Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 6. Язык и мышление






 

Вопросы для обсуждения

1. Менталингвистика как наука, изучающая взаимоотношения языка, мышления и сознания.

2. Проблема языка и мышления как центральная проблема языкознания, философии (логики) и психологии.

3. Теория Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа, этнолингвистика и языковой детерминизм.

4. Функции языка по отношению к мышлению и функции мышления по отношению к языку.

5. Вербальное и авербальное мышление. Типы авербального мышления.

6. Логический и семантический аспекты в содержательной структуре языковых знаков.

7. Логическое, психологическое, семиотическое и контенсивное рассмотрение языковых значений.

8. Типы языковых значений.

9. Обучение человека и язык.

 

Темы для докладов

1. Отражение работы сознания в системе языка.

2. Типы авербального мышления.

3. Язык и память.

4. Язык и когнитивное развитие.

5. Лингвистическая относительность и детерминизм.

6. Логическое мышление и язык.

7. Интеллектуальное развитие человека, общества и языка.

 

Основная литература

1. Ахунзянов Э. М. Общее языкознание. Казань, 1981. С.82-146.

2. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. С.71-89.

3. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. С.152-166.

4. Попова З. Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987. С. 41-59.

 

Дополнительная литература

1. Абаев В. И. Отражение работы сознания в лексико-семантической системе языка // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. М., 1970.

2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

3. Альбрехт З. Критика современной лингвистической философии. М., 1977.

4. Андреев И. Д. Пути и трудности познания. М., 1968.

5. Ардентов Б. П. Мысль и язык. Кишинев. 1965.

6. Афазия и восстановительное обучение: Тексты. М., 1963.

7. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975.

8. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси. 1976.

9. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., 1966.

10. Вандрие Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. М., 1937.

11. Васильев С. А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев. 1974.

12. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.3. М., 1982.

13. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.

14. Гипотеза Сепира-Уорфа // Новое в лингвистике. Вып.1. М., 1960.

15. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

16. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. №6.

17. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982.

18. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1986.

19. Звегинцев В. А. История языкознания XΙ X-XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1. М., 1965.

20. Иванов В. В. Чет и нечет: Ассиметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.

21. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.

22. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.

23. Козлова М. С. Философия и язык. М., 1972.

24. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. М., 1976.

25. Критчли М. Афазиология. М., 1974.

26. Крючкова Т. Б. Некоторые особенности отражения идеологии в лексико-семантической системе языка // Уровни языка и их анализ. М., 1976.

27. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М., 1981.

28. Кулик А. Н. Информационные сети и языковая совместимость. М., 1977.

29. Ладыгина-Котс К. Н. Предпосылки человеческого мышления: подражательное конструирование обезьяной и детьми. М., 1965.

30. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т.1 и Т.2. М., 1983.

31. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

32. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

33. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

34. Лурия А. Р. Курс общей психологии: мышление и речь. М., 1970.

35. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1982.

36. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

37. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления: к критике гегелевского учения о формах мышления. М., 1979.

38. Маслиева О. В. Становление категории причинности: на материале истории языка. М., 1983.

39. Мышление и речь. М., 1963.

40. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1980.

41. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

42. Павиленис Р. И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М., 1983.

43. Панфилов В. З. Грамматика и логика. М., 1963.

44. Панфилов В. З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.

45. Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания. Гносеологические аспекты. М., 1977.

46. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. М.-Л., 1964.

47. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.-Л., 1932.

48. Потебня А. А. Из записок по русской грамматики. Т.1-2. М., 1958.

49. Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

50. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

51. Психолингвистика за рубежом. М., 1972.

52. Психолингвистика. М., 1984.

53. Резчиков Л. О. Слово и понятие. Л., 1968.

54. Рейтман У. Познание и мышление. М., 1968.

55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

56. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: о месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.

57. Сепир Э. Язык // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993.

58. Серебренников Б. А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М., 1963.

59. Серебренников Б. А. К проблеме «Язык и мышление»: всегда ли мышление вербально? // Изв. АН СССР. 1977. Сер. лит. и яз. – Т.36. №1.

60. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.

61. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

62. Сотникян П. А. Основные проблемы языка и мышления. Ереван, 1968.

63. Спиркин Л. Г. Мышление и язык. 2-е изд. доп., М., 1958.

64. Уфимцева А. А. Типы словесных знаков. М., 1974.

65. Фишель В. Думают ли животные? М., 1973.

66. Фрумкина Р. М. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., 1971.

67. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

68. Чесноков Н. В. Логические и семантические формы мышления как значение грамматических форм // Вопросы языкознания. 1984, №5.

69. Шалютин С. М. Язык и мышление. М., 1980.

70. Швырев В. С. Задачи и разработки категории деятельности как теоретического понятия // Эргономика. 1976, №10.

71. Язык и мышление. М., 1967.

 

Вопросы для самопроверки

1. Объясните различие между понятиями «сознание» и «мышление». В каком контексте лежит проблема языка и мышления?

2. Что такое менталингвистика?

3. Назовите основные теории и направления в языкознании, логике и психологии, трактующие язык и мышление в отрыве друг от друга или в отождествлении друг с другом.

4. Почему проблема языка стала одной из самых актуальных в современной философии и лингвистике?

5. Какова основная идея лингвистической философии? Укажите на источники развития концепции лингвистической философии.

6. Объясните сходства и различия между теориями Гердера-Гумбольдта и Сепира-Уорфа.

7. Назовите основные функции, выполняемые языком по отношению к вербальному мышлению.

8. Почему сторонники той точки зрения, что мышление превалирует над языком, рассматривают соотношение языка и мышления прежде всего с филогенетической точки зрения?

9. Почему приматы не в состоянии освоить человеческую речь?

10. Что такое вербальное и авребальное мышление?

11. Почему авербальная форма мышления должна предшествовать появлению языка (речи)?

12. Назовите функции вербального мышления, выполняемые им через посредство языка и в отношении к языку.

13. В каком случае может нарушаться связь между языком и вербальным мышлением? Приведите примеры.

14. Рассмотрите факты языка, которые с точки зрения неразрывной и единства языка и мышления (без разграничения вербальной и авербальной форм мышления), не могут получить необходимого объяснения и описания.

15. Назовите элементы общей схемы, по которой формируется словесный знак.

16. Почему логический и семантический аспекты по-разному соотносятся в содержательной структуре языковых знаков? Приведите примеры.

17. В каких сферах человеческой деятельности язык и вербальное мышление выступают в тесном единстве? Можно ли сказать, что во всех случаях единства языка и вербального мышления проявляется коммуникативная сущность языка?

18. Назовите основные формы авербального мышления. Какие формы авербального мышления предшествуют появлению языка (речи)? Какие формы авербального мышления появились с возникновением языка?

19. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие наглядное, образное, практическое, лингвокреативное, авербально-понятийное и поисковое мышление.

20. Можно ли считать, что язык (речь) – это совершенное орудие и средство человеческого логического мышления?

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.