Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 2. Типологическое языкознание.






Семинар № 1. Логическое направление в зарубежном и русском языкознании. Логико-грамматическая концепция Ф.И. Буслаева

Вопросы

1. Истоки логического подхода к языку. Грамматика Пор-Рояля.

2. Логическое направление в русском языкознании. Принципы определения частей речи и предложения в грамматиках Ломоносовского периода и последующих – до Х1Х в.

3. Развитие грамматических взглядов с конца 50-х до конца 70-х годов Х1Х века.

4. Учение Буслаева о частях речи и предложении.

а) части речи знаменательные и служебные.

Место числительных, местоимений среди частей речи у Буслаева. Почему Буслаев относит их к служебным словам? Какое место отводится этим категориям слов в современных русских грамматиках? Критика Потебни относительно позиции Буслаева по этому вопросу.

б) Принципы определения частей речи.

в) В чем проявляет себя Буслаев как представитель логического направления?

г) Можно ли считать позицию Буслаева чисто логической или целесообразнее определить ее как логико-грамматическую?

д) Какой принцип классификации частей речи является основополагающим в современной школьной грамматике? Чем обусловлен его выбор? Что осталось в современном учении о частях речи от Буслаева?

е) На какой основе определяет Буслаев предложение?

ж) Учение Буслаева о второстепенных членах предложения. Критический анализ этого учения с учетом других концепций второстепенных членов предложения.

з) Учение Буслаева о сложноподчиненном предложении. Принципы выделения придаточных предложений. Краткий анализ концепции Буслаева с учетом других точек зрения.

Литература

1. Н.А. Кондрашов История лингвистических учений. – М., 1979. - § 18

2. Ф.М. Березин История русского языкознания. – М., 1979. – гл. 2, 3

3. Щеулин В.В., Медведева В.И. Хрестоматия по истории грамматических учений в России. – М., 1965. – С. 133-135 (только о Буслаеве), с. 154-157

4. Иванова А.Ф. учение о частях речи в учебниках буслаевской школы //РЯШ. – 1957. - № 3. – с. 90-93, 99.

5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.

6. Современный русский язык. – М., 1987. - § 108. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике // Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х-ХХ веков в очерках и извлечениях. – М., 1960. ч. 1. – с. 137-138.

7. Федоренко Л.П. О научной школьной грамматике //РЯШ. – 1971. - № 4. – с. 29-34.

8. Березин Ф.М. История русского языкознания. – М., 1979. – Глава 5. – с. 104-109.

9. Щеулин В.В., Медведева В.И. Указанная книга. – с. 148 - 151

10. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. – М., 10987. - § 274, 371.

11. Федоренко Л.П. О научной школьной грамматике //РЯШ. – 1971. - № 4. – с. 29-34

12. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. – М., 1978. – с. 69-90.

Формально-грамматическое направление в русском языкознании

Московская лингвистическая (формальная) школа Ф.Ф. Фортунатова

 

Вопросы

1. Московская (формальная) лингвистическая школа и ее основатель – академик Ф.Ф. Фортунатов (ученики и последователи: А.А. Шахматов, М.М. Покровский, Б.М. Ляпунов, В.И. Истрин, В.К. Поржезинский, А.И. Томсон, Д.Н. Ушаков, Е.Ф. Будде, М. Фасмер и др.)

2. Охарактеризуйте вклад Ф.Ф. Фортунатова в развитие сравнительно-исторического языкознания. В чем суть заложенных Фортунатовым основ теоретического языкознания?

3. Кратко изложите идеи Фортунатова о социальной природе языка, которые легли в основу русской школы социолингвистики.

4. Охарактеризуйте вклад Фортунатова в современное учение о грамматической форме слова, в чем суть и особенность его взглядов на форму слова? Что такое части речи по Фортунатову?

5. Как Фортунатов представлял себе процесс мышления? Как это отразилось на его определении предложения как формы психологического суждения? Что понимает Фортунатов под словосочетанием? Общая характеристика синтаксической концепции московской лингвистической школы.

6. «Синтаксис русского языка» А.А. Шахматова, психологическая основа его учения о предложении

7. В чем видел Фортунатов основную задачу преподавания грамматики в средней школе?

8. Выделите и охарактеризуйте элементы формально-грамматического подхода в «Русской грамматике – 80» и современных учебниках по русскому языку.

 

Литература

1. Стеценко А.Н. Филипп Федорович Фортунатов //Русская речь. - № 4. – 1972.- С. 123-129;

2. Филипп Федорович Фортунатов //Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык том 10. – М.: Аванта+, 2001.- С. 165-166;

3. Березин Ф.М. Ф.Ф. Фортунатов и русское языкознание конца XIX в.(К 150-летию со дня рождения ученого) //РЯШ. - № 1. – 1998. – 99-99;

4. Ф.Ф. Фортунатов в истории науки о языке //ВЯ. - № 5. – 1963

5. Быкова Г.В. История мирового языкознания. – Благовещенск, 2002. – С.104-112;

6. Смирнов С.В. Учитель, имя твое //РЯШ. – 1988. - № 1

7. Основные направления русского языкознания конца XIX – начала ХХ в.//Хрестоматия по истории русского языкознания /Под ред. Ф.П. Филина. – М.: «Высшая школа», 1973. – С. 273-275;

8. Стеценко А.Н. Филипп Федорович Фортунатов //Русская речь. - № 4. – 1972.- С. 125 - 126;

9. Журавлев В.К. Ф.Ф. Фортунатов и лингвистическая революция ХХ в.//Вестн. Моск. ун-та. сер. 9, Филология. - № 1. – 1990. – С. 24 - 26;

10. Березин Ф.М. Ф.Ф. Фортунатов и русское языкознание конца XIX в.(К 150-летию со дня рождения ученого) //РЯШ. - № 1. – 1998. – 96 - 97;

11. Стеценко А.Н. Филипп Федорович Фортунатов //Русская речь. - № 4. – 1972.- С. 126;

12. Березин Ф.М. Ф.Ф. Фортунатов и русское языкознание конца XIX в.(К 150-летию со дня рождения ученого) //РЯШ. - № 1. – 1998. – 94 - 95;

13. Основные направления русского языкознания конца XIX – начала ХХ в.//Хрестоматия по истории русского языкознания /Под ред. Ф.П. Филина. – М.: «Высшая школа», 1973. – С. 271-272;

14. Основные лингвистические направления и особенности изучения грамматических явлений русского языка в конце XIX – начале ХХ вв. //Щеулин В.В., Медведева В.И. Хрестоматия по истории грамматических учений. – М.: «Высшая школа», 1965. – С. 253-254;

15. Филипп Федорович Фортунатов //Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык том 10. – М.: Аванта+, 2001.- С. 166;

16. Березин Ф.М. Ф.Ф. Фортунатов и русское языкознание конца XIX в. (К 150-летию со дня рождения ученого) //РЯШ. - № 1. – 1998. – 97- 98;

17. Быкова Г.В. История мирового языкознания. – Благовещенск, 2002. – С.106-108

18. М.Н. Петерсон. Современный русский язык. – М., 1939: классификация частей речи и комментарий к ней //Щеулин В.В., Медведева В.И. Хрестоматия по истории грамматических учений. – М.: «Высшая школа», 1965. – С. 287-289;

19. Федоренко Л.П. О научной школьной грамматике //РЯШ. – 1971. - №4. – С.29-34 (см. с. 31 о логической и формальной классификации слов).

20. Основные направления русского языкознания конца XIX – начала ХХ в.//Хрестоматия по истории русского языкознания /Под ред. Ф.П. Филина. – М.: «Высшая школа», 1973. – С. 268 -270;

21. Березин Ф.М. Ф.Ф. Фортунатов и русское языкознание конца XIX в.(К 150-летию со дня рождения ученого) //РЯШ. - № 1. – 1998. – 96;

22. Основные лингвистические направления и особенности изучения грамматических явлений русского языка в конце XIX – начале ХХ вв. //Щеулин В.В., Медведева В.И. Хрестоматия по истории грамматических учений. – М.: «Высшая школа», 1965. – С. 253-254;

23. Быкова Г.В. История мирового языкознания. – Благовещенск, 2002. – С.109-112;

24. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Часть 5. – М., 1986. – С. 81 (таблица 43 – «Формальная классификация СПП»);

25. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956 (глава 13, 28 – о второстепенных членах предложения и о сложноподчиненном предложении).

26. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка – М., 1941 (глава об односоставных предложениях – С. 49-131);

27. Ф.Ф. Фортунатов О преподавании грамматики русского языка в средней школе // Ф.Ф. Фортунатов. Избр. Работы. Т. 2. – С. 427-461

28. Березин Ф.М. Ф.Ф. Фортунатов и русское языкознание конца XIX в.(К 150-летию со дня рождения ученого) //РЯШ. - № 1. – 1998. – 96;

 

Семинар 2. Типологическое языкознание.

 

Знать определения терминов:

аналитизм, синтетизм, изоляция, инкорпорация, агглютинация, фузия, флексия; абсолютные и импликативные универсалии; активный, эргативный, номинативный (аккузативный) строй; иконичность, грамматикализация, конкурирующие мотивации.

 

Вопросы к семинару:

1. На каких основаниях может строиться типологическая классификация языков?

2. Какие морфологические типы языков Вам известны?

3. Какие Вы назвали бы этапы развития типологии?

4. Каковы различия языков синтетического и аналитического строя?

5. Каковы характерные особенности языков флективного типа? Агглютинативного типа?

6. В чем различие между языками изолирующими и аналитическими?

7. Приведите примеры фузии, агглютинации и аналитизма из русского языка; из других известных Вам языков.

8. В чем состоит сущностное отличие типологии Э. Сэпира по сравнению с типологиями 19 в.?

9. Что такое «индексы Гринберга»?

10. К каким языковым типам принадлежат языки индоевропейской языковой семьи? Тюркской? Семитской? Китайско-тибетской?

11. Приведите примеры абсолютных и импликативных универсалий. В чем их значение?

12. Дайте краткую характеристику основных типов синтаксических стратегий.

13. Назовите основные тенденции и актуальные проблемы современной типологии.

 

Темы рефератов (для самостоятельной подготовки):

1. Иоганн Аделунг, «Mithridates» и подобные работы.

2. Немецкие романтики и морфологическая классификация языков: братья Шлегели, А.Шлейхер.

3. Вильгельм фон Гумбольдт.

4. Типология конца 19 в.

5. Сэпир Э. «Язык» (1921; рус. переводы 1950, 1993).

6. Бенвенист Э. Классификация языков // Новое в лингвистике. Вып. 3. – М., 1963. – С.36 - 59.

7. Гринберг Дж. Квантитативный подход к морфологической типологии языков // Новое в лингвистике. Вып. 3. – М., 1963. – С. 60 – 94.

8. Гринберг Дж. Осгуд Ч., Дженкинс Дж. Меморандум о языковых универсалиях // Зарубежная лингвистика. II. – М., 1999. – С. 118 – 131 и Гринберг Дж. Некоторые грамматические универсалии, преимущественно касающиеся порядка значимых элементов // Там же. – С. 160 – 208.

9. Исаченко А. Опыт типологического анализа славянских языков // Новое в лингвистике. Вып. 3. – М., 1963. – С. 106 – 121.

10. Якобсон Р. Типологические исследования и их вклад в сравнительно-историческое языкознание // Новое в лингвистике. Вып. 3. – М., 1963. – С. 95 – 105.

11. Климов Г.А. «Принципы контенсивной типологии», М., 1983.

12. Кибрик А.Е. Типология: таксономическая или объяснительная, статическая или динамическая // ВЯ. 1989. № 1. С. 5 – 30.

 

Литература:

Алпатов 1998; Амирова и др. 1975; Касевич 1977; Плунгян 1996;

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.

Журинская М.А. Лингвистическая типология // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. – М., 1962.

Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. – М., 1992; 2-е изд. М., 1999.

Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. – М., 1978.

Очерки типологии порядка слов. – М., 1989.

Рождественский Ю.В. Типология слова. – М., 1969.

Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993.

 

Задания и упражнения:

1. Определите тип языка, если в нем:

а) слова обычно довольно длинные;

б) слова короткие, но не очень;

в) очень короткие слова;

г) много очень длинных слов.

 

2. В немецком языке достаточно часто встречаются такие слова, как:

Fuß bodenschleifmaschinenverleih «Аренда машин для шлифовки паркета» или

Donaudampfschifffahrtsgesellschaftskapitä nsmü tze «капитанская фуражка общества пароходного сообщения на Дунае».

Можно ли назвать его инкорпорирующим?

 

3. Укажите в словоформах казахского языка суффикс множественного числа: хаттар «письма», каздар «гуси», батырлар «герои», балалар «дети», терезелер «ó кна», сездер «словá», аттар «кони», пештер «пé чи», эншiлер «певцы», балыктар «рыбы», жылдар «годá», кыздар «девушки», γ йлер «дома», шептер «травы», сулар «вó ды», жерлер «зé мли», каптар «мешки», шамдар «лампы».

 

4. Проанализируйте различия в способах выражения грамматических значений в русском и тюркских языках (татарский; турецкий):

бала 'ребенок' бала=лар 'дети'

бала=га '(к) ребенку' бала=лар=га '(к) детям'

бала=да 'у ребенка' бала=лар=да 'у детей'

бала=м=да 'у моего ребенка' бала=лар=ым=да 'у моих детей'

bayan ve bay=lar

дама и господин=мн.ч.

'дамы и господа'

 

5. Проанализируйте особенности падежной маркировки актантов в латинском и аварском языках, а также в индейском языке чикасо (примеры из Lazard G. Actancy. – Mouton de Gruyter, 1998):

Quintu-s Marcu-m occidi-t Marcu-s decessi-t

‘Квинт убил Марка’ ‘Марк умер’

 

Imač -ø ø -č `wana Xurš -icca Imač -ø ø -wana

‘Имача убил Хурш’ ‘Имач умер’

 

chi-sso-li is-sa-shō Ö ka chokma-li sa-chokma

2SGII-hit-1SGI 2SGI-1SGII-kiss be.good-1SGI 1SGII- be.good

‘я бью тебя’ ‘ты меня целуешь’ ‘я в порядке’ ‘я хороший’

 

6. Можно ли в русском языке найти примеры аккузативной, активной, нейтральной и эргативной стратегии кодирования актантов? Если да, то приведите примеры.

 

Дополнительные задания:

7. Даны местоимения на старославянском языке и их переводы на русский язык: къде – «где», тъгда – «тогда», тако – «так». Дано также еще восемь местоимений на старославянском языке: къгда, онамо, овъгда, онъде, камо, овъде, како, овамо. Известно, что три из них переводятся как «здесь», «туда (далеко)», «сейчас».

Задание: Определите, каким именно местоимениям соответствуют три приведенных выше перевода, а также установите переводы остальных местоимений.

 

8. Даны санскритские глагольные формы и их переводы на русский язык, записанные в другом порядке:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.