Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему одни успешнее, чем другие






Прожив какую-то часть жизни, вы уже поняли: одни люди оказываются более способными достигать успеха в своей деятельности, другие – менее. Неспособность реализовать желание, является следствием наших ограничивающих убеждений.

Провели эксперимент. У петухов обычно самый главный самец (альфа-самец) имеет самый большой гребень. Ученые попытались определить, что ему помогает преуспеть. Альфа-самцу заклеили большой гребень. Сразу же другие самцы начали оспаривать его первенство и вступали с ним в схватку. И некоторые побеждали, проявляя гораздо больше наглости и настойчивости, чем раньше.

Как видите, силы осталось прежними, зато изменились убеждения. Изменился и результат.

Ограничивающие убеждения мешают нам использовать все возможности этого мира. Откуда убеждения берутся?

Однажды в Древней Индии учитель с учеником зашли на рынок и увидели у выхода трех слепых, сидящих на голой земле и собирающих милостыню. Учитель тут же воспользовался ситуацией, чтобы преподать ученику очередной урок. Он одолжил у знакомого торговца слона на полчасика, подвел его к слепым и сказал: «Уважаемые, я дам каждому из вас по серебряной драхме, если вы ощупаете этого слона, и расскажете мне, как он по-вашему выглядит». Один слепой поднялся, обхватил ногу слона и стал ее изучать, другой потрогал руками бивень, третий подержался за хвост. После чего первый говорит: «Слон – это большая толстая колонна». Второй сказал: «Нет, слон – это огромный острый меч, грозное оружие», на что третий закричал: «Глупцы, слон – это веревка». Три слепца начали спорить и ругаться, и в конце концов, окончательно поссорились. «Ты все понял?» - спросил учитель, глядя на ученика. «Да, господин, я все понял, спасибо за урок», - ответил ученик.

Первая причина убеждений вполне понятна – это недостаток полного видения. Мы тоже по отношению ко многим вещам слепые.

Рассмотрим органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Мы способны слышать звук в диапазоне от 20 до 20 000 колебаний в секунду. Все, что больше или меньше, нам недоступно. Но звуковые волны других диапазонов тоже существуют, и ничем не отличаются от тех волн, что мы способны услышать. Но для нас их нет. А если бы мы их слышали, мы имели бы более полную информацию об окружающем мире и соответственно больше возможностей. Насколько бы древнему человеку легче было бы спасаться от хищников или охотиться, обладай он слухом летучей мыши, которая улавливает ультразвуковые колебания.

Зрительная система человека тоже способна улавливать только электромагнитные волны, располагающиеся в интервале от 380 до 680 миллимикрон. Волны других величин человеческим глазом не воспринимаются. Но они есть.

А теперь представьте, если бы мы все это чувствовали. Стены для нас были бы прозрачными, ночью мы бы все видели, читали бы мысли человека.

Современные приборы расширили наш мир. Есть термометры, барометры, осциллографы, счетчики Гейгера, приборы ночного видения, детекторы лжи, телескопы, микроскопы, и благодаря подобным приборам мы познали мир фантастическим образом. Но непознанного еще очень много. А люди считают, если чего-то нет в наших ощущениях, значит, этого нет вообще.

 

*****

 

Но ограничения наших органов чувств - это только первая причина, отделяющая нас от истинной реальности. Есть еще ограничения, полученные в результате личного опыта.

Перед крысами клали кусочек сыра, но как только они приближались к нему, получали удар током. Первая серия опытов включала десять попыток, после которых удары током прекращались. 90 % крыс, участвующих в опыте прекратили дальнейшие попытки, но 10 % были более настойчивыми и получили пищу на одиннадцатой попытке. В другой серии опыта с другими крысами давали 20 ударов токов. Такой серии хватило, чтобы все 100 % крыс заставить отказаться от стремления пище. Если же в опыте участвовали крысы из предыдущих серий, прошедшие удары током, но дотерпевшие до успеха, то они даже после сотни ударов током продолжали делать попытки. После этого взяли новых крыс и начали новый опыт, в котором первая серия включала только два удара током, после которых все крысы получали пищу, затем увеличивали до десяти, и так постепенно доводили до нескольких сотен. В этом случае все 100 % крыс делали в дальнейшем несколько тысяч попыток. Опыт имел целью показать, как формируется наученная беспомощность и наученная высокая успешность.

Легко провести параллель с проявлением требовательности к детям и с формированием их самооценки.

Каждый человек накапливает с первых секунд жизни множество опытов, которые складываются в личный набор убеждений, уникальный, как отпечатки пальцев. В соответствии с этими убеждениями мы и живем.

В большую ванну запустили голодных щук, а затем маленьких карасиков в стеклянных колбах с крошечными отверстиями. Щуки видели добычу и слышали запах, но все попытки съесть ее к успеху не приводили. Через некоторое время щуки перестали обращать внимания на карасиков. В следующей серии опытов карасиков запустили уже без колбочек, но на этот раз они были в полной безопасности, так как щуки не считали их за возможную добычу.

Такова сила ограничивающих убеждений. Пожизненный поведенческий условный рефлекс можно выработать не только на слонах, щуках и собачках Павлова, но и на людях. Все наши ограничивающие убеждения основаны на программах, самые прочные из которых записаны, как правило, в детстве. Все неудачники родом из детства. Мы до сих пор дети в теле взрослых.

«Если ты говоришь правду, - сказал он, - то, теряя жизнь, я ничего не теряю. Я немного больше животного, которого ударами и впроголодь научили плясать» (Ф. Ницше).

С крысами проводили и другой опыт. Их бросали в воду, и наблюдали, сколько они продержаться. Они тонули через 3 – 5 минут. Но если в последний момент крысу спасали, то в следующем подробном опыте она держалась больше двадцати минут. Она знала, спасение возможно. Ничто не придает столько реальных сил, как химерические убеждения. Я на себе это почувствовал, когда в детстве чуть не утонул, потому что «знал», что «я не смогу переплыть пруд». На середине пруда что-то внутри меня решило, что пора уходить на дно, и при этом я помню, что ничуточки не устал. Спасибо старшему брату, спас меня.

 

*****

 

Еще один источник убеждений – словесные внушения. Не надо даже личные опыты проходить, чтобы получить новое внушение. Достаточно послушать телевизор, почитать газету и поговорить с бабками в очереди. Мы люди доверчивые. Но особенно прочные убеждения закладываются словесными внушениями в детстве. Чем младше ребенок, тем меньше у него собственных мнений о мире и тем легче он принимает в систему своих убеждений то, что говорят ему о мире взрослые. Нам передают свои убеждения предыдущие поколения.

Немаловажную роль во внушении играет и наличие коллектива. Роль коллектива во внушении невероятно велика. Есть выражение: «Назови человека сто раз свиньей – он захрюкает». Но человек может захрюкать и после одного раза, при условии, что его единовременно назвали свиньей сто человек.

Однажды служитель храма нес барашка, чтобы принести его в жертву. Три голодных плута решили добыть этого барашка себе на ужин. Первый из них встречает служителя на тропинке и спрашивает:

– Куда ты несешь эту собаку?

Служка подумал, что это какой-то сумасшедший или шутник и ничего не ответил. Через некоторое время ему встречается другой человек и тоже спрашивает:

– Тебе больше делать нечего, что ты носишь собак на плечах? Отпусти бедное животное.

Тут служка заволновался. Он остановился, внимательно оглядел и ощупал свое животное. Убедившись, что это барашек, он пошел дальше, хотя сомнения начали его преследовать. Увидев третьего прохожего, он стал наблюдать за его поведением, надеясь, что тот вернет ему первоначальную уверенность. Однако прохожий сказал:

– С каких пор это люди носят собак на себе? Не сошел ли ты с ума?

«Действительно, нужно быть сумасшедшим, чтобы в храме приносить в жертву собаку», – подумал служитель храма и бросил барашка (Лавский).

Чтобы быть пройдохой, надо быть психологом. Если вы думаете, что вы не такие глупые, что вас так не обманешь, то ошибаетесь. Глупость здесь ни при чем, мы все результат взаимного внушения. Разница только в том, что для кого-то достаточно, чтобы три раза назвали барашка собакой, другим понадобится тридцать раз.

Мы все подвержены внушению в качестве членов общества. Этого невозможно избежать. Способность к внушению (и само внушению) – важнейшее качество, необходимое нам для того, чтобы сознанием создавать мир.

 

*****

 

Но самый удивительный механизм передачи убеждений – это эмоциональная заразительность, или индукция. Убеждения могут индуцироваться минуя слова, напрямую через внутренние состояния.

В 1631 году произошла известная в истории эпидемия бесноватости в общине католического ордена урсулинок во французском городе Лудене. В основном это были девушки из обеспеченных семей, среди которых были и дочери знатных лиц. Одной из них ночью привиделся дьявол. Каждый день она рассказывала об этом подругам. Через некоторое время уже большинству девушек общины стали приходить видения. У них начались галлюцинации, сомнамбулизм; девушки рассказывали о пришествии к ним злых духов с именами Асмодей, Левиафан, Бегемот, Дагон, Магон. Один из священников попытался провести сеанс экзорцизма – изгнания дьявольских сущностей, завладевших их телами. Сеанс проходил в церкви, в присутствии большого количества людей. Во время сеанса одержимые бесновались несколько часов, говорили голосами бесов и угрожали. После этого демоны стали преследовать молодых девушек во всем Лудене. Эпидемия перекинулась на окрестности и прекратилась только после того, как всех бесноватых разъединили.

Недавно в программе новостей передавали информацию, что в каком-то южном городе в больницу попало много девочек с отравлением. Затем врачи официально признали – это было псевдоотравление психогенной природы. Девочки стали жертвой социодемии – болезненных симптомов, индуцированных массовыми слухами.

На индукции основаны массовые целительские ритуалы. Они известны с незапамятных времен и продолжают пользоваться популярностью сегодня. Еще Платон упоминал о духовном движении корибантов. Корибанты исцеляли посредством заразительного танца. Реакции, согласно Платону, были впечатляющими: рыдания, сильные сердцебиения, судороги и трансы.

Переживание единства не может осознать логический разум. Это уровень, на котором косяк из миллионов рыб одновременно, с точностью до долей секунды, изменяет направление движения. Это уровень, на котором стая саранчи из десятков миллионов особей, занимающих площадь несколько квадратных километров, одновременно «узнает» момент, в который всем нужно взмыть в воздух, превращаясь в многокилометровую черную тучу. Это уровень, благодаря которому на массовом сеансе неподготовленный человек получает видения из таких глубин бессознательного, которых в индивидуальной практике можно достичь только в результате многолетних медитаций. Это тот уровень, на котором работают пословицы: «Сосед хромого и сам хромать начинает», «С кем поведешься, от того и наберешься», «Богатство и бедность заразительны».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.