Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Применение принципов формирования здорового образа жизни.






Применение принципов здорового образа жизни

Основные принципы здорового образа жизни

· Рациональное питание

· Повышение защитных сил организма

· Высокая двигательная активность

· Благоприятный психологический климат

· Преодоление вредных привычек

· Правильный режим труда и отдыха

· Соблюдение правил личной гигиены

Тема 5. Применение принципов формирования здорового образа жизни.

 

Понятие «здоровый образ жизни» во мнении разных людей оказывается довольно спорным, что связано с двумя проблемами. Во-первых, в самом здоровом образе жизни каждый человека видит не всю совокупность формирующих его компонентов, а лишь тот его аспект, с которым он лучше всего знаком. Именно этим обусловлен широко известный тезис: здоровый образ жизни — это не пить, не курить и заниматься физкультурой. Ничего удивительного в таком взгляде нет, потому что он сам по себе бесспорен, очевиден. А вот если доказывать, что разбираешься в вопросах рационального питания, психорегуляции, закаливания... — тут уже можно встретить не только соратников, но и оппонентов.

Во-вторых, трудности в объективной характеристике здорового образа жизни обусловлены тем обстоятельством, что до настоящего времени, как это не прискорбно, не существует научно обоснованных рекомендации в отношении почти любого компонента, формирующего жизнедеятельность. Об этом свидетельствуют, например, различия и противоречивость имеющихся по этим вопросам рекомендаций в разных странах (например, по рациональному питанию, определению нормальной массы тела и др.) или периодически нарастающие дифирамбы, а затем хула на то или иное средство жизнедеятельности (например, на роды в воду, на «Детку» U.K. Иванова, на определенные средства народной медицины и т.п.). Именно поэтому человек оказывается заложником доминирующих в настоящее время представлении, навязчивом рекламы, некомпетентных людей (увы, — в том числе порой и врачей, которым мы слепо доверяем), сомнительного качества доступной литературы и пр.

Человек (как будет показано в следующем разделе) представляет собой противоречивое единство эволюционного прошлого и социального настоящего. Исходя из этого, будет справедливо утверждать, что именно это обстоятельство должно быть отравным в поисках методологии здорового образа жизни. Прежде всего это означает, что его следует рассматривать с позиций генотипа и фенотипа данного человека. Например, зеленые яблоки должны найти свое место в рационе человека с пониженным уровнем желудочной секреции, но их желательно избегать человеку с повышенной секрецией; в выборе вида спорта холерику больше подойдут единоборства или игры, а флегматику — упражнения на выносливость; человеку, относящемуся к функционально-метаболической классификации «стайер», вряд ли стоит на несколько дней ездить на отдых в зарубежье, а вот «спринтеру» это сделать даже желательно...

Следовательно, в определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. С этих образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, т.е. даже при наличии основополагающих рекомендаций по построению здорового образа жизни у каждого человека он должен быть своим, имеющим собственные специфические особенности. Так, в разработке программы здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип темперамента, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность, национальность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.) и пр. Кроме того, в исходных посылках важное место должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры.

Существует целый ряд обстоятельств, общих для всех людей и построенных на базисных принципах организации и содержания здорового образа жизни, о которых будет сказано ниже. Пока лишь отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

 

§ Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

§ В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

§ В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

§ Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Итак, у каждого человека должна быть своя система здоровья как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует. Понятно, что для выработки «своей» системы человек перепробует различные средства и системы, проанализирует их приемлемость для него и эффективность, отберет лучшее.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы считать его здоровым? В этом должен помочь анализ факторов, которые в нашем повседневном поведении помогают и которые вредят здоровью (табл. 4).

Таблица 4. Факторы образа жизни, сказывающиеся на здоровье человека

 

Факторы Положительные Отрицательные
Цели в жизни Ясные, позитивные Отсутствуют или неясные
Оценка своих достижений, места в жизни (самооценка) Удовлетворенность, ощущение благополучия Неудовлетворенность, синдром неудачника
Настрой на долгую здоровую жизнь Сформирован Отсутствует
Доминирующее настроение (эмоциональное состояние) Эмоциональная гармония Отрицательные эмоции, фиксация на стрессовых состояниях
Уровень культуры — общей, духовной, нравственной, физической Высокий Низкий
Отношение к здоровью    
Менталитет здоровья Сформирован Отсутствует
Уровень культуры здоровья, в том числе: Высокий Низкий или отсутствует
Осознанность отношения к здоровью Сформирована Отсутствует
Место здоровья в иерархии ценностей и потребностей Приоритетное Иные приоритеты (вещизм, карьера) в ущерб здоровью
Уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья (валеологическое образование) Высокий, стремление к повышению валеологической образованности Низкий, отсутствие стремления к освоению валеологических знаний
Стиль жизни, в том числе: Здоровый Нездоровый
Социально полезная активная деятельность Любимая работа (учеба), профессионализм Неудовлетворенность работой (учебой)
Оздоровительная, в том числе физическая активность Оптимальная Отсутствует или недостаточна
Самоконтроль Использование интегрального метода оценки своего состояния Отсутствие, игнорирование последствий вредных привычек
Профилактика заболеваемости Постоянная, эффективная Неэффективная, необоснованное самолечение
Отношение к нормам ЗОЖ в повседневной жизни Соблюдение, здоровые привычки Вредные привычки, нездоровое поведение
Режим дня, труда и отдыха Четкий, рациональный Беспорядочный
Питание Полноценное Некачественное
Состояние    
Вес Нормальный Избыточный или недостаточный
Профилактические медицинские осмотры Регулярные Несвоевременные
Оценка по показателям оптимального и нормального здоровья Соответствует Не соответствует
Адаптационные возможности организма Достаточные Недостаточные
Наследственность Неотягощенная Отягощенная
Заболевания Отсутствуют Есть
Условия жизни    
Социально-политические Благоприятные Неблагоприятные
Экономические (материальные) Достаточные Недостаточные
Экологические Благоприятные Неблагоприятные
Бытовые, в томчисле влияниеокружающих Благоприятные неблагоприятные
Стрессовые нагрузки на работе (в учебе) и в быту Умеренные Чрезмерные
Отношения в семье Здоровые Проблемные
Воспитание детей С установкой на здоровье Вопреки нормам ЗОЖ
Влияние на детейповедения родителей, педагогов, медработников Положительное — примерами соблюдениянорм ЗОЖ Отрицательное — пренебрежение требованиями ЗОЖ
Круг общения(компания) Приятный, здоровый Нездоровый илинедостаток общения, одиночество
Общественнаяоценка личности идеятельностичеловека Положительная, одобрение и поддержка Негативная, социальнаяизоляция, отсутствиеподдержки





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.