматико-орфографических упражнений, написания изложений и сочинений, составления планов к текстам и многих других видов работ тифлопедагог путем алгоритмизации осуществляет коррекцию способов и приемов умственной деятельности детей с нарушениями зрения.

Таким образом, русский язык как учебный предмет в школе 4 вида имеет огромное образовательное, развивающее и коррекционное значение. Ему принадлежит важнейшая роль в формировании личности ребенка со зрительной депривацией.

Так как цели и задачи обучения русскому языку в школах 4 вида и массовых школах совпадают, идентичны и принципы обучения детей со зрительной депривацией и детей с нормальным зрением.

Преподавание русского языка, как и других предметов, строится на общедидактических принципах: научности, систематичности и последовательности, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, наглядности и учета индивидуальных способностей учащихся. Однако пути реализации некоторых из них (в частности, принципов наглядности и учета индивидуальных особенностей) в школе 4 вида определяются не только спецификой учебного предмета, но и особенностями детей со зрительной депривацией.

На уроках русского языка в школах 4 вида применяются те же виды наглядности, что и в массовой школе. Однако у учащихся школы 4 вида гораздо чаще встречается недоразвитие фонематического и речевого слуха, дефекты произношения. В связи с этим особое значение приобретает звуковая наглядность: четкое произношение слов и выразительное чтение, подбор ярких образов и примеров. Недооценка этого вида наглядности приводит к таким ошибкам, как пропуск и перестановка букв при письме, неумение отделить одно предложение от другого, правильно поставить знаки препинания, а также к формальному усвоению таких понятий, как звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, ударные и безударные.

Исходя из положения современной специальной психологии о том, что методы и приемы обучения в школе 4 вида должны быть направлены на коррекцию и развитие зрительного восприятия, большая роль в процессе обучения русскому языку в школе 4 вида отводится зрительной наглядности. Но в отличие от массовой школы формы зрительной наглядности и ее использования в школе 4 вида зависят не только от характера изучаемого материала, но и от зрительных возможностей учащихся.

Виды зрительной наглядности при обучении русскому языку разнообразны: картины, рисунки, схемы, таблицы; выделение слов и их форм шрифтом, цветом, подчеркиванием, особыми значками. Ряд печатных пособий, изданных для массовых школ может, при условии правильно организованного восприятия их могут быть использованы и в школе 4 вида. В.А.Феоктистовой экспериментально доказано, что средний размер рисунков и картин, предназначенных для индивидуального пользования детьми со зрительной депривацией, должен быть 27Х18 см, а время их рассматривания 2-4 минуты.

В процессе наблюдений предметов и явлений действительности, работы по картинам, при использовании рисунков решающая роль отводится слову учителя, направляющему восприятие ребенка со зрительной депривацией. Под руководством тифлопедагога осуществляется коррекция зрительного восприятия: дети учатся не просто смотреть, а видеть, выделять существенные признаки, отделять главное от второстепенного, устанавливать причинно-следственные связи.

Необходимым условием успешного обучения русскому языку детей со зрительной депривацией является учет их индивидуальных особенностей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям со зрительной депривацией осуществляется во всех звеньях обучения русскому языку.

Для школ 4 вида рекомендуется единый орфографический режим. Дети со зрительной депривацией пишут черной пастой как наиболее контрастной, безнаклонным письмом, которое является наиболее рациональным с гигиенической точки зрения. По сравнению с наклонным оно обеспечивает более благоприятные возможности для формирования нормальной осанки, равномерную нагрузку на симметричные мышцы туловища, не вызывает отрицательного воздействия на зрительную работоспособность, т.к. при прямом положении тетради и корпуса создается одинаковое расстояние от обоих глаз до строки.

Обязательным гигиеническим требованием к проведению уроков русского языка является проведение физкультминуток.

Коррекционные задачи:

1. развитие зрительной памяти и внимания;

2. развитие слуховой памяти и внимания;

3. развитие умения работать по словесной и письменной инструкции,

алгоритму;

4. развитие умения планировать деятельность;

5. развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словарно-логического мышления (умение видеть и

устанавливать логические связи между предметами, явлениями,

событиями).

6. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ.

7. совершенствование социокультурных навыков.

8. развитие речи, владение техникой чтения, речи.

9. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

10. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

 

Специальные методы:

• Наглядно-образные методы (отработка навыков ориентировки в фотоизображениях, на картинах художников)

• Работа с произведениями изобразительного искусства. Обучение алгоритму восприятия картины (ближний, дальний планы, восприятие деталей, общее восприятие изображения); обучение пониманию условностей стилизации художественного произведения, авторского замысла, манеры исполнения картины, обучение отличать художественное произведение от фотографий и иллюстративных изображений, глубоко понимать изображенное на картинах, осмысливать внутреннюю связь сюжета и композиции, различать художественную манеру.

Специальные условия:

• Выполнение офтальмо-гигиенических требований в ОУ IV вида.

• Использование средств оптической коррекции.

• Использование индивидуального раздаточного материала для детей с различной степенью нарушения зрения (увеличение шрифта, контрастность).

• Соблюдение зрительного режима (согласно рекомендациям врача-офтальмолога).

• Смена зрительных режимов (ближнего и дальнего) с целью предотвращения зрительного утомления.

• Уменьшение объема письменных работ.

• Увеличение масштаба предъявляемых изображений (схем, таблиц, текстов, картин и т.д.).

• Проведение на каждом уроке зрительной гимнастики.

• Оформление презентаций (шрифт, фон, отсутствие анимации)

• Уменьшение времени использования средств ИКТ на уроке

 

 

Коррекционные задачи:

1. развитие зрительной памяти и внимания;

2. развитие слуховой памяти и внимания;

3. развитие умения работать по словесной и письменной инструкции,

алгоритму;

4. развитие умения планировать деятельность;

5. развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словарно-логического мышления (умение видеть и

устанавливать логические связи между предметами, явлениями,

событиями).

6. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ.

7. совершенствование социокультурных навыков.

8. развитие речи, владение техникой чтения, речи.

9. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

10. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;

 

Специальные методы:

• Наглядно-образные методы (отработка навыков ориентировки в фотоизображениях, на картинах художников)

• Работа с произведениями изобразительного искусства. Обучение алгоритму восприятия картины (ближний, дальний планы, восприятие деталей, общее восприятие изображения); обучение пониманию условностей стилизации художественного произведения, авторского замысла, манеры исполнения картины, обучение отличать художественное произведение от фотографий и иллюстративных изображений, глубоко понимать изображенное на картинах, осмысливать внутреннюю связь сюжета и композиции, различать художественную манеру.

Специальные условия:

• Выполнение офтальмо-гигиенических требований в ОУ IV вида.

• Использование средств оптической коррекции.

• Использование индивидуального раздаточного материала для детей с различной степенью нарушения зрения (увеличение шрифта, контрастность).

• Соблюдение зрительного режима (согласно рекомендациям врача-офтальмолога).

• Смена зрительных режимов (ближнего и дальнего) с целью предотвращения зрительного утомления.

• Уменьшение объема письменных работ.

• Увеличение масштаба предъявляемых изображений (схем, таблиц, текстов, картин и т.д.).

• Проведение на каждом уроке зрительной гимнастики.

• Оформление презентаций (шрифт, фон, отсутствие анимации)

• Уменьшение времени использования средств ИКТ на уроке

 

Офтальэргономические условия образовательного

6-г класса на 2015-2016 уч. год Классный руководитель Дмитренко Т.Н.

Фамилия, имя Рекомендации офтальмолога Средства оптической коррекции Наличие подставки Парта Примечания
    витаминотерапия, соблюдение режима зрительной нагрузки, гимнастика для глаз   Работа на подставке 1 левый ряд Частая смена деятельности
    витаминотерапия, соблюдение режима зрительной нагрузки, гимнастика для глаз     1-2 средний ряд  
    витаминотерапия, соблюдение режима зрительной нагрузки     1-2 средний ряд  
        Работа на подставке Не дальше 3 левый ряд  
    витаминотерапия, соблюдение режима зрительной нагрузки     1-2 правый ряд  
    витаминотерапия, соблюдение режима зрительной нагрузки   Работа на подставке 1-2 правый ряд  
        Работа на подставке 1-2 левый ряд Быстрая утомляемость
    Зрит. режим, консульт. офтальм Очки   1-2 средний ряд  
    витаминотерапия, соблюдение режима зрительной нагрузки, гимнастика для глаз   Работа на подставке 1 средний ряд  
    витаминотерапия, соблюдение режима зрительной нагрузки   Работа на подставке Не дальше 3 парты  

 

 

Содержание рабочей программы

б КЛАСС (175 ч + 35 ч)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.