Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аристотель (384—322 гг. до н.э.)






«Александр Македонский греческой философии». В Афинах открыл школу у Ликеиского храма (Лицей). Дал классификацию наук: теоретические — познание ради познания; практические — дают идеи для поведения человека; творческие — познание с целью осуществления чего-либо прекрасного.

Логика — инструмент познания, введение в философию.

Аристотель

Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория — сущность. Она — основа, которой принадлежат все остальные свойства.

Бытие у Аристотеля: — система категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя — это возможность, а форма — действительность. Энтилехия — осуществление вещи в движении от материи к форме.

Движение: — «Не существует движения помимо вещей».

Движение — это процесс превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую).

Учение о материи, энергии, форме и энтилехии лежит в основе учения о причине.

В «Категориях» он пишет о 6 видах движения:
1. Возникновение.
2. Уничтожение.
3. Рост.
4. Уменьшение.
5. Качественные изменения.
6. Смена в пространстве.

Покой — состояние, где нет насильственного и противного природе.

Душа начало жизни. «Виды» души:
растительная — ведает функциями питания, роста, размножения. Общая для всех одушевленных
животная — проявляется в чувствах, желаниях, т.е. стремлении к приятному и избегании неприятного
разумная душа — человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом.

Мировой разум — предводитель, разум деятельный, в отличие от человеческого разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» — это бог. Бог — разум, мысль, которая лепит самое себя».

Процесс познания: Тело — внешнее раздражение — ощущение — воображение — мышление. Объект познания — реальный мир. Природа первична. Аристотель — сенсуалист.

Мышление — изучается логикой. Порядок вещей в природе — верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, и объективно — к истине.

Созерцание — высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды — человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитанием молодежи. Творец общества — средний класс.

Аристотель разработал типологию государств:

1. Правильные:
— царская власть (один па благо всех) монархия
— аристократия — власть немногих в интересах общества
— полития — правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза.

2. Неправильные:
— тирания (одного ради своих интересов)
— олигархия (немногих ради себя)
— демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).

Лучшее — полития.

Вводит понятие «средней формы» государства:
— в нравах — умеренность
— в имуществе — средний достаток
— во власти — средний класс.

Понятие «справедливости»:
а) уравнивающая — источник — закон
б) распределяющая — от вклада каждого

Человек — общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.