Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сократ и Платон






Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии выделяют развития философии четыре основных этапа. Первый - охватывает период с VII до V в. до н. э., обычно его называют досократовским (а философов — соответственно, до-сократиками). Сюда же относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.

Второй этап — примерно с половины Vв. и до конца IV в. до н. э.— классический, связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижения античности.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV в.— II в. до н. э.) называют обычно эллинистическим. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию философских систем, формируются философские школы: перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. На этот период приходится творчество видных философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к разработке проблем этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинистической культуры.

Четвертый этап в развитии античной философии (Iв. до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—Vвв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Сократ и Платон

Сократ (469 — 399 до н.э.) — учитель Платона (Диалоги Платона, 13 диалогов). Отказался от изучения природы, космоса, т. к.:
1. Философы запутались в своих противоречиях.
2. Предметом познания могут быть только то, что во власти человека, т.е. его душа.

Сократ

«Познай самого себя». Главный предмет философии — этика. Правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. Пороки проистекают от невежества. Прометей подарил людям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, т. к. без этого они не могли жить вместе. Самое ценное качество — добродетель. Для того, чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель.

Сократические беседы. Ряд вопросов, в ходе которых раскрылись противоречия в рассуждениях собеседника. Метод «иронии» (субъективная диалектика). А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться к новой жизни (маевтика — повивальное искусство), к познанию всеобщего — как основы морали».

Исходное начало познания — ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Человек черпает знания из самого себя.

«Задача философии — помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее».

Три основные человеческие добродетели:
1. Умеренность (знание как обуздать страсти),
2. Храбрость (знание как преодолеть опасность).
3. Справедливость (знание как соблюдать закон).

Сограждане не приняли Сократа. Был обвинен, что своими рассуждениями развращает молодежь. Арестован и заключен в тюрьму, чтобы попугать и принудить эмигрировать из Афин. Друзья готовят побег. Но он отказался и принял яд. «Истинный философ должен жить в согласии со своим учением».

Платон (429—347 до н.э.). В диалоге «Теэтет» он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чувственным миром, а возвыситься и подняться в потусторонний, непреходящий мир идей».
Создал школу на горе Академа. Академия просуществовала 1000 лет.

Платон

Два мира:
Первыймир идей (эйдос) — действительный, постоянный, совершенный.
Второймир вещей — изменчивый.

«Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир». Многие имеют «пещерные» знания теней, т.е. житейский опыт и не более.

Подобно тому, как чувственное восприятие имеет своим объектом чувственный предмет, понятию соответствует особый предмет — идея (эйдос — вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и реальный.

Материя у Платона — первичный материал, из которого делаются, неким удивительным способом все существующие вещи. Материя — это возможность, а не действительность. Она может принять любую форму, т. к. неопределенна.

Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу.

Теория познания Платона.
Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т. к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется.
Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира — поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя.
Космология. Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу. (Диалог «Тимей»).
Этика. Условием нравственности является знание, которым обладает душа.
Душа состоит из трех частей:
1. Разумной.
2. Пылкой (волевой).
3. Вожделеющей.

Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека.

Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями — мужеством, храбростью, чувством долга. Это воины.

Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом, т. к. изначально привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословия должны обладать общей добродетелью — мерой. «Ничего сверх меры».

Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там.

Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покровительствовать религии.

Отрицательные типы государств:
1. Тимократия — власть честолюбца, в ее основе стремление к обогащению.
2. Олигархия — господство немногих над большинством. Властвуют богатые.
3. Демократия — все противоречия разрешаются восстаниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят.
4. Тирания — вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в воине нужны войны.
Идеальные государства: власть немногих, но способных и подготовленных. Главное — справедливость, т.е. каждому особое занятие и особое положение.
Доблести в идеальном государстве:
1. Мудрость.
2. Мужество.
3. Сдерживающая мера.
4. Справедливость.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.