Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I






Причины неясности трактатов алхимии.

Средства, употребленные алхимиками,

чтобы скрыть способ Великого Делания.

Знаки.Символы.Мифологические имена.

Иностранные слова.Анаграммы.Басни.

Загадки.Аллегории.Криптография

 

Герметические трактаты темны для читателя: во-первых, потому, что читатели обыкновенно не знакомы с алхимиче­скими теориями; затем и в особенности потому, что фило­софы преднамеренно их затемняли. Они смотрели на алхи­мию как на самую высокую науку. «Алхимия есть искус­ство из искусств, это истинная наука», — вскричал восторженно Калид в «Книге трех слов» («Livre des trois paroles»). Подобная наука должна быть известна, по их мнению, только небольшому числу адептов. Можно ли их порицать за это? Теперь нам кажется такой взгляд преуве­личенным, но в древности мистерии служили для передачи некоторых законов природы и правил философии. В Сред­ние века корпорации ремесленников имели практические секреты, которые ни один член корпорации не отважился бы разоблачить. Приготовление некоторых красок состав­ляло драгоценное наследие, которое великие художники пе­редавали своим наиболее любимым ученикам. Между тем как ученые, не колеблясь, продавали решения запутанных проблем, герметические философы скрывали свою науку и никому ее не продавали. Когда попадался неофит, до­стойный посвящения, они указывали ему дорогу, не откры­вая, однако, всего сразу. Они требовали, чтобы он доби­вался сам, и только наводили его и поправляли: один ука­зывал состав материи Великого Делания, другой — градусы теплоты, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи — атанора; но не было ни од­ного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную ка­ру — моментальную смерть. «Я не представляю себе, — говорит Фламель в разборе трактата Авраама Еврея, — возможности написать это понятным латинским языком, так как Бог тотчас покарал бы меня» («Explication des Figures de Nicolas Flamel»1)2.

Что же касается обвинения алхимиков в затемнении смысла и символичности, которое могли бы возвести на них слишком усердные теологи, то мне кажется, что символы и странные фигуры, наполняющие их сочинения, могли бы больше всего служить к обвинению в магии. Роджер Бэкон, Альберт Великий, Арнольд из Виллановы не избе-

 

1 «Объяснение фигур Николя Фламеля» (фр)-

2 Авраам Еврей — мифический древний автор алхимического тракта­та с картинками. Стал известен благодаря описанию Н. Фламеля в его книге «Иероглифические фигуры». «Книга Авраама Еврея» (по-еврейски «Аш Мецареф») считается одним из основных памятников европейской герметической науки. Оспаривая это, К. Г. Юнг называет ее подделкой XVIII в. (Юнг К. Г. Дух Меркурий. М., 1996).

 

жали обвинения в магии и безбожии. А между тем алхими­ки были весьма набожны: в их писаниях постоянно попада­ются воззвания к Богу. Они делили свое время между изу­чением, работой и молитвой. Некоторые думали даже, что тайну изготовления философского камня люди получили от

самого Бога.

Ранее, чем объяснить символы, относящиеся к Вели­кому Деланию, мы укажем, какие средства употреблялись алхимиками, чтобы скрыть от профанов науку священно­го камня.

Прежде всего, установлены знаки. Они появились вме­сте с алхимией. Греки ввели их первыми, получив свою на­уку от египтян, где она изображалась с помощью иерогли­фов. Знак воды одинаков с иероглифом воды, подобно дру­гим, например золота и серебра (см.: Hoeffer. «Histoire de la Chimie». V. I и Berthelot. «Origines de l'Alchimie»). Алхи­мические знаки весьма многочисленны в некоторых тракта­тах, например, у Кунрата (Khunrath. «Confessio de chao-physico-chimicorum»1), где он заменяет ими названия хими­ческих тел и стадии операции.

Символы имели такое же большое применение; так, на­пример, взлетающие птицы означали отделение пара, а пти­цы опускающиеся, наоборот, — поспешность, стремитель­ность, опрометчивость. Феникс был символом камня совер­шенного, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал черный цвет, который принимает материя в начале процесса Великого Делания, когда ее на­гревают. Странная герметическая книга «Liber Mutus», или «Книга без слов», в сущности, содержит только одну


1 Кунрат. «Хао-физико-химическое откровение» {лат.).

 

строчку текста. Она состоит из символических рисунков, иллюстрирующих процесс Великого Делания.

Мифологические имена были в большом ходу. Марс обозначал железо, Венера — медь, Аполлон — золото, Диана, Геката или Луна — серебро, Сатурн — свинец; золотое руно обозначало философский камень, а Бахус — материю земли. Это греко-египетский символизм; в Сред­ние века мифологическими именами пользовались для обо­значения металлов, но в конце XVI века они так усложни­лись, что бенедиктинец дон Иозеф Пернети должен был написать два толстых тома («Fables grecques et egyptien-nes devoilees»1), чтобы объяснить их смысл и происхож­дение.

К мифологическим именам присоединилось большое количество иностранных слов: еврейских, греческих и арабских. По происхождению алхимии, в ней должны встречаться греческие слова, каковы: hyle — первичная материя, hypoclaptique — сосуд для отделения летучих масл, hydrooleum — эмульсия масла и воды и т. д.

Арабские слова там еще более многочисленны, как то: эликсир, алкоголь, алкали, боракс, кроме не дошедших до нас, забытых, но находящихся в герметических трактатах, каковы: alcani, etain, alafar, matras и т. д. Что касается еврейских названий, то их можно встретить только в алхи­мически-каббалистических трактатах. Для изучения всех этих названий мы попросим читателя обратиться к «Dictionnaire mytho-hermetique»2 Пернети и «Lexicon chim-icum»3 Джонсона.

 

1 «Разоблаченные сюжеты греков и египтян» (фр.).

2 «Мифо-герметический словарь» (фр.).

3 «Лексикон химика» (лат.).

 

Очевидно, что эта специальная терминология должна быть достаточна для устранения профанов, но алхимики пользовались еще и другими средствами. Они часто упо­требляли анаграммы. В конце «Зеленого сна» находится несколько, и вот объяснение двух из них: «Seganissegede» означает гения мудрости, а «Tripsarecopsem» — дух, те­ло, душу.

Они пускали в ход притчи. Вот одна, легко объясни­мая. «Весь мир знает камень, а я клянусь Богом живым, что все могут иметь материю, которую я ясно назвал в книге: „vitrium", для невежд, но надо к нему прибавить 1 и о; вопрос в том, куда надо поставить эти буквы» (Helios. «Miroir d'Alchimie»). Искомое слово есть «vitri­ol» (купорос).

Любопытная загадка, хорошо известная алхимикам, находится на стр. 744 третьего тома «Theatrum chimicum», сопровождаемая комментариями Николая Барнольда (Nicolas Barnauld). Вот она: «„Aelia Laelia Crispis" есть мое имя. Я ни мужчина, ни женщина, ни гермафродит, ни дева, ни юноша, ни старуха. Я ни развратница, ни девственница, но все это взятое вместе. Я не умирала ни от голода, ни от железа, ни от яда, но от всех этих вещей сразу. Я не покоюсь ни на небе, ни на земле, ни в воде, но повсюду. „Lucius Agatho Priscius", который не был ни моим мужем, ни моим любовником, ни моим рабом, без горечи, без радости, без слез велел меня похитить, не зная и не ведая, для кого этот монумент, представляющий ни пирамиду, ни мавзолей, но оба вместе. Вот могила, не вмещающая в себя трупа, и труп, не заключенный в могилу. Труп и могила составляют одно». Барнольд устанавливает в своем комментарии, что эта выдержка касается философского камня. Другой ребус, не менее знаменитый, заимствован из греческих авторов. «Во мне девять букв и четыре слога; помни обо мне. — Первые три имеют каждый по две буквы. — Другие име­ют остальные пять согласных. — Узнай меня, и ты будешь обладать мудростью». Разгадка, по-видимому, будет «Arsenicon»1.

Имеется еще способ затемнения смысла; это акростих. В нем начальные буквы слов какой-либо фразы или надпи­си составляли слово, скрываемое герметическими филосо­фами <...>. Вот средства сокрытия слов. Укажем теперь, как алхимики скрывали идеи.

На первом месте стоят легенды, заимствованные из гре­ческой, латинской и египетской мифологии. Их находят у по­зднейших алхимиков в эпоху Возрождения. Мифами поль­зовались не только для сокрытия Великого Делания, но, на­против, старались доказать, что Гомер, Вергилий, Гесиод, Овидий были адептами и учили практике камня. Наиболее странное мнение приписывало Адаму знание камня. Перне-ти в своем словаре, не колеблясь, дает герметическое объяс­нение «Илиаде» и «Одиссее». Ни один миф не ускользает от его объяснения. Его работа очень любопытна, но утоми­тельна. Пернети был последователем Либуа, написавшего «Энциклопедию богов и героев» (Libois. «Encyclopedie des dieux et des heros, sortis des quatre elements, et de leur quintes­sence, suivant la science hermetique»2. V. 2).

Аллегорические истории применялись алхимиками так­же во все времена. Грек Зосима делает об этом довольно типический доклад, сообщаемый Хёффером в «Histoire de


1 Arsenicum (лат.) — мышьяк.

2 Либуа. «Энциклопедия богов и героев, вышедших из четырех эле­ментов и их квинтэссенции, следуя герметической науке» (фр.).

la Chimie». В одной более современной книге указаны цвета, принимаемые материей во время Великого Дела­ния: черный, серый, белый, желтый, красный: «Так, ко­гда я намеревался путешествовать, то встретился между двумя горами с важным господином и скромным и серь­езным крестьянином, одетым в серый плащ и черную шляпу; на шее его был повязан белый шарф, а талия стя­нута желтым поясом; на ногах его были красные сапоги» («Cassette du petit paysan» par Ph... Vr...1). Аллегория продолжается на нескольких страницах. Много любопыт­ных аллегорий можно встретить в этой литературе, како­вы: аллегории Мерлина и Хёффера или в историческом очерке Фигье «Алхимия и алхимики». Эти авторы дают им весьма забавные толкования; так, Хёффер видит в ал­легории Мерлина указание химического анализа, произ­веденного как сухим, так и сырым путем.

Теперь остается сказать о криптографии, то есть об ис­кусстве секретного письма при помощи специальных букв и знаков или иносказательной передачи истинного значения. Алхимики употребляли специальные азбуки, составленные из герметических знаков, иногда с примесью цифр. Иоганн Третгейм в своей «Полиграфии» («Polygraphia») приводит несколько азбук, составленных из особенных знаков.

Иногда алхимики писали слова наоборот или прибав­ляли ненужные буквы, тогда как другие выпускали бук­вы. Парацельс тоже искажал слова; так, вместо «Aroma philosophorum»2 у него написано «Aroph. D`Atre mont»; в «Tombeau de la pauvrete»3 он даже заменяет целые фразы.


1 «Шкатулка маленького крестьянина» Ф... Вр... (фр.).

2 Аромат философов (лат.).

3 Гробница нищеты (фр.).

К счастью, в конце книги находится ключ или перевод этих странных терминов.

Раймонд Луллий предпочитает особый способ криптогра­фии, обозначая главные периоды опыта, произведения и пре­параты буквами азбуки. Так, в его «Процессе видоизменения души» («Compendium animae transmutationis») написано: «Посмотри, сын мой, если ты возьмешь F и поставишь его в С, то получишь Н, то есть первую фигуру F. С. Н., и т. д.». F означает металлы, С — кислоты, растворяющие металлы, а Н — огонь первой степени.

Каждый алхимик употреблял особые способы крипто­графии; эта пространная наука бесполезна и увлекла бы нас слишком далеко. Достаточно того, что мы уже сказа­ли о самых распространенных приемах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.