Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА I. Определение алхимии. — Алхимия научная






Определение алхимии.Алхимия научная

и герметическая философия. — Суфлеры

и адепты.Цели алхимии: Великое Делание,

гомункулы, алкагест, палингенезия. Мировой Дух,

квинтэссенция, жидкое золото

 

Что такое алхимия? Для нас это только естественная на­ука, мать химии. Но средневековые алхимики вот как опре­деляют свою науку. Алхимия, говорит Парацельс, есть на­ука превращения одних металлов в другие. (Это небо фило­софов.) Подобное же определение дается и большинством алхимиков. Так, Дионисий Захарий в своем сочинении, оза­главленном «Естественная философия металлов», говорит: «Алхимия — это часть естественной философии, показы­вающая способ усовершенствования металлов, подражая по возможности природе».

Роджер Бэкон, строгий мыслитель, дает более точное определение: «Алхимия есть наука приготовления неко­торого состава или эликсира, который, будучи прибавлен к неблагородным металлам, превращает их в металлы со­вершенные» («Зеркало алхимии»). Подобно этому, Ар-гиропея есть превращение серебра в золото, а Хризо-пея — превращение в золото земли (см. G. Claves. «Apologia Chrysopeiae et Argyropaeiae»). В XVIII веке, когда химия сияла во всем своем блеске, надо было разде­лить обе эти науки, и вот как об этом говорит Пернети:

«Обыденная химия есть искусство разрушать составы, которые сформировала природа, тогда как герметическая химия помогает природе их совершенствовать» (см. «Гре­ческие и египетские легенды»)1.

Но все эти определения имели в виду только высшую алхимию, на поприще изыскания которой работало толь­ко два сорта лиц: алхимики-суфлеры, не имевшие понятия о теории и работавшие случайно. Они, правда, искали фи­лософский камень, но только попутно, при производстве продуктов промышленной химии, каковы: мыло, искусст­венные драгоценные камни, кислоты, краски и пр.; это бы­ли родоначальники химии; они-то и продавали за деньги тайну изготовления золота; шарлатаны и мошенники, они делали фальшивые монеты. Многие из них были повешены на вызолоченных виселицах.

Напротив, герметические философы, гнушаясь подоб­ными работами, предавались изысканию философского камня не из жадности, но из любви к науке. Они имели, специальные теории, которые не позволяли им удаляться за известные пределы.

Так, в приготовлении философского камня они работа­ли обыкновенно только над благородными металлами, между тем как суфлеры имели дело с различными произ-

 

' В своей «Книге прачек» знаменитый алхимик Николя Фламель да­ет такое определение алхимии: «Алхимия есть часть естественной фило­софии, самой необходимой составной частью которой является искусст­во, равного которому нет; искусство это позволяет превращать все дра­гоценные, но несовершенные камни в истинно совершенные, сообщать подлинное здоровье всем больным человеческим телам, трансмутировать металлы в истинные солнце и луну с помощью некоего универсального лекарства, в котором слиты все отдельные медикаменты и каковое изго­товляется вручную благодаря тайному действу, открытому детям истины, а также с помощью того тепла, которого требует Природа». {Фламель Н. Алхимия. СПб., 2001. С. 155.)

 

ведениями царств растительного, животного и минераль­ного. Философы придерживались доктрин, сохраняю­щихся в неприкосновенности целые века, тогда как суф­леры мало-помалу оставили дорогостоящие изыскания, к тому же крайне медленные, и занялись производством продуктов повседневного обихода, приносящих хороший доход; таким путем химия превратилась постепенно в осо­бую науку и отделилась от алхимии.

Лучше всего осветит вопрос отрывок из Беккера («Physica subterranea»1): «Ложные алхимики ищут толь­ко способ делать золото, а истинные философы жаждут науки. Первые делают краски, поддельные камни, а вто­рые приобретают знание вещей»2.

Теперь мы просмотрим проблемы алхимии. Главная со­стояла в приготовлении эликсира, философского камня, имеющего способность превращать обыкновенные метал­лы в золото или в серебро. Различали два эликсира: один — белый, превращавший металлы в серебро; дру­гой — красный, превращавший их в золото. Греческие ал­химики знали это различие двух эликсиров; первый белил металлы, второй их желтил (см. Berthelot. «Origines de l`Alchimie»3). Вначале за философским камнем признава-

 

1 «Подземная физика» (лат.).

2 Эта книга Иоганна Иоахима Бехера (Becher; 1635—1682) была опубликована в 1669 г. В ней, в частности, высказывается мысль, что в со­став землеподобных (неорганических) веществ входят три вида земель: стеклующаяся, ртутная и горючая. Когда вещество сжигают, горючая, или масляная, земля (terra pinguis) улетучивается, и горение всякого веще­ства объясняется наличием в нем этой земли. Именно отсюда берет нача­ло существовавшая чуть более века теория флогистона, специфического го­рючего вещества. Эта теория, являвшаяся, по существу, первой сознатель­ной попыткой объяснить различные химические феномены с единой точки зрения, была впоследствии опровергнута знаменитыми опытами Лавуазье.

1 Бертело. «Истоки алхимии» (фр.).

лось только свойство превращения металлов, но позднее герметические философы признали у него массу других свойств, как то: производить бриллианты и другие драго­ценные камни, исцелять все болезни, продлевать челове­ческую жизнь долее обыкновенных границ, давать тому, кто им обладает, знания наук, силу влияния и могущества над небесными духами и т. д.1 Этот пункт разработан во второй части настоящего труда.

Первые алхимики имели целью только превращение ме­таллов, но позднее они себе поставили много других задач и даже создание одушевленных существ. Легенда гласит, что Альберт Великий сделал деревянного автоматического человека-андроида, в которого могущественными заклина­ниями вдохнул жизнь. Парацельс пошел дальше и предпо­лагал сотворить гомункула — живое существо из мяса и костей. В его трактате «De natura rerum» (Paracels. «Opera omnia medico-chimico-chirurgica». Tome II)2 имеется способ его создания. В одном сосуде заключаются различные жи­вотные продукты, коих мы не назовем; благоприятные вли­яния планет и легкая теплота необходимы для удачи опера-

 

' Вообще, само слово эликсир переводится с арабского как «философ­ский камень» (аль-иксир), но в медицине эликсирами принято называть настой или вытяжку из растительных веществ на спирту. У алхимиков ле­карство первого порядка или первый полученный камень именуется Фи­лософским Золотом: «Сера, восхищенная Меркурием, лекарство второго порядка, именуется Эликсиром, но это всего лишь более активное Фило­софское Золото, и, наконец, есть лекарство третьего порядка — Элик­сир, доведенный до совершенства и все-и-повсюду-взаимопроницаемо-сти. Это и есть собственно Философский Камень. Мы видим, что назва­ния Философского Золота, Эликсира и Философского Камня служат для обозначения трех ступеней, или стадий развития, одной и той же вещи...» (Эжен Канселье; см.: Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости. М, 1999. С. 145.)

2 «О природе вещей» (Парацельс. «Собрание медико-химико-хи­рургических трудов». Т. II) {лат.).

ции. В сосуде образуется легкий пар и постепенно прини­мает человеческие формы; маленькое создание шевелится, говорит — рождается гомункул. Парацельс весьма серьез­но описывает способ его кормления1.

Алхимики искали также алкагест, или всеобщий раство­ритель. Эта жидкость должна была разлагать на составные части все погруженные в нее тела. Одни думали ее найти в едком кали, другие — в царской водке, Глаубер — в сво­ей соли (сернокислом натрии). Они не сообразили только того, что если бы алкагест действительно все растворял, то уничтожил бы и содержащий его сосуд. Но как бы оши­бочна ни была гипотеза, она помогает открытию истины; отыскивая алкагест, алхимики открыли много простых тел.

По существу, палингенезия приближается к идее гомун­кула, так как это слово означает воскрешение; и действи­тельно, с помощью этой операции воспроизводили расте­ние или цветок из его пепла, как указал Афанасий Кирхер в своем «Mundus subterraneus» («Подземный мир»).

Алхимики пробовали также извлекать Spiritus Mundi (Мировой Дух). Эта субстанция, разлитая в воздухе, на­сыщенная планетным влиянием, по их мнению, обладает


1 Гомункулом Парацельс называл искусственно созданное человече­ское существо, произведенное из спермы без помощи женского организ­ма. Вот что он пишет по этому поводу в своей книге «О природе вещей»: «Человеческие существа могут появляться на свет без естественных ро­дителей. Другими словами, существа эти могут вырасти, не будучи выно­шенными и рожденными женским организмом, — посредством мастер­ства искусного спагирика». И далее описывает сам способ: «Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный на­воз приблизительно на сорок дней и надлежащим образом „намагнетизи­ровать", она может начать жить и двигаться... Мы называем такое суще­ство гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого дру­гого ребенка...» (Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. С. 216-217.)

 

массой удивительных свойств, в особенности — растворять золото. Они ее искали в росе, в «flos coeli» — небесном цветке — или «nostoc» — тайнобрачном, появляющемся по­сле больших дождей. «Дождь во время равноденствия слу­жит мне, чтобы заставить выйти из земли „flos coeli", или универсальную манну, которую я собираю, гною и выделяю из нее чудесным образом воду — истинный источник мо­лодости, радикально растворяющий золото» (De Respour. «Rares experiences sur l'esprit mineral»1)-

Проблема Квинтэссенции была рациональнее. Надо было извлечь из каждого тела самые деятельные части, непосредственным результатом чего являлось совершен­ствование очистительных процессов2.

Наконец, алхимики искали «or potabile» — жидкое золото. По их словам, золото, будучи телом совершен­ным, должно быть лекарством энергичным, сообщающим организму силу противодействовать всем болезням. Од­ни употребляли раствор хлористого золота, как это мож­но видеть в следующем тексте: «Если налить воды в этот раствор, положить туда олова, свинца, железа и висмута,


1 Де Респур. «Уникальные опыты с минеральным духом» (фр.).

2 Квинтэссенция (от лат. quinta essentia — пятая сущность) — ос­нова, самая суть чего-либо. В платоновской Академии — пятый эле­мент, эфир, субстанция небесной тверди. Затем, согласно Аристотелю, первая сущность, субстанция всего надлунного мира, в отличие от четырех элементов подлунного мира, вечная, непреходящая. Согласно неоплатони­ку Плотину (III в. н. э.), квинтэссенция — бессмертное астральное тело души, а согласно определению Агриппы Неттесгеймского (1486—1535; средневековый писатель, врач, философ) — активное начало, божествен­ный дух, который может проявляться через медиумов. По словам Арноль­да из Виллановы и Раймонда Луллия, квинтэссенция есть некий архетип, представляющий тело и заключающий в себе все его достоинства в наивыс­шей степени. По определению Парацельса, квинтэссенцией является вы­тяжка (экстракт) из всех остальных элементов.

 

то золото, брошенное туда, обыкновенно пристает к ме­таллу, и, как только вы помешаете воду, оно, будучи по­добно грязи, смешивается и собирается в воде» (Glauber. «La medecine universelle»1).

Но обыкновенно шарлатаны продавали очень дорого под именем растворенного золота жидкость, имеющую желтый цвет, и в особенности раствор хлорной перекиси железа.

Таким образом, у алхимиков не было недостатка в пред­метах для испытания терпения, но большинство оставляло без внимания второстепенные задачи для Великого Дела­ния. Большая часть герметических сочинений говорит толь­ко о философском камне, поэтому и мы займемся рассмот­рением только этого вопроса, не затрагивая других, появив­шихся уже позднее в истории алхимии и разбивающихся на массу различных видоизменений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.