Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебный год






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Городского округа город Салават Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ№4»г. Салавата

________ С.В. Турченкова

Приказ №_______

от «___»__________ 2015г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Шершуковой Татьяны Алексеевны, учителя высшей категории

по предмету «Окружающий мир»

Класс

СОГЛАСОВАНО на заседании МО от «___» ______2015г. протокол №____     СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ /И.Б.Малкова/   «___» ____________ 2015г.    

 

учебный год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. «Просвещение», 2011г.), планируемых результатов начального общего образования (М. «Просвещение», 2010г.), сборника рабочих программ Л.Г.Петерсон, О.А.Железновой «Перспектива» (М. «Просвещение», 2011г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 4» г. Салавата, учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Салавата, годового учебного календарного графика на текущий учебный год, авторской программы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы. (М. «Просвещение», 2011г.).

При разработке программы учитывались национально-региональная специфика, этнокультурные образовательные потребности учащихся, родителей (законных представителей). Содержание предмета дополнено материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и культурные особенности народов Республики Башкортостан.

Программа ориентирована на использование учебника для 4 класса УМК «Песпектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» (учебник с приложением на электронном носителе 4 класс. М.: «Просвещение»-2014 г.)

УМК «Перспектива» создан под руководством кандидата педагогических наук Климановой Л.Ф., и представляют собой разработку из современных достижений в психологии и педагогике, сохраняя при этом связь с традициями классического школьного образования, а так же к плюсам программы относятся доступность и качественное усвоение материала, многостороннее развитие школьника, учитывая его возрастные особенности. УМК «Перспектива» предлагает новый подход в педагогике, где у детей всегда есть мотивация к познанию окружающего мира и людей посредством общения. Комплект создавался одновременно с разработкой ФГОС, тесно сотрудничая с разработчиками стандарта.

Учебник включён в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014 г. № 253).

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащемуся материал, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Актуальность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования позитивных целевых установок, углубленного личностного восприятия и эмоционального отношения к миру природы и культуры в их единстве.

Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи реализации содержания курса:

  • формировать уважительное отношение к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • формировать осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Актуальность. Предмет «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер, в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что:

· имеет экологическую направленность;

· имеет ярко выраженный интегративный характер;

· соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;

· даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика предмета.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.

В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность. Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.Правила пользования транспортом. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Ценностные ориентиры содержания предмета:

• природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

• культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;

• наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

• человечество как многообразие народов, культур, религий;

• международное сотрудничество как основа мира на Земле;

• патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

• семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

• труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

• здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;

• нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

При разработке программы учитывались национально-региональная специфика, этнокультурные образовательные потребности учащихся, родителей (законных представителей). Содержание предмета дополнено материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и культурные особенности народов Республики Башкортостан (20% от общего количества часов). Национально-региональный компонент даёт учителю конкретные ориентиры в системном отборе материала природы и культуры своего края.

Место предмета в учебном плане.

На изучение «Окружающего мира» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, 68часов (34 учебные недели).

 

Результаты изучения предмета.

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Предметные результаты (знания, умения, навыки)

Учащийся научится:

· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

· узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;

· различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

· используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в том числе и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т. ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

· проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии; – об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;

· находить на физической карте России равнины и горы, реки и озёра, моря;

· определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте; природные зоны республики;

· приводить примеры полезных ископаемых, добываемых в России, на территории Республики Башкортостан;

· характеризовать воздействие человека на природу, меры по её охране;

· рассказывать об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в изучаемый период;

· называть имена и обосновывать роль княгини Ольги, древнерусских князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Даниила Московского, первого царя Московской Руси-Ивана Грозного, князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина в жизни Древнерусского государства;

· называть имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов.

· характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны, приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков, родственников;

· соблюдать правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года;

· соблюдать правила противопожарной безопасности;

· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Учащийся получит возможность научиться:

· осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

· ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

· наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

· решать учебные и практические задачи, работая по физической карте России, карте Республики Башкортостан;

· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

· определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-ом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • работать по предложенному учителем плану.

Учащийся получит возможность научиться:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
  • отличать верно выполненное задание от неверного.
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Учащийся научится:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
  • моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем;
  • передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учащийся получит возможность научиться:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других.;
  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры), работать в группах и парах.

Личностные результаты

Учащийся научится:

· ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья»;

· уважительно относится к людям разных профессий;

· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

· знать и выполнять правила о гигиене учебного труда и организации рабочего места;

· в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Учащийся получит возможность научиться:

· называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

· положительно относится к занятиям предметно-практической деятельностью;

· понимать причины успеха в предметно-практической деятельности;

· определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения;

· использовать на практике знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;

· в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником;

репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; проблемное изложение изучаемого материала;
частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя;

проектная деятельность;

учебная экскурсия.

 

Формы организации процесса обучения:

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы:

 

Текущая аттестация Итоговая аттестация Урочная деятельность Внеурочная деятельность
- устный опрос - тест - творческая работа (проект) - диагностическая контрольная работа - анализ динамики текущей успеваемости - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет
- портфолио

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мы- граждане единого Отечества (12 ч)

Общество, его признаки. Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Конституция России- основной документ Российской Федерации. Конвенция о правах ребёнка.Соблюдение правил безопасности дорожного движения.Государственное устройство России. Особенности субъектов Российской Федерации.Республика Башкортостан- субъект Российской Федерации. Государственная граница России, её значение, охрана. Страны ближнего зарубежья. Творческое сотрудничество в культуре народов России и мира. Пословицы и поговорки башкирского народа. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России.

По родным просторам (23ч)

Понятие о физической карте России. Представление о формах земной поверхности. Особенности земной поверхности Республики Башкортостан. Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Полезные ископаемые Республики Башкортостан. Бережное использование полезных ископаемых. Реки России, их значение в жизни людей. Реки Республики Башкортостан. Озёра России, их значение в жизни людей. Озёра Республики Башкортостан. Моря, омывающие берега России. Представление о природных зонах России. Природные зоны Республики Башкортостан. Природная зона арктических пустынь. Природная зона тундры. Природная зона лесов. Природная зона степей. Природная зона пустынь. Природная зона Черноморского побережья Кавказа. Особенности хозяйственной жизни народов России. Правила противопожарной безопасности. Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. Экологическое равновесие Республики Башкортостан. Растения и животные из Красной книги России. Красная книга нашей республики. Заповедники и национальные парки России. Правила поведения во время похода.

Путешествие по Реке времени (25 ч)

Источники знаний о прошлом. Рассказы о недавнем прошлом башкирского края. Роль науки археологии в изучении прошлого. Древнерусская летопись. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси.Расширение границ Древнерусского государства. Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества. Подвижники Руси и землепроходцы. События Смутного времени на Руси. Преобразование в жизни страны в эпоху Петра I.Деятельность великих соотечественников в жизни страны в послепетровскую эпоху. Отечественная война 1812 года. Российская империя в XIX веке. Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX- начале XX вв.Развитие изобразительного искусства и литературы в XIX- начале XX в.События в истории России начала XX в.Особенности развития страны в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.Подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны1941-1945гг.Трудовые подвиги наших земляков в тылу во время Великой Отечественной войны. Значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти народа.Созидательная деятельность наших соотечественников в послевоенные годы. Достижения

страны в 1950- 1970 гг.

Мы строим будущее России (8ч)

Особенности жизни страны в первом десятилетии XXI в.Понятие о продовольственной безопасности страны. Социальная ответственность граждан – залог благополучия России. Положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения жизни граждан Республики Башкортостан. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Сохранение традиционного наследия башкирского народа. Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Личностные:

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

3. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

5. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по­лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:

3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре­зентации.

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать:

1. название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;

2. государственную символику России, Республики Башкортостан;

3. государственные праздники;

4. основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

5. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

6. правила сохранения и укрепления здоровья;

7. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

8. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

9. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

10. различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

11. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

12. показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

13. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

14. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

15. ориентирования на местности с помощью компаса;

16. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

17. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

18. ухода за растениями (животными);

19. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

20. оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

21. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;

22. постоянного обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

23. выполнения правил поведения в природе;

24. рассказов о родном крае, родной стране, столице.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.