Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И образованности






Как уже отмечалось, Возрождение возникло как своеобразный вызов Средневековью, бунт против него. В этом своем стремлении противопоставить себя ушедшей культуре и формировалось ренессансное сознание, которое, по сути, было «полемическим самосознанием» (Э. Гарэн). С самого начала своей истории ренессансный человек ясно ощутил, осознал рождение новой эпохи, поэтому все его усилия были направлены на разрыв «со старым миром с целью утвердить иные формы воспитания и общения»1. Стремление выявить новизну собственного времени образует основной пафос Возрождения. Выдвигаемая в противовес консервативным средневековым ценностям ценность новизны доходит до культа оригинальности. Человек стремился быть оригинальным во всем, за что бы он ни брался. Стремление всех превзойти, отличие от остальных - сознательно культивируемая черта личности Возрождения. Характерны в этом отношении биографии флорентийского гуманиста, художника и архитектора Леона Батиста Альберти (1404-1472) и гениального ренессансного скульптора, писателя и художника Бенвенуто Челлини (1500-1571). И тот, и другой стремились быть первыми во всем, превзойти всех2.

 

В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своему цеху и должен был достичь наивысших результатов именно в своей сфере, ренессансный мастер, вынужденный сам отстаивать свою честь, видит свое принципиальное отличие во всесторонности своих умений и знаний. Примечательна в этом плане личность великого Леонардо да Винчи (1452-1519), о котором хорошо сказал его современник Джорджо Вазари (1511-1574), флорентийский живописец и архитектор: «Таланта же в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью. Поистине дивным и небесным был Леонардо, сын сэра Пьеро из Винчи. Обладая широкими познаниями и владея основами наук, он добился бы великих преимуществ, не будь он столь переменчивым и непостоянным. В самом деле, он принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их. Так, в математике за те немногие месяцы, что он ею занимался, он сделал такие успехи, что, постоянно выдвигая всякие сомнения и трудности перед тем учителем, у которого он обучался, не раз ставил его в тупик. Некоторые усилия потратил он и на познание музыкальной науки, но вскоре решил научиться только игре на лире, и вот, как человек, от природы наделенный духом возвышенным и полным очарования, он божественно пел. Все же, несмотря на столь различные его занятия, он никогда не бросал рисования и лепки, как вещей, больше всех других привлекавших его воображение». И далее: «Куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и свое дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить все до совершенства».

 

Инверсия средневековых ценностей была наиболее заметна прежде всего в системе образования. Прежняя схоластическая книжная ученость далека от насущных потребностей Возрождения. Она была подорвана изобретением Гутенбергом в середине XIV в. книгопечатания, ставшим вестником новых форм организации интеллектуальной жизни Ренессанса, возникших как оппозиция средневековым университетам.

Научные изыскания в эпоху Возрождения развертывались вне традиционных центров средневековой культурной жизни (университетов, монастырей), вначале в кружках интеллектуалов, любителей философии, истории, салонах, при дворцах государей, позже, начиная с XVI в., в академиях. Ученые Ренессанса порывают с университетскими корпорациями. Они не занимают какого-либо официального положения в социальной иерархии. Образованный человек - это никто с позиции этой иерархии, ибо он вне нее. Знание оценивается как личностное достояние мыслителя, достигаемое собственным поиском.

Резкое неприятие и критика схоластической учености - общая черта эпохи Возрождения. Образцом этой критики служит знаменитая «Похвала глупости» Э. Роттердамского. Говоря от лица глупости, он направляет острие своей критики против грубых, вздорных, невежественных и бесстыдных монахов, для которых внешнее равенство в одежде важнее естественного неравенства умов; против богословов.

 

Все мыслители Ренессанса не принимают принудительного, назидательного характера средневекового преподавания. Разрушается иерархия «учитель-ученик» и выдвигается новая ценность - бескорыстие в преподавании и изучении наук. Гуманисты Возрождения делают акцент не на преподавание, а на образование личности и выдвигают новый идеал - образование как формирование и развитие личности. М. Монтень в своих знаменитых «Опытах» подвергает критике педантизм средневекового образования, насилие и принуждение. Вместо этого был предложен принцип: «Делай что хочешь». В целом культ свободы, произвола, фантазии, своеволия творца, дух «героического энтузиазма», неприятие всех норм, обязательных правил составили основные ориентации ренессансных ценностей. Но наряду с этими ценностями широко практикуется культ диалога, который был не просто одним из основных жанров и стилей литературных произведений, а рассматривался в качестве формы живого, непосредственного общения ученых. Предложенная Ренессансом диалоговая форма общения ученых представляла собой прямой антипод средневековым схоластическим диспутам. Франческо Петрарка, например, считает, что для научной работы необходимо уединение. Он подвергает критике средневековую практику присвоения научных степеней: «Наше время счастливее древности, так как теперь насчитывают ни одного, ни двух, ни семь мудрецов, но в каждом городе их, как скотов, целые стада. И неудивительно, что их так много, потому что их делают так легко. В храм доктора приходит юноша, чтобы получить знаки мудрости; его учителя по любви или по заблуждению прославляют его; сам он чванится, толпа безмолвствует, друзья и знакомые аплодируют. Затем, по приказанию, он выходит на кафедру и, смотря на всех с высоты, бормочет что-то непонятное. Тогда старшие наперерыв превозносят его похвалами, как будто он сказал что-то божественное... По совершении этого с кафедры сходит мудрецом тот, кто взошел на нее дураком, - удивительное превращение, неизвестное даже Овидию».

Такую же критику развивал позже и Э. Роттердамский, полагая, что средневековые диспуты - это пустые словопрения, «архидурацкие тонкости». В противовес словесным турнирам-диспутам он выдвигает идеал дружеского общения между единомышленниками: вместо кафедры - застолье, вместо ритуала формального диспута - идеал беседы, дружеского обсуждения серьезных научных тем. Ученый Возрождения - не толкователь текстов, не комментатор чужих мнений, а создатель новых идей, дружески полемизирующий со своими единомышленниками. Исходная посылка Ренессанса - отказ от завершенности мысли, от притязаний на законченность, отстаивание позиции бесконечного поиска истины. А диалоговая форма общения ученых свидетельствует о правомочности и равномощности каждого мнения. Диалог выразил не только противостояние нарождающейся культуры с культурой средневековья, но и пытливый дух новой эпохи.

Для Возрождения характерен культ природы, тела, чувственности человека. В полемике со средневековым образованием возник, по мнению Н. Кузанского, культ «ученого незнания», сократовского незнания, невежества, изначального состояния человека, отвечающего его природе. Идя от природного невежества, человек приобретает непосредственное знание, наполненное этически-эстетическим смыслом. Неслучайно ядро ренессансного образования моральная философия и изучение языков. Например, Франсуа Рабле в круг наук, необходимых для образования, включал изучение: языков (греческого, еврейского, латинского); истории и свободных искусств (геометрии, арифметики, музыки, астрономии).

 

Демонстративно провозглашая свое невежество, гуманисты тем самым утверждали новую культуру и образованность, несоизмеримые со средневековой ученостью. В этой новой учености вместо авторитета одного лица (в частности, для Средневековья, как известно, таким непогрешимым авторитетом, наряду с Библией, был Аристотель) выдвигается требование изучать и возрождать культурное наследие древности. Обращение к античной традиции, ко всему богатству и многообразию античной культуры делало Возрождение открытым для всех традиций. Однако эта «открытость» любым традициям далеко выходила за рамки античного культурного наследия. В круг интересов деятелей эпох Ренессанса включались и отцы церкви, и каббала, и герметизм, и заново переосмысленная средневековая (арабская, еврейская, латинская) философия.

Фигуре средневекового ученого книжника, затворника, отрешенного от повседневной жизни, Возрождение противопоставило образ деятеля, причастного к интеллектуальной, политической, церковной, государственной жизни страны. Говоря о достоинстве деятельной жизни, Фр. Петрарка писал: «Нет на земле ничего, более приятного богу, который правит всем этим миром, чем люди, объединенные общественными узами». Ряд гуманистов были канцлерами, дипломатами, папскими секретарями, советниками государей. Таким образом, ренессансная ученость и образование были инверсией средневековой схоластической учености, схоластического стиля мышления и образа жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.