Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малый Магистерий и Великое Делание






 

В предшествующей главе мы видели, что алхимики бра­ли извлеченные из металлов «серу», «меркурий» и «соль» как материю для получения камня. Для этого они могли упо­треблять много методов, ведущих к той же цели. Таким об­разом, некоторые алхимики предполагали извлечь материю из олова, свинца или купороса, о чем будет сказано далее.

Что же касается обыкновенного хода Великого Делания, то самые знаменитые учителя герметизма признавали толь­ко один метод: «Существует только один камень, одна ма­терия для опыта, один огонь, один способ варки для дости­жения белого и красного цветов, и все делается в одном со­суде» (Avicenne. «Declaratio lapidis physici»1). И, несмотря на это утверждение, алхимики с XVII века различали два пути: сырой и сухой. Они называют сырым путем следую­щую операцию: «сера и меркурий философов» варятся на умеренном огне в закрытом сосуде до тех пор, пока материя не сделается черной, затем прибавляют огня, и она ста­новится белой; наконец огонь делают еще более сильным, и тогда содержимое получает красную окраску; сухой путь со­стоит в том, что «соль небесную», то есть «Меркурий фи­лософов», смешивают с металлическим земным телом и ста­вят в реторте на легкий огонь, и дело оканчивается в четыре


1 Авиценна. «Обнаружение естественного камня» (лат.).

 

дня. Таким образом оперировал артист, о котором вспоми­нает Гельвеции в своем «Veau d'or»1 (Barchusen. «Liber sin-gularis de Alchimia»).

Однако этот сухой путь был мало принят, и мы не зна­ем ни одного специального трактата об этом предмете; по­этому мы займемся только путем скрытным, или мокрым, всемирно признанным адептами всех стран и всех веков. Сера, Меркурий и соль составляют материю камня, но все тела содержат в себе эти начала; из которого же луч­ше их извлечь? Это было камнем преткновения для суфле­ров. Принимая слова философов в буквальном смысле, они не умели разобраться в символике. Серу назвали красным цветком, материю камня — растительным или металличе­ским деревом. Суфлеры спешили толочь травы, собирать со­ки, дистиллировать цветы. В других местах камень называ­ли кровью, волосами, собакой, орлом и т. д.; говорили так­же, что материя вещь не чистая и что ее находят повсюду. Все герметические философы единогласно утверждают, что материю надо добывать из металлов, ибо цель Велико­го Делания есть производство золота. «Природа забавля­ется с природой, природа содержит природу, и природа умеет побеждать природу» («Texte d'Alchimie»). Эта зна­менитая аксиома, которая поставила Бернара Тревизана на истинный путь, находится в сочинении «Physiques et mys­tiques de Democrite le mystagogue, alchimiste grec»2. «При­рода побеждает природу». Адепты не переставали повто-


1 «Золотой телец» (фр.).

2 «Физическое и мистическое посвящение в таинство Демокрита, гре­ческого алхимика» (фр.). Несмотря на то что, по утверждению М. Бер-тело, древнегреческий философ Демокрит является «отцом алхимиков», здесь имеется в виду не философ Демокрит Абдерский, а некий аноним­ный автор, скрывавшийся, следуя обыкновению алхимиков, под именем известного ученого. Среди исследователей алхимии его принято имено­вать Псевдо-Демокритом и относить к VI в. н. э. Что же касается само­го Демокрита, его теория строения тел из набора мельчайших неделимых частиц (атомов) скорее противоречит основной идее алхимиков, чем под­держивает ее.

 

рять эту формулу под всеми формами; то же самое говорит Арнольд из Виллановы в своем «Flos florum»1: «Человек воспроизводит только человека, лошадь производит толь­ко лошадей; то же самое и с металлами: они могут быть произведены только их собственным семенем».

Следовательно, материя должна быть извлечена из метал­лов, но вопрос — из каких: из неблагородных или из совер­шенных, из золота и серебра, то есть из Солнца и Луны?

«Солнце есть отец. Луна есть мать» («Изумрудная скрижаль»). «Материя, из которой выработано высшее ле­карство философов, есть тоже золото, только очень чистое, и наша ртуть» (Bernard de Trevisan. «La Parole delaissee»). «Золото, Серебро и Меркурий составляют материю камня, после того как они были подготовлены согласно указаниям Искусства» (Libavius. «Paraphrasis Arnoldi»2).

Тексты, указывающие на золото, серебро и Меркурий как источники извлечения материи, бесчисленны; преды­дущие достаточно ясны, но в особенности тексты Либавия, из которых наиболее интересен следующий фрагмент: «Го­ворю тебе, работай с помощью Меркурия и подобных ему, но только не прибавляй к ним ничего постороннего и знай, что золото и серебро не чужды Меркурию» (Saint Thomas d'Aquin. «Secrets d`Alchimie»3). Это значит: работай с помо­щью Меркурия, золота и серебра.


1 «Цветок цветов» (лат.).

2Либавий. «Пересказ Арнольда» (лат.).

3 Св. Фома Аквинский. «Секреты алхимии» (фр.). В нашем перево­де этот трактат Фомы называется «Об искусстве алхимии».

 

Но эти три металла представляют довольно отличную от камня материю; наиболее близкая материя есть сера, мерку-рий и соль, изъятые из нее. Из золота добывают серу, из се­ребра — меркурий, а из ртути — обыкновенную соль. По словам теоретиков алхимии (Roger Bacon, в особенности в его «Miroir d`Alchimie»), золото содержит серу — начало весьма чистое, устойчивое, красное, несгораемое, а сереб­ро — меркурий, начало чистое, более или менее летучее, блестящее, белое. Что касается соли, то она заключает ртуть. Материя камня состоит, следовательно, из тела, по­лученного из золота и серебра. «Есть другие философы, предполагающие, что камень добывается из меркурия, по­лучаемого с помощью Искусства из металлов совершенных, как Солнце и Луна» (Albert le Grand. «Concordance des philosophes sur le Grand- uvre»1).

Здесь замечается легкое противоречие с тем, что мы говорили выше, но это не так: философы часто обознача­ли под именем «меркурия философов» материю камня, рассматриваемую в своем составе; таким образом, слово «меркурий» имеет четыре различных значения; оно может указывать: во-первых — металл, во-вторых — начало, в-третьих — серебро, приготовленное для Делания, в-чет­вертых — материю камня. В этом последнем смысле надо понимать следующее место:

 

Это есть Меркурий из Меркуриев;

И многие люди прилагают свои старания,

Чтобы найти его для своего дела,

Ибо это не есть меркурий обыкновенный.

Jean de la Fontaine.

«La fontaine des amoureux de science»


1 «Согласованность философов в Великом Делании» (фр.).

Наоборот, в смысле серебра, приготовленного для Де­лания, о Меркурии-начале, изъятом из серебра, говорит­ся в следующей цитате:

 

Мечтаешь ли ты сделать устойчивой ртуть,

Если она улетучивающаяся и обыкновенная,

А не та, из которой я делаю металл?

Бедный человек, ты сам себя очень обманываешь!

Этим путем ты ничего не сделаешь,

Если не пойдешь по другим путям!

Jean de Meung.

«La complainte de nature a I'alchimiste errant»1

 

Мы уже сказали, что о соли как о третьем начале едва упоминается у древних алхимиков; они говорят часто толь­ко о сере и меркурии, золоте и серебре, Солнце и Луне.

Чтобы затемнить действительность, им доставляло удо­вольствие употреблять одни термины взамен других. «Солнце — отец всех металлов, Луна — их мать, хотя Лу­на получает свой свет от Солнца». От этих двух планет за­висит состав магистерия (R. Lulle. «La Clavicule»2). В пер­вой фразе Солнце и Луна суть синонимы серы и меркурия, всемирных начал. В другой фразе они означают серу и мер-курий как материю Делания. Эти четыре термина могли быть взяты дважды по два как абсолютные синонимы.

Один рисунок Бархузена изображает знак серы как соответствующий Солнцу, золоту, а знак меркурия как со­ответствующий Луне, серебру. Символы серы и меркурия как начал могут применяться к сере и меркурию, взятым

1 Жан де Мен. «Жалоба природы блуждающему алхимику» (фр.).

2Р. Луллий. «Ключик» (ит.).

 

в смысле материи камня, а равно и к золоту, и к серебру. (Об этих символах см. главы II и III этой второй части.)

Золото и серебро, приготовленные для Делания, назы­вались золотом и серебром философов. Они были сначала очищены, вот почему Разес говорит: «Начало нашего де­лания есть очищение» («Livre des lumieres»1). Совершен­ствовать — значит очищать. Гревер говорит: «Золото обыкновенное не чисто, оно загрязнено присутствием по­сторонних металлов, окислено, нездорово и потому даже бесплодно; то же самое можно сказать и об обыкновенном серебре. Напротив, Солнце и Луна философов совершенно чисты, они не осквернены никакими посторонними приме­сями, здоровы, сильны, в них изобилует плодородное се­мя» (Greyer. «Secretum nobilissimum»2). Очищая эти ме­таллы, прибавляли им совершенства и давали им, таким об­разом, способность совершенствоваться во время Великого Делания. Обыкновенное золото совершенно только по сво­ей природе и настолько, чтобы делиться им с металлами не­совершенными; из этого можно заключить, что золото про­стое, обыкновенное может усовершенствовать форму ме­таллов несовершенных. Дабы их превратить, необходимо, чтобы это обыкновенное золото было усовершенствовано (Colleson. «Idee parfaite de la philosophic hermetique»3). Из­быток своего совершенства золото и серебро передают ме­таллам во время трансмутации.

Золото очищали цементацией, то есть сплавляли с сурь­мой, а серебро — купеляцией со свинцом.


1 «Книга свечений» (фр.).

2 Грейер. «Благороднейший секрет» (лат.).

3 Колезон. «Совершенная идея герметической философии» (фр.).

 

Все это относится к золоту и серебру монетному или в изделиях, которые всегда смешаны с другими металлами. Ископаемое золото можно употреблять прямо, потому что оно достаточно чисто само по себе. «В недрах земли нахо­дят золото совершенное и иногда находят маленькие кусоч­ки самородка. Если ты можешь достать его — оно доста­точно чисто; если же нет, то тебе придется его очищать сурьмой» (Philalete. «Entree ouverte аu Palais ferme du roi»). Мы сказали, что было два способа очистки золота: «Про­гони золото через царский цемент или через сурьму» (Ph. Rouillac. «Abrege du Grand- uvre»). Цемент, или цар­ский цемент, состоял, по словам Макера («Dictionnaire de chimie»), из четырнадцати частей толченого кирпича, части зеленого кальцинированного, то есть прокаленного, или красного купороса (это были, следовательно, купоросные ос­татки или извержения) и одной части обыкновенной соли. Из всего этого готовили тесто с помощью воды или мочи и заключали в плавильный тигель, перекладывая слоями зо­лота и цемента поочередно.

Чтобы указать эти операции, алхимики употребляли массу символов. Золото и серебро обыкновенно изобража­лись королем, одетым в красное, и королевой, одетой в бе­лое. «Мужское символизируется красным, женское — бе­лым» (Isaak le Hollandair. «Opera mineralia»1).

Золото и серебро изображали также в виде больших че­ток. Их одежды означали посторонние примеси, нечисто­ты, которые их загрязняют. Алхимики говорили еще, что король и королева очистились в бане. «Но раньше, чем венчать чистоту их любви и допустить их до брачной посте-


1 Исаак Голланд. «Труды по минералогии» (лат.).

 

ли, надо их тщательно омыть от всех грехов, как врожден­ных, так и усвоенных... Приготовьте, следовательно, для них теплую ванну, в которой вы их вымоете, каждого от­дельно, ибо женщина, менее сильная, не могла бы перенес­ти едкости мужской ванны. Она была бы неизбежно раз­рушена или уничтожена. Мужская ванна приготовляется из сурьмы. Что же касается женской ванны, то Сатурн вам покажет, какова она должна быть» (Huginus a Barma. «Le regne de Saturne change en siecle d'Or»1).

Мы здесь находим указанное аллегорически очищение золота сурьмой (на латыни — stubum) и серебра — свинцом (Сатурн). Очищение было символизировано ис­точником, в который король и королева, Солнце и Луна, шли купаться. Этот символ присутствует в рисунках Ав­раама Еврея и у Розера.

Сурьма символизирована волком, а свинец — Сатурном, вооруженным косой. Таким образом, в первом из рисунков сочинения Василия Валентина «Les douzes clefs de Sagesse»2, которое говорит об очищении, сурьма символизирована вол­ком, помещенным рядом с царем, символом Солнца, или зо­лота. Операция совершается в тигле: свинец, символизиро­ванный Сатурном, помещен рядом с королевой, Луной, или серебром, с той же стороны помещена купель. Что же каса­ется трех цветков, которые держит королева, то они означа­ют, что очищение должно быть повторено три раза.

Первая картина Авраама Еврея, изображающая Мер­курия, преследуемого Сатурном, относится к очищению серебра свинцом. И действительно, серебро после купе­лирования становится легче по той причине, что содержит


1 Гигинус из Бармы. «Царство Сатурна меняется в век золота» (фр.).

2 «Двенадцать ключей мудрости» (фр.).

 

посторонние металлы, окиси которых поглощаются стен­ками тигля. Алхимики, видя, что в этой операции серебро потеряло свой первоначальный вес, допускали, что улету­чивающиеся части испарились. Сатурн, или свинец, пре­следует Меркурия, или серебро, и отрубает ему ноги, то есть делает его неподвижным, устойчивым — одним сло­вом, неизменяемым. Это настоящее сгущение меркурия, на котором обманывалось столько суфлеров.

Очищенные золото и серебро составляют материю, удаленную от камня.

Сера, изъятая из золота, меркурий, извлеченный из се­ребра, были материей будущей. Все философы согласны в этом последнем пункте. «Золото есть наисовершеннейший из всех металлов; это есть отец нашего камня, а между тем это есть только материя: „материя камня есть семя, содер­жащееся в золоте"» (Philalete. «Fontaine de la philosophie chimique»1). Еще: «Вот почему я вам советую, о друзья мои, оперировать над Солнцем и Луною только после обращения их в их материю, которая есть сера и меркурий философов» (R. Lulle. «La Clavicule»). Гигинус говорит положительно: «Сера золота есть настоящая сера философов».

Следующий процесс был употребляем алхимиками для извлечения серы или меркурия из золота или серебра: они растворяли сначала эти два металла, следуя древней акси­оме: «Corpora non agunt nisi soluta»2. Затем они давали этой жидкости остыть, то есть ее кристаллизовали, после чего разлагали соли, полученные таким способом; вновь раство­ряли полученные золото и серебро, обращали их в порошок, и после разных разложений, которые варьируются у раз-

 

1 Филалет. «Источник химической философии» (фр.).

2Тела действуют лишь в свободном состоянии (лат.).

 

личных философов, наконец получались сера и меркурий, годные для добывания камня.

Что же касается «соли», это обыкновенно была летучая меркуриальная соль. Перед трансформацией в соль Мер­курий очищался кристаллизацией.

Мы видели, что философы употребляли кислоты для растворения золота и серебра. «В нашем камне скрыт весь секрет порошка магистерия, который есть солнце, луна и крепкая водка» (R. Lulle. «Eclaircissement du testament»1). Крепкая водка обозначает жидкости кислот. «Во-первых, надо, чтобы тело было растворено и чтобы поры были от­крыты, для того чтобы природа могла действовать» (Le Cosmopolite2). Эту часть Великого Делания алхимики дер­жали особенно в тайне. По их мнению, эту операцию про­извести труднее всего.

«Самая трудная работа заключается в том, чтобы хо­рошо приготовить материю» (Augurel. «La Crysopee»3).

Большая часть адептов обошла молчанием эту часть Делания и начинала описание Великого Делания, предпо­лагая, что приготовление материи известно. Это, впрочем, нам подтверждает Колезон: «Они говорят весьма мало и весьма темно о первой операции герметического магис­терия, без которой, между прочим, ничего нельзя сделать в этой науке трансмутации» («Idee parfaite de la philosophie hermetique»4).

Между тем нам удалось найти несколько строк, осве­щающих этот вопрос. Из них ясно, что золото было рас-


1 Р. Луллий. «Прояснение заповеданного» (фр.).

2Космополит (фр.).

3 Огурэль. «Хризопея» (фр.).

4 «Совершенная идея герметической философии» (фр.).

творяемо в царской водке, а серебро — в крепкой водке, или азотной кислоте, а иногда в купоросном масле (серной кислоте). Артефиус распространяется более всех других о водке или кислоте, употребляемой для растворения золо­та; он называет ее первичным меркурием, уксусом гор. «Эта водка, — говорит он, — растворяет все, что может быть растворено и обращено в жидкость. Эта водка весомая, или тяжелая, липкая, клейкая... Она растворяет все тела в их первичную материю, то есть в серу и в ртуть. Если ты поло­жишь в эту водку какой бы то ни было металл (в опилках) и оставишь на некоторое время в умеренном жару, металл весь растворится и превратится в липкую водку... Она при­бавится в весе и примет цвет совершенного тела» (Artephius. «Traite secret de la pierre des philosophes»1).

Последний параграф совершенно верен: хлористый раствор золота, полученный действием царской водки, имеет желто-блестящий цвет и тяжелее употребленного металла.

Автор анонимного труда «Traite du Blanc et du Rouge»2, который говорит открыто о Великом Делании, оперирует над солями, полученными из предварительного раствора зо­лота и серебра. Вот его рецепт водки для золота, то есть царской водки: «Возьми совершенно сухого венгерского си­него купороса и селитры, более фунта нашатырной соли. Сделай из этого крепкую водку в стеклянном, хорошо зама­занном сосуде, снабженном стеклянной крышкой или кол­паком». Рипли входит в подробности опыта.


1 Артефиус. «Секретный трактат о камне философов» (фр.).

2«Трактат о белом и красном» (фр.).

 

«Тело, уже приготовленное, влей сверх составленной водки, чтобы она была покрыта толщиной в 1/2 дюйма. Водка начнет сейчас же кипеть на извести без малейшего внешнего огня, растворится и примет форму льда, высушив все» (Riplee. «Moelle d`Alchimie»1). Принять форму льда — значит кристаллизоваться. Эта последняя операция называ­лась также сгущением. «Ты узнаешь, что всякий Магисте-рий состоит только из одного растворения и одного сгуще­ния» (Albert le Grand. «Le livre des huit chapitres»2).

Соли, полученные таким образом, служили для Дела­ния. «Соли не имеют никакого трансмутационного качест­ва. Они служат только ключом к приготовлению камня» (Basile Valentin. «Char de triomphe de l`Antimoine»). Но они претерпевают различные видоизменения, после которых превращаются в кислоты или новые соли.

Кислоты символизировались львами, пожирающими Солнце или Луну. Каждый рисунок, изображающий Солн­це или Луну, Аполлона или Диану, побежденными и по­жранными животными сильными и храбрыми, каковы: лев, орел, тигр и т. д. — символизирует растворение дра­гоценных металлов. Филалет говорит: «Прежде, чем на­чать последний процесс Делания, надо найти жидкость, в которой золото растворяется, как лед в воде». Эта жид­кость есть кислота, называемая желудком страуса; подоб­но тому как страус переваривает все, так и эта жидкость растворяет все металлы.

В картинах, которые Фламель велел вылепить на кладбище Инносанс (Невинных), растворение представ­лено драконом, пожирающим человека, прижатого им


1 Рипли. «Сущность алхимии» (фр.).

2Альберт Великий. «Книга в восьми главах» (фр.).

к земле. Готовую уже материю изображали жидкостью, заключенной в сосуде. Наконец, ее представляли химиче­ским гермафродитом, и она дает прирост всем вещам, смешиваясь безразлично со всеми ими, потому что содер­жит семена всех эфиров (Venceslas Lavinius. «Traite du ciel terrestre»1). Гермафродит изображен одним телом с двумя головами. Он называется «ребис» и символизирует серу и меркурий, приготовленные для Великого Делания. Ри­чард Английский говорит: «Первая материя нашего кам­ня называется ребис, то есть вещь, получившая от приро­ды двойное тайное свойство, которое дает ей имя герма­фродита» («Le triomphe hermetique»2).

Мы не сделаем ошибки, повторив, что меркурий фило­софов, когда он представлен как единая материя Делания, обозначает собрание тел, входящих в состав материи. Взя­тый в этом смысле, он представляет собой не специальное тело, а синоним материи Делания. Это ясно из следующих строк Рипли: «Теперь, сын мой, чтобы сказать что-нибудь о меркурий философов, узнай, что, когда вы смешаете ва­шу водку с красным мужчиной (нашей магнезией) и с белой женщиной, которую называют альбифической, и когда они все будут соединены, составляя одно тело, тогда-то толь­ко вы действительно будете иметь меркурий философов» (Riplee. «Traite du mercure»3).

Мы окончим эту главу несколькими словами о получе­нии порошка, называемом Малым Магистерием Великого Делания, или Великого Магистерия.

Малое Делание, или Малый Магистерий, представлял операцию с Меркурием (солью серебра), но философский


1 Венцеслас Лавиний. «Трактат о земном небе» (фр.).

2«Герметический триумф» (фр.).

3 Рипли. «Трактат о ртути» (фр.).

 

камень, полученный таким способом, был белый и не об­ращал металлы в серебро. Великое Делание производи­лось смесью солей золота и серебра с серой и Меркурием, и тогда получался настоящий философский красный ка­мень, превращавший металлы в золото.

Два камня и два Магистерия изображались деревом; одно — лунное дерево, имеет на себе луны в виде плодов, это — Малое Делание; другое — солнечное дерево, име­ет на себе солнца, это — символ Великого Делания. Это различие между двумя Деланиями весьма древнее; его зна­ли все алхимики. «Философы утверждают, что золото сна­чала прошло через состояние серебра. Следовательно, если бы кто-нибудь захотел совершить Делание с одним только серебром, он не мог бы двинуться дальше белого и мог бы превратить несовершенные металлы только в серебро, но никогда не превратил бы их в золото» (Vogel. «De lapidis physici conditionibus»1). Гебер признавал два философских камня, или эликсира, так как он говорит: «Луна, укреплен­ная для белого эликсира, приготовляется раствором луны в едкой водке» (Geber. «Livre des fourneaux»2).

Ход обоих Деланий одинаков, кроме того что ход работ в Малом Магистерий останавливался при появлении бело­го цвета, между тем как Великий Магистерий продолжался до появления красного цвета. Трактат «Du Blanc et du Rouge» различает также два делания. Разъяснив простран­но Великое Делание, или Делание красное, он довольст­вуется указанием, что для Малого Делания достаточно по­вторить те же операции, работая только с серебром, раство­ренным в специальной водке. Философы писали только


1 Фогель. «О состояниях физического камня» (лат.).

2 Гебер. «Книга печей» (фр.).

 

о Великом Делании, поэтому и мы оставим в стороне Ма­лый Магистерий. Между прочим, известно, что тигель, со­суд, огонь, операции, цвета сходны в обоих случаях, но Ве­ликое Делание продолжительнее, ибо после белого цвета, конца Малого Делания, другие цвета появляются в Вели­ком Делании. В сущности, говоря об одном, мы будем гово­рить одновременно и о другом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.