Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 5. Язык и речь






 

Вопросы для обсуждения

1. Язык, речь и речевая деятельность: различное их понимание.

2. Онтологическое и гносеологическое соотношение языка и речи.

3. Общественная природа языка и речи.

4. Речь – способ существования языка, язык устанавливает границы функционирования и распространения речи.

5. Языковая норма.

6. Формы существования речи. Множественность речи, единичность языка.

7. Бихевиористская концепция акта общения Л. Блумфилда.

 

Темы для докладов

1. Язык, речь и речевая деятельность в концепциях В.Гумбольдта, Ф. де Соссюра, Д. В. Щерби.

2. Единицы языка и речи.

3. Порождение и восприятие речи (от смысла к тексту, от текста к смыслу).

4. Язык и речь как два аспекта, речевой деятельности.

 

Основная литература

1. Ахунзянов Э. М. Общее языкознание. Казань, 1981. С.167-184.

2. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М., 1979. С.7-29.

3. Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974. С.167-176.

4. Савченко А. Н., Иоффе В. В. Общее языкознание. Ростов, 1985. С. 75-82.

 

Дополнительная литература

1. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975.

2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1965.

3. Верещагин Е. М. Порождение речи: латентный процесс. М., 1968.

4. Верещагин Е. М. Психолингвистическая характеристика двуязычия. М., 1969.

5. Виды и функции речевой деятельности. М., 1977.

6. Гардинер А. Различие между речью и языком // Звегинцева В. А. История языкознания XΙ X-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. Ι Ι. М., 1965.

7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

8. Головин Б. И. Язык и статистика. М., 1971.

9. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Развитие речи у дошкольников. М., 1972.

10. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966.

11. Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

12. Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977.

13. Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.

14. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

15. Леонтьев А. Н., Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.

16. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

17. Ломтев Т. П. Язык и речь // Общее и русское языкознание: Избранные работы. М., 1976.

18. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

19. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1982.

20. Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике. Вып. Ι Ι Ι. М., 1963.

21. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два // Инженерная психология. М., 1964.

22. Миллер Дж. Язык и речь // Экспериментальная психология. М., 1963. Т.2.

23. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

24. Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.

25. Норман Б. Ю. Синтаксис речевой деятельности. Минск, 1978.

26. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

27. Палермо О. С. Словесные ассоциации и речевое поведение детей // Изучение развития поведения детей. М., 1966.

28. Погодин А. Л. Язык как творчество // Вопросы теории и психологии творчества, Харьков. 1913. Т.4.

29. Постовалова В. И. Язык как деятельность: опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М., 1982.

30. Психология грамматики. М., 1968.

31. Речь: артикуляция и восприятие. Л., 1965.

32. Слоьин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.

33. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.

34. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого сообщения. М., 1979.

35. Теория речевой деятельности. М., 1968.

36. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979.

37. Фланаган Дж. Анализ, синтез и восприятие речи. М., 1968.

38. Чуковский К. И. От двух до пяти. 21-е изд. М., 1970.

39. Шарадзенидзе Т. С. Проблема взаимодействия языка и речи. Тбилиси, 1971.

40. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

41. Язык и речь. Тбилиси, 1977.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какой существенной особенностью характеризуется предмет языкознания? Существуют ли еще науки, подобные языкознанию по характеру предмета?

2. Как вы понимаете «язык» и «речь»? Приведите примеры. Охарактеризуйте связь между языком и речью.

3. Что такое предмет и объект языкознания? На каком основании происходит их различение?

4. Охарактеризуйте пути формирования понятия об объекте языкознания. Объясните, почему формирование этого понятия определяет и формирование науки о языке.

5. Что служило основой в познании логики и грамматики для древнегреческих ученых?

6. Почему слово «логос» (или понятие) было так многозначно в древнегреческом? Как понимал его Аристотель?

7. Назовите десять категорий Аристотеля. Назовите грамматические и понятийные категории русского и изучаемого Вами иностранного языка. Какие из этих категорий находят отражение в категориях Аристотеля?

8. Почему формирование языкознания затянулось на очент длительное время?

9. Охарактеризуйте вопросы языка и речи в концепциях ученых эпохи Возрождения.

10. Почему Вильгельм фон Гумбольдт является подлинным создателем теоретического, общего языкознания?

11. Назовите антиномии Гумбольдта. Какая антиномия была основной в понимании В. Гумбольдта? Охарактеризуйте место, которое Гумбольдт уделял языку и речи.

12. Охарактеризуйте сильные и слабые (по вашему мнению) стороны концепции Гумбольдта.

13. Охарактеризуйте понимание языка и речи Ф. де Соссюра. В чем заключается дихотомия противопоставления языка и речи у Соссюра?

14. Охарактеризуйте важнейшие различия в концепциях Гумбольдта и Соссюра относительно языка и речи.

15. Как Соссюр характеризует язык и речь? Почему он решил, что для изучения языка и речи необходимо создавать отдельные дисциплины лингвистического цикла? Правомерно ли это?

16. В чем сходны концепции Гумбольдта и Соссюра?

17. Какими признаками наделяют ученые язык и речь?

18. Почему, рассуждая на тему двойственности предмета лингвистики, мы всякий раз приходим к вопросу о статусе языкознания?

19. Почему речь шире языка? Объясните это в онтологическом и гносеологическом аспектах.

20. Какие отношения устанавливаются между языком и речью в современной лингвистике?

21. В каком случае речь может быть формально описана? И вообще возможно ли это?

22. Почему язык многомерен, а речь линейна? Могут ли быть обратные отношения?

23. Назовите подходы к описанию языка через посредство речи. Охарактеризуйте специфику этих подходов.

24. Назовите единицы членения языка и речи. В чем несовершенство двойного членения А. Мартине?

25. Какими признаками можно охарактеризовать отношения между этическими и эмическими единицами?

26. Охарактеризуйте соотношение языка и речи на разных уровнях языка.

27. Как Ф. Соссюр понимал «речевую деятельность» и «речь»? Сопоставьте это с тем, что высказывали советские ученые-психологи относительно речевой деятельности и речи. Как советские ученые понимали речь?

28. Почему речевая деятельность является предметом изучения самых разнообразных дисциплин? Охарактеризуйте эти дисциплины.

29. Как понимал «речевую деятельность» Л. В. Щерба?

30. Что такое «языковая система» согласно концепции Л. В. Щербы?

31. Что такое «языковой материал» согласно концепции Л. В. Щербы?

32. Какое место занимает противопоставление языка и речи в концепции Л. В. Щербы?

33. Назовите общую формулу (контекст), в которой заключается проблема языка и речи.

34. Чем отличаются лингвистический и психолингвистический подходы к языку и речи?

35. Охарактеризуйте психолингвистический подход к языку и речи.

36. Назовите и охарактеризуйте уровни порождения высказывания (текста), доязыковые и языковые. Приведите примеры.

37. Какими признаками характеризуется переход от одного уровня высказывания к другому, от низituj к высшему?

38. Чем занимается нейролингвистика? Назовите известные вам нарушения связи языка и речи. Объясните причины нарушения этих связей.

39. Почему следует отличать лингвистический и психолингвистический анализ материала речевой деятельности? Докажите на конкретных примерах.

40. Укажите на существенные различия между процессами порождения и восприятия текста.

41. Назовите возможные помехи, возникающие в процессе речевой деятельности, и объясните, почему они возникают и разрешаются в процессе коммуникации.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.