Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение субъектов рынка в условиях совершенной конкурентной среды






 

Одной из моделей ведения рыночного хозяйства является рынок свободной или совершенной конкуренции.

Под рынком совершенной конкуренции понимается рынок, на котором присутствует значительное количество продавцов и покупателей. Каждый из субъектов рынка свободен в выборе продавца или покупателя. Каждый из продавцов производит незначительный объем продукта в сравнении с емкостью и размерами рынка данного товара, поэтому не может существенно повлиять на цену и предложение товаров. Каждый субъект имеет возможность свободно войти на рынок со своим товаром и свободно выйти из него. Цена на товар, формируемая на рынке свободной конкуренции, зависит от действия рыночного механизма, следовательно, устанавливается независимо от продавцов под воздействием спроса и предложения. Фирмы на рынок производят однородную стандартизированную продукцию.

Так как на рынке свободной конкуренции много продавцов и покупателей, а объемы продаж незначительны, отдельным производителям достаточно тяжело учесть состояние рынка, поэтому, производя продукцию, они подвергаются риску утраты капитала в условиях неопределенности. Для уменьшения риска и роста прибыли каждая фирма стремится снизить издержки производства ниже средних затрат. Поскольку подобной тактике придерживаются все участники рынка, в обществе происходит эффективное распределение и использование ресурсов. В то же время на рынке свободной конкуренции под воздействием спроса и предложения формируются наиболее гибкие цены на товары и услуги, удовлетворяющие потребительский спрос. Многообразие продавцов на рынке дает возможность покупателям выбрать наиболее подходящий товар. Так как продавцы имеют на свои товары объективно формируемые цены, то конкурировать друг с другом они могут только на основе качества и территориальной принадлежности. Среди продавцов идет борьба за своего покупателя. Для достижения конкурентности своего товара продавцы стремятся улучшить его качество с помощью оказания дополнительных услуг. Например, для такого высококонкурентного рынка, как рынок парикмахерских услуг, с целью привлечения клиентов мы можем предложить обслуживание на дому, стрижку «горячими» ножницами и т. п.

Следовательно, несмотря на то, что фирмы производят стандартизированную продукцию, каждая из них стремиться дистанцировать свой товар и придать ему свою специфику.

Одним из важных факторов на рынке совершенной конкуренции играет территориальная принадлежность. Хотя каждая из фирм стремится минимизировать издержки, но в результате общих усилий они снижаются у всех фирм и представляют примерно одинаковую величину, поэтому фирмы обязаны обращать внимание на транспортные издержки. Перевозка товаров на большие расстояния делает их дороже, так как фирмы стремятся компенсировать расходы на транспорт. Рост цены на товар ограничивает его возможность расширить рынок, ведь фирма не может установить цену монопольно.

Так как на рынке кроме множества продавцов находится множество покупателей, то спрос на товары не дает цене опускаться слишком низко. В противном случае продавцы могли бы отказаться от производства товара, и его количество могло бы уменьшиться и привести к появлению несовершенной конкуренции.

Покупатели представляют собой разнородных субъектов с различными вкусами и потребностями, поэтому фирмы несмотря на то, что производят стандартизированную продукцию, стремятся учесть потребности отдельных категорий людей. Например, из множества фирм, производящих одежду, кто-то специализируется на выпуске мужских костюмов, кто-то занимается выпуском пальто и т. п. Таким образом, специализируясь, фирмы на рынке свободной конкуренции пытаются внести элемент упорядоченности и предсказуемости.

Стремление к специализации обоснованно возможностями завоевания и удержания сектора рынка. Однако только специализация для удержания сектора рынка предприятий недостаточна. Предприятия должны также обладать гибкостью в совершенствовании предлагаемого товара или услуги, в смене ассортимента производимых благ, наконец, возможности перехода в другую отрасль.

Так как на рынке работают малые предприятия, то уже из-за их размеров они обладают достаточно большой гибкостью.

Структура рынка совершенной конкуренции весьма подвижна, потому что на нем одновременно и возникает множество предприятий, и примерно столько же предприятий исчезают.

Причины, побудившие предприятия уйти с рынка, разнообразны. На данном рынке ресурсы распределяются также свободно, как и товары. Поэтому отдельные предприятия могут вовремя не получить необходимые им ресурсы, что ставит их на ступень краха. Рабочая сила также существует в условиях свободного найма, поэтому некоторые фирмы могут не найти необходимого количества работников нужной квалификации. Кроме того, технология, применяемая предприятием, может устареть. В данном случае фирма может иметь издержки, не окупаемые в цене.

Наконец, у потребителей могу поменяться вкусы, и товар, произведенный фирмой, не будет востребован на рынке.

Совершенная конкуренция на рынке оказывает влияние как на производителей, так и на потребителей. При сокращении производства конкуренция среди потребителей усиливается, что стимулирует производителей войти на рынок с собственным товаром. С ростом производства происходит насыщение рынка товарами, конкуренция среди потребителей ослабевает и усиливается конкуренция среди производителей, что делает рынок не привлекательным для вхождения на него дополнительных производителей. Установившееся равновесие на рынке свободной конкуренции удерживает неизменное число производителей на нем возможностью получать нормальную прибыль. Следовательно, в отрасли остаются те предприятия, у которых средние издержки равны средней цене на производимый продукт.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.